Выжимать максимум из всех разочарований. Секрет интересной жизни от поэтессы Дарьи Пануровой
#встречисавтором  •  СИ «Омск Здесь»  7 февраля 2024, 19:01  •  печать

Выжимать максимум из всех разочарований. Секрет интересной жизни от поэтессы Дарьи Пануровой

Сегодня в проекте #встречисавтором журналист нашего издания, настоящий спец по соцсетям, человек, который ещё не готов назвать себя писателем, но мечает им стать, - Дарья Панурова. Она пишет стихи и прозу, хотя признаётся, что муза давненько её не посещала. Основные темы её творчества - любовь, смерть и красота.

В интервью "Омск Здесь" Дарья Панурова рассказала о том, чего хочется девушке в расцвете лет, как оставаться влюблённой в жизнь, не бояться ответственности и "выжимать" максимум из того, что болит, а также о любви к книгам, музыке и театру.

- Какое из стихотворений, которые ты прочла в нашем проекте, наиболее созвучно тебе сейчас?

- Пожалуй, это стихотворение "Взрослая". Его первая строка "Выжать из тряпки суть" - это как квинтэссенция жизни моей сейчас, как мой гимн. Я - это тряпка во многих ситуациях, как я это воспринимаю. И ещё "Маленькая поэма об Авроре". Мне очень нравится, как это стихотворение создавалось. Стоял страшный холод, я шла домой после университета. И у меня в голове возникли строчки:

"На пустом полярном поле,
Ночь дремучая, одна"
 
И я часа два по жуткому морозу шла и не могла вернуться домой, пока не закончу. Это, конечно, чистый мазохизм, но, когда я закончила, такое удовлетворение получила. Меня подстёгивал этот мороз страшнючий. Ты идёшь, тебе очень холодно, ты отождествляешь себя с героем. Это стихотворение, наверное, описание меня в целом в любой точке моего жизненного пути. Сейчас я, конечно, гораздо счастливее, чем была пять лет назад. Но это всегда было для меня актуально, как, мне кажется, для любого человека, который думает о таких вещах, как конец жизни, потеря близких, смерть и одиночество.
 
- А почему тема потери и одиночества стала для тебя важной?
 
- Не знаю, я всегда очень любила Ремарка, очень много читала про войну, про потерю близких. Мне самой это, к сожалению, тоже близко. Вообще самые важные темы моих произведений - это смерть, любовь и красота. И это неслучайный порядок, потому что на самом деле любовь и смерть - это что-то эфемерное, а после этого идет красота, она вечная. Я не могу на другие темы просто переключаться. О чём я могу ещё писать? Мне очень нравится читать людей, которые пишут, например, как Василий Аккерман, про какие-то обыденные вещи здесь и сейчас. Я с удовольствием читаю, но такое я не напишу, потому что у меня всё время на горизонте какой-то экзистенциальный ужас, я от него питаюсь и пишу про него. А иначе я просто ничего не напишу.
 
- Ты можешь назвать себя одиноким человеком?
 
- Слушайте, мне очень повезло в этом плане: я компанейский человек, у меня есть очень близкие люди, и они невероятные. И вместе с тем я всегда ощущала себя неуместной, тотально одинокой. Мне кажется, это всем плюс-минус близко. Это про своё маленькое горе. Каждый человек внутри несёт какую-то драму или трагедию. Я в этом убеждена. И ты постоянно с этими кровоточащими ранами ходишь. А