"Осторожно, много ёлок". Не зря "предупреждает" табличка перед входом на экспозицию. Кажется, каких их тут только нет. Всего более 70 экспонатов - живопись, графика, керамика, ковры, арт-объекты и декор, а среди авторов - не только профессиональные художники, но и просто умелые выдумщики, откликнувшиеся на опен-кол.
Над экспонатами вполне можно "залипнуть", рассматривать в поисках вторых смыслов и иронии, взаимодействовать с ними и даже сидеть на некоторых из них. Здесь можно найти веру в чудеса и постпраздничный реализм, котиков, которых меметично изображали ещё на старинных "народных картинках" в Китае, и непарнокопытных - символ 2026 года.


- На этой неделе я сделал для себя очень важное открытие. В преддверии Нового года все люди, окружающие нас, становятся современными художниками, так как они занимаются в своих домах инсталляцией. То есть каждый, так или иначе, ставит ёлку, находит эстетику соотношения форм, цвета, кто-то даже вручную делает игрушки. Поэтому я всех поздравляю: с сегодняшнего дня все те, кто украшает дом перед Новым годом, объявляются современными художниками, - поделился художник, соавтор андеграундной галереи "Левая нога" Дмитрий Вирже.
Его работа "Донаты на храм искусства" (исполненная на практике) вошла в композицию табуретов. Компанию составили "Волшебный табурет" Андрея Крюкова, "Мелодия снегопада" Николая Молодцова, "Стул для бани" (18+) Сергея Сочивко, "Милый друг" Сохви Ясюкович.


Новогодние фразеологизмы
Как описал композицию "Заблудиться в трёх соснах" художник Игорь Николаев, у каждого есть возможность заблудиться в лесу и - почувствовать себя потерянным и свободным: "Если вы заблудились в трёх соснах, то громко и с чувством кричите "Ау! Ау! Ау!"

"Конь не валялся", "Конь педальный", и, конечно, кто? "Конь в пальто". Серию "Новогодний КОНЬструктивизм" подготовило "Творческое переплетение "ТРИКО". "Оседлать пегаса", выделяющегося в ряду сородичей наличием крыльев, означает уловить поэтическое (художественное) вдохновение.

Котики и их любовь к ёлкам
Маркса/Marxxxa, "Как я на Новый год люлей получила":
- Изначально это была просто зарисовка на забавлявшую меня тему: котики, охотящиеся на новогодние ёлки. Но после того как я обернула этот сюжет в нюансы из моего детства конца 1970-1980-х, я присвоила себе эту историю. Хотя на самом деле такого эпизода со мной не было… Но вполне мог бы быть.

Екатерина Евтина, "КотоЕль":
- Пушистая зелёная ёлка - символ праздника и надежды. Из-за веточек выглядывают мордочки мягких комочков шерсти, мирно (не у всех, - прим. ред.) устроившихся среди иголок. Именно здесь нашли укрытие самые любимые герои зимнего сезона - весёлые и озорные котики.
Анна Хороль, Der kuss!
- Люблю картину австрийского художника Климта ["Поцелуй"]. А любимым, как известно, больше всего достаётся от любящих [поэтому котик самозабвенно кусает ёлку]. На родном языке автора "поцелуй" звучит как kuss, что для моей интерпретации сюжета максимально подходит без перевода. Кусь!
Про тепло и добро
Ирина Эккерт, "Варежка":
- В основе нашей семейной ёлочки варежки бабушки Розы. Написала своим дядям, чтобы они посмотрели у себя дома, какие есть варежки от бабушки. Они в каждой семье есть, но не все смогли дать, ведь выставка проходит в то время, когда они нужны. Но так как семья у нас большая, то варежки набрались. Они крепятся на берёзовые ветки. В детстве моего папы ёлкой была берёза, так как других деревьев в деревне не было. Бабушка оклеивала ветки гофрированной зелёной бумагой, создавая образ иголочек. На верхушке [варежковой ёлки] красуется варежка-малютка, бабушка связала её 44 года назад.

Алёна Ганина, "Трогательная история":
- Это книга с одним стихотворением и иллюстрациями, которые можно трогать. К печати добавлены объёмные фактурные элементы: вязаный воротник, шелестящее платье, мишура. Новый год - это время чудес, и порой главная героиня праздника не просто ёлка.
Дарья Нециевская, Алексей Терёхин, телеканал "Продвижение", "Ель одомашненная с телевизором":
- Каждый из нас хочет возвращаться туда, где уютно, тепло, пахнет вкусненьким и ждут те, кого хочется обнять. Новогодние выходные - лучшее время, чтобы с комфортом устроиться на диване, включить любимый канал и посмотреть добрый фильм. Наша "Ель одомашненная с телевизором" - то магическое место, в которое хочется заглянуть сквозь окна, украшенные инеем и увидеть свет.

