Молодой человек начал входить в мир информационных технологий как разработчик, а в итоге замахнулся на собственный IT-бизнес и сейчас медленно, но верно идёт к своей цели. Он рассказал нашему изданию, что привело его в программирование, почему он сменил направление своей деятельности, какой идеальный для людей IT-продукт хотел бы создать.
- Какой опыт или событие в вашей жизни наиболее сильно повлияли на выбор карьеры в IT и переход к роли продуктового менеджера?
- Это было случайно. Я пришёл к другу, он писал что-то, это были обычные сайтики на HTML. Я попросил научить меня, сказал: "давай вместе что-нибудь напишем". Попробовал, какое-то время тоже пописал такие сайтики, а потом начал метаться из профессии в профессию, но тоже в рамках IT. Просто начал пробовать всё. В колледже на разработчика я учился три года, сейчас я на 4 курсе. В менеджмент перешёл в марте 2024. А переход именно в продуктовый менеджмент у меня проходил в два этапа. Сначала я перебрался в проектный менеджмент, а потом уже в продуктовый. Как это было? Я хотел сделать свой продукт и понял, что недостаточно просто разрабатывать, нужно ещё иметь навыки руководителя проектами. Необходимо уметь делегировать задачи, уметь управлять ресурсами и так далее. С этого началось моё знакомство с такой позицией, как менеджер проекта и продукта. А затем попал в Студенческую IT-Лабораторию в роли проектного менеджера. Мы делали софт для IT компании по управлению проектами. Тут я допустил очень много ошибок, но и извлёк немало опыта. На самом деле было сложно. Не хватило опыта с моей стороны, а от менеджера как раз зависит большая часть команды. Моя ошибка была в том, что я плохо оценил срок самого проекта - то есть сколько мы сможем реализовать за два месяца работы лаборатории. И команда для работы сформировалась довольно сложная, но в этом весь прикол. Легко быть менеджером в хорошей команде, когда она сама тебя ведёт в нужном направлении, а не ты её двигаешь. Считаю, что допускать ошибки можно и даже нужно - на них люди и учатся.
- Почему вы не развиваетесь в направлении разработки? Чем привлекает именно продуктовый менеджмент?
- Когда ты продакт-менеджер, ты понимаешь, что весь продукт зависит от тебя, и создавать что-то новое самому - это интересно. А в рамках разработки у тебя есть уже какие-то готовые идеи, которые просто ты реализуешь, пишешь для них код. Но на идеи, по большому счёту, ты влиять не можешь - только в технической части. Когда ты продуктовый менеджер, ты можешь влиять на идеи, можешь предлагать свои и двигать их куда тебе нравится.
В целом я хочу развиваться больше как IT-предприниматель и руководитель. Хочу вести свой бизнес в IT, разработать собственный продукт. А продуктовый менеджер - это как раз про решение проблем пользователей, про то, как будет двигаться продукт компании: стратегия разработки, финансовый план и так далее. В отличие от того же проектного менеджера, который просто контролирует именно саму разработку по какому-то написанному сценарию. Продуктовый менеджер - наиболее творческое направление в IT. Именно это мне приглянулось. Поэтому я ушёл в гуманитарное русло. Сейчас прохожу стажировку в IT-компании, где применяю свои навыки.
- В работе вы комбинируете свои навыки разработчика и продуктового менеджера?
- Какие личные качества и навыки вы хотели бы развить, чтобы стать лучшим продуктовым менеджером?
- Любопытство - постоянное придумывание каких-то решений, проверка гипотез и так далее. Креативность - навык, который позволит придумать то, как вы будете выполнять эти решения. Ну и дух экспериментатора, который выходит из любопытства. Чем ты любопытнее, тем больше проводишь всяких итераций, что-то проверяешь на рынке и так далее.
- Максим, какой продукт вы хотели бы разрабатывать, уже будучи IT-предпринимателем?
- Сначала, наверное, нужно сделать продукты, которые тебе будут просто деньги приносить. И это не обязательно должен быть продукт всей твоей жизни. Потом я бы смотрел в сторону создания каких-то бизнес-экосистем. Например, мне нравится, когда можно управлять своим бизнесом в рамках одной программы. То есть вот как делает это "Битрикс 24", «Яндекс 360». Вот такое мне нравится создавать.
- Что вам для этого нужно?
- Представьте, что уже готовы стать IT-предпринимателем, работать над собственным продуктом. Какие шаги нужно предпринять, чтобы начать бизнес?
- Для начала надо набраться опыта - это 100 %. Понять работу - 10 продуктов завалить, а на 11-м всё получится, и он выйдет на рынок, найдёт свою целевую аудиторию. Просто нужно наработать опыт, нужно на реальных кейсах, проектах работать с реальными клиентами. Только тогда уже можно выходить из чьей-то компании и переходить в самостоятельное плавание, к своему делу.
- Какие ещё цели, планы на будущее?
- Хочу создать продукт, который найдёт свою целевую аудиторию и будет приносить пользу миру. Мне нравится выступать на публике, и надо продолжать развивать этот навык. Хочу организовывать самые большие бизнес-конференции в стране именно на некоммерческой основе, потому что если целью ставить только получение прибыли, то крупные проекты сложно будет реализовывать. Также планирую записывать подкасты о бизнесе после того, как получу довольно большой опыт в сфере IT-предпринимательства. И хотелось бы преподавать в ведущих вузах страны дисциплины, связанные с моей деятельностью. Мне нравится сам процесс преподавания, и я готов делиться своими знаниями с другими в будущем.
- Хорошо. Вообразим, что у вас есть возможность создать продукт, который решает одну любую проблему человечества. Какой бы проблемой вы занялись, и каким бы был тот идеальный продукт?
- Я бы мыслил в сторону проблемы личной продуктивности. Много людей плохо планируют своё время, не умеют правильно ставить себе цели и идти к ним. Из-за этого у них появляется апатия, просто потому что они не понимают, что делают и к чему идут. Я бы придумал какой-нибудь софт, работающий с мотивацией пользователя. Здесь как пример хорошего кейса - бесплатная платформа по изучению языков Duolingo, которая ввела ударный режим. Чем больше дней ты в нём занимаешься, допустим, английским, тем выше у тебя ударный режим. Когда он на отметке 100, ты просто не можешь не заниматься. На самом деле, это хороший пример работы с мотивацией, с продуктивностью. И я бы мыслил в эту сторону, но не только в рамках изучения языка, а во всех аспектах жизни человека.
- Если бы вам сказали "Максим, давай собирай команду, можешь звать любого профессионала", кого бы вы хотели видеть в этой команде?
- За стратегию развития отвечал бы Александр Идрисов, основатель компании Strategy Partners. У него очень большой опыт в разработке стратегии развития любого продукта. Продукт сам себя не продаёт - этим занимаются отделы продаж. Поэтому пригласил бы к себе в команду Михаила Гребенюка, основателя Grebenuk Resulting. Они построили более тысячи отделов продаж. За внутренней разработкой обратился бы к ребятам из "Яндекса", потому что у них довольно хорошие продукты. И этого трио хватило бы, чтобы успешно начать свой проект.
О том, что происходит в мире информационных технологий, о людях, которые работают в этой сфере, о том, что их мотивирует и как здесь можно достигать высот, читайте в нашей еженедельной рубрике "Войти в IT".
Фото: Елизавета Медведева