Глава региона осмотрел долгострой, закопать который, как выразился ранее сам Бурков, "рука не поднимется". На данный момент первая линия омского метрополитена готова на 35 %. Строительная (не эксплуатационная) готовность станции "Пушкинская" составляет 100 %. Левобережные станции "Кристалл" и "Заречная" существуют только в виде котлованов. На улице Богдана Хмельницкого, где проложено 800 метров перегона, котлован давно закрыт. Вложения в долгострой составили 12,9 млрд (из них 3 млрд потратили на возведение метромоста). В текущем году никакие работы на объектах метро не проводились, так как на два аукциона по строительству не заявился ни один подрядчик.
На достройку первого участка метрополитена протяженностью 7 км, включающего четыре станции и депо, необходимо около 22 млрд рублей. О выделении таких средств речи даже не идет. Однако продолжать работы необходимо - Ростехнадзор выписывает представления о необходимости консервации недостроенных объектов, так как котлованы на Левобережье через год могут начать разрушаться, потянув за собой стоящие рядом жилые здания. Консервация потребует из бюджета области на следующий год около 800 млн руб. После отсыпки станция "Заречная" будет передана муниципалитету для строительства дорожной развязки на перекрестке улиц Конева и 70 лет Октября.
- У нас нет другого пути - потихоньку надо достраивать и запускать, - доложил главе региона директор КУ "Управление по строительству" Андрей Молчанов.
Андрей Молчанов и Александр Бурков
Александр Бурков распорядился создать межведомственную комиссию, которая определит стоимость завершения строительства метрополитена и его последующего обслуживания. Только после этого будет принято решение о судьбе долгостроя. Один из вариантов - завершить короткий отрезок метро из станций "Пушкинская", Заречная" и "Кристалл" и запустить по ветке протяженностью 5,5 км три вагона, чтобы создать пересадочный узел для тех, кто едет с Левого берега в центр города. На это потребуется около 3 млрд руб. Также рассматривается создание линии легкорельсового трамвая (ЛРТ) или обычного, передвигающегося в том числе под землей. Однако из-за климатических условий ЛРТ может оказаться едва ли дешевле полноценного метрополитена.
Принятие итогового решения упирается в нехватку финансов. Александр Бурков подчеркнул, что метрополитен в любом случае будет дотационным, поэтому необходимо уже сейчас понимать экономику проекта.
- По итогам переговоров, которые я провел в Минтрансе, мы пока не видим каких-либо возможностей выделения средств из федерального центра. Потому что нет федеральных программ, которые позволяли бы напрямую направлять средства на метро. Везде по стране, где идет строительство метро, - в Челябинске, Новосибирске, - оно финансируется городом или областью. Других денег на данный момент нет. Госдума сегодня рассмотрела в первом чтении закон о метро, и в случае его принятия есть надежда на разработку федеральной целевой программы. Но это не 2018-й и даже не 2019 год, - резюмировал Бурков.
Добавим, что поправки в областной бюджет, предусматривающие выделение 800 млн руб. на консервацию объектов метрополитена, будут внесены в Законодательное собрание в ближайшее время.
Фото: Илья Петров