Татьяна Семкова, "Когда мы станем большими"
- В детстве ёлка кажется небоскрёбом, игрушки живыми, а верхушка недосягаемой. Когда мы вырастаем, мир и чудо отступает. Инсталляция возвращает масштаб детства - способность видеть мир (и отдельные его элементы) огромными и наполненными значениями. Мы выросли, и сегодня чудо не в том, чтобы вернуться в детство, а в том, чтобы снова почувствовать истинные эмоции, беречь хрупкие надежды, самим создавать волшебство для тех, кого любим. Вся экспозиция представляет собой внутренний ландшафт и безопасный дом внутри нас, где ещё живут детские мечты и рождаются звёзды.
Сундук с "рукой-хранительницей" предназначен для анонимных писем гостей выставки себе в детство или в будущее. Их можно написать тут же, в заготовленном для этого альбоме, вырвать лист и положить в сундук. Послания войдут в дальнейшую работу художницы.

Татьяна и Варвара Моисеевы, "Немного наивности"
- Это то, чего не хватает многим в современном мире, немного открытости и восприятия окружающей красоты, как в детстве. Мы бежим за деньгами, успехом или просто смотрим, как у других, воюем, осуждаем и насмехаемся, а вокруг мир, прекрасный многогранник, в котором есть и чистота, и покой, и огонь, который разрывает сердце художника. В нашей работе мы с дочерью хотим показать гармонию серьёзного и наивного.
Ёлочный реализм
Аня Май, "Из того, что было - в то, что будет"
- Я встречала Новый год пять лет подряд в разных местах: в убитой съёмной однушке в Питере, в ремонтируемой маминой квартире, в уютной кухне друзей… Но все эти разы я была одна и без копейки. В такие моменты меня спасало творчество: из подручных средств я мастерила гирлянды и ёлочные украшения, заворачивала себе маленькие подарки в носки со снежинками и завязывала на них бантик ленточкой от штор… Может быть, это грустно. Но это жизнь, и в ней случается всякое. Поэтому мне кажется столь важным умение не унывать, с надеждой смотреть вперёд, жить, а не доживать. И один из чудесных способов почувствовать радость и раскрасить жизнь - создать что-нибудь своими руками. Например, сплести ёлку из вешалок и старой простыни, украсить её крышками от банок, фольгой и скрепками. Развеселиться и поверить - всё будет хорошо.
Несколько таких историй о том, как люди проводят Новый год в одиночку, мы собрали в отдельный материал.

Алёна Кратько, "После праздника":
- После отгремевших праздников, предновогодней суеты, когда желания загаданы, многие ощущают пустоту. Традиционно праздник связывают с радостью, но некоторые сталкиваются с щемящим чувством в разгар общего веселья. Сквозь пустоту на холсте [вырезанное из холста пространство в форме треугольника] проглядывает стена как символ того, что на этом месте автоматически появляется то, что нас окружает, если мы сами эту пустоту не заполняем чем-то ценным. Праздник закончился, подарки распакованы, там, где была ёлка, осталась пустая стена.
Екатерина Баландина, "До востребования"
- Моя идея - показать, как мы храним искусственные ёлки в течение года. У многих они лежат на антресолях, в коробке или завёрнутые в пакет, замотанные и пыльные. В такие моменты их даже жалко, они радуют хозяев так мало времени, а основную часть года просто пылятся. Эти ёлки ждут того момента, когда смогут выбраться из шкафа, с балкона, с антресоли и нарядиться перед праздниками.

Виктория Киреева, "Ёлка надежд":
- Ёлка, сделанная из разбитых стеклянных шаров, несёт в себе надежды на загаданные под бой курантов желания. Каждый новогодний осколок - это то, что человек несёт с собой в новый предстоящий год. Шар символизирует старый год, а осколки стремятся вниз к загадочному неизвестному новому. Отражающийся свет от стекла несёт в себе чудо и надежду. Моя ёлка показывает, что не стоит переставать верить.
И не забываем об экологии
Лариса Побилат, "Внимание! Ёлки!"
- Это призыв: давайте сохраним ели, не будем рубить их ради новогодних украшений. Эти деревья - наши помощники. Их хвоя - природный фильтр, нейтрализующий углекислый газ и токсины, а взамен они дарят нам воздух для дыхания.

А какие работы запомнятся вам? Творческое пространство-фотолаборатория "Волна" осенью проводила фестивали кино и анимации продолжительностью в одну минуту и даже 5 секунд. Представьте, сколько образов можно увидеть за час. Так и здесь. Апогей ёлочных историй. Больше - в фоторепортаже Ильи Петрова.
Добавим, сейчас в Омске готовится "Зимний Любинский", заливается каток у шара "Держава", а в новогоднюю ночь на берегу Иртыша будут обжигать керамического коня.
Фото: Илья Петров
