Свободное время  •  21 декабря 2025, 16:24, последнее обновление 21 декабря 2025, 17:04

"Мостик в дореволюционное искусство Омска". Фотографъ-любитель показал альтернативный досуг казачества XIX-XX веков

К числу сохранившихся зданий Омской крепости относятся бывшие казармы 1822-1823 годов. Сегодня одну из них занимает музей "Искусство Омска", представивший связь с теми, кто 200 лет назад ходил по этим коридорам в мундире и с шашкой.

Накануне состоялось открытие выставки "Фрагменты истории. Фотографъ-любитель В. Е. Долженко" (0+). Это продолжение проекта по исследованию исторического здания, которое занимает музей "Искусство Омска" на ул. Партизанской.

- Когда в 2023 году мы делали выставку, посвящённую 200-летию нашего зданию, хотелось узнать более частные истории, потому что всегда интересны личности людей, связанных с тем или иным местом. Одним из них стал Василий Епифанович Долженко (1871-1921). В начале XX века он, будучи есаулом (офицерское звание в казачьих войсках русской армии - прим. ред.) в 3-м Сибирском казачьем полку, находился в этих казармах. Он был образованным, широко видящим человеком. Получилось, что музей городского искусства в первый раз столкнулся с дореволюционным искусством Омска, - поделился в разговоре с "Омск Здесь" куратор выставки, старший научный сотрудник музея Александр Ситников.

 

Работа над выставкой шла с 2024 года. Нашёлся потомок Долженко - его правнук, исследователь, преподаватель Михаил Трофимов, публиковавший в сети статьи, посвящённые изучению семейного древа. Он же, к слову, уверен, что Василий Епифанович приходится родственником Я. С. Долженко, чей дом на ул. Тарской выделяется уцелевшим бельведером и признан объектом культурного наследия. Подробнее о нём мы говорили в проекте "Прогулки с профессором" с кандидатом исторических наук Борисом Кониковым.

- Непосредственная связь есть, - считает Михаил Трофимов. - Выходец из крестьян Иван Емельянович Долженко, дед Василия Епифановича, со своей огромной семьёй приехал из Малороссии в Саратовскую губернию, а оттуда в 1849 году - в Сибирь, в станицу Катыркульскую, и вместе с сыновьями был зачислен в Сибирское линейное казачье войско. Василию Епифановичу повезло. Его отец, можно сказать, вышел в люди, стал коллежским асессором, военным топографом. На скопленные деньги он купил дом на ул. Конюшенной (ныне усечённой Рабкоровской) и отправил сыновей сначала в 1-й Сибирский императора Александра I кадетский корпус в Омске, а затем в Николаевское кавалерийское училище в Санкт-Петербурге. Оплата там стоила 600 рублей, что тогда очень большие деньги. Но, конечно, кто-то из других Долженко, живших в станице, также смог поселиться в Омске, в доме на Тарской. Рано или поздно мы можем обнаружить, какое родство у них было.

Василий Епифанович, как отмечают создатели выставки, оказался нетипичным казачьим офицером. Он "был человеком иной эпохи, в отличие от соратников-офицеров ему была ближе гуманитарная творческая профессия", он "не вписывается в современное восприятие образа".

Так, по окончании престижного Николаевского училища отказался от места в кавалерийской гвардейской части. Он, как рассказал Трофимов, во-первых, понимал, что офицеры допускали в свою среду лишь избранных, а именно, из дворян. Во-вторых, к гвардии в целом относился как к "показухе". Поэтому выбрал родную Сибирь - 2-й Сибирский казачий полк, в котором прослужил до Русско-Японской войны. Во время кампании отличился под железнодорожной станцией Вафаньгоу, за что получил орден, дающий право на потомственное дворянство. По словам наследника, "после этого боя Василий Епифанович шашку невзлюбил". А путешествие по Европе впечатлило казака музеями и чистыми улицами, которые моют, тогда в Омске ещё не было даже асфальтированных дорог.

- Чем казаки занимались на досуге? Это скачки, кулачные бои, песни. Обычно мы представляем офицера-казака, который приходит в офицерское собрание, выпивает, играет в карты. К слову, это любила делать жена Василия Епифановича. В письме дочери она писала, как выиграла "у богатеньких" в карты 100 рублей, на которые купит билеты в театр. Но благодаря Василию Епифановичу мы можем увидеть досуг, который выпадает за пределы представлений о казачестве того времени, - отметил потомок Долженко.

 

Личные вещи предка. Пейзаж, приобретённый им в 1910 г., скатерть, вышитая в нач. XX в. его второй дочерью Александрой, а также план дома семейства на ул. Войсковой (ныне Театральной). Снесён в 1968 г. Сама улица, на линии которой стоит филармония, музей городского быта, на фоне активного строительства скрылась во дворах между пр. Маркса и ул. Ленина

Он знал языки (немецкий, китайский, эсперанто, на котором переписывался со знакомыми из Европы), играл на музыкальных инструментах (мандолина, гитара, фортепиано, виолончель, скрипка), резал по дереву и агальматолиту, называемому мыльным или восковым камнем за свою мягкость, ставил спектакли в домашнем театре, много читал: "Целый день занят, если не службой, то ребятами (из 15 детей выжили шесть дочерей и один сын - прим. ред.) или чтением". Предпочитал при этом классику, хотя одно время состоял секретарём омского литературного общества периода "чудака и скандалиста" Антона Сорокина, заезжего футуриста Давида Бурлюка. Кроме того, занимался фотографией, рисунком и самиздатом, чему и посвящена большая часть экспозиции.

 

Книги и шеллачные пластинки, принадлежавшие Долженко. Шеллак - природная смола. Грампластинка получалась хрупкой, но толстой и тяжёлой. На одну сторону помещалось до 5 минут записи. Такие производились с к. XIX до сер. XX века, пока их не вытеснил винил. Дарственная подпись на альбоме гласит: "Усть-Каменогорск. Сердечно уважаемому В. Е. Долженко", февраль 1910 г.

Ещё во время учёбы в омском кадетском корпусе, расположенном на ул. Ленина, Долженко создавал рукописный литературно-художественный журнал. Дело в том, что с 1875 года в Санкт-Петербурге начинает издаваться еженедельный журнал "Пчела", посвящённый искусству, литературе, политике и общественной жизни. Как полагают авторы выставки, Василий Епифанович вдохновился им и по его подобию создал свой - "Пчёлка". Два номера, выпущенные 1888 году, сохранились в семейном архиве.

- Желающие что-нибудь заявить в редакцию посылать: в г. Омск на Конюшенную улицу, в дом вдовы Ирины Долженко, редактору Василию Долженко. Стихи, романы, известия, комедии, сказки, карикатуры, ребусы, загадки, загадки в картинках, шарады, водевили, логарифмы, описание жизни достопримечательных личностей и пр. и пр., - написано на титульном листе самиздата мелким, почти каллиграфическим почерком.

 

Рисунки из рукописного кадетского журнала "Пчёлка", 1888 г.

Фотографии был обучен тоже в кадетском. На выставке представлены снимки, сделанные Василием Долженко в начале ХХ века в Кульдже (Инин, расположен на северо-западе Китая) и в окрестностях Жаркента (до 1942 Джаркент, до 1991 Панфилов, расположен в Казахстане). На них можно увидеть быт и колорит приграничного города, где смешиваются различные культуры, природы горных цепей.

Некоторые из снимков проштампованы личной печатью: "Василий Епифанович Долженко, фотограф-любитель". К тому времени среди друзей он слыл хорошим фотографом, имел несколько фотоаппаратов, которые были проданы уже в советское время его женой в трудную для семьи пору.

 

В объективе города Кульджа (Инин) на северо-западе Китая, 1900-1901 гг., и Жаркент (до 1942 г. Джаркент, до 1991 г. Панфилов) в Казахстане, не позднее 1904 г. Сняты во время службы во 2-м Сибирском казачьем полку

Фотографии, большая часть которых осталась пока не выставленной, сохранил отец Михаила Трофимова. Он же передал письма, датированные 1904-1916 годами, из которых становится понятна личность героя выставки.

- Для Василия Епифановича служение искусству было даже больше, чем отдушина. В 1916 году в письме дочери, которая училась в Санкт-Петербурге, он писал: "Вечная вонь казармы, точно так, никак нет, да покорно благодарю, Ваше благородие, исходящие и входящие номера, смотры и парады, смирно да вольно! Культура!" Что удивительно, теперь эта казарма превратилась в прекрасное здание музея современного искусства, - отметил наследник.

 

Добавим, сейчас в музее экспонируются креативные "ПодЕЛЬники" (0+) и фракталы художника Игоря Николаева (0+). Больше об истории тех или иных зданий в Омске собрали здесь, а также выпустили нетипичные маршруты прогулок по городу.

Читайте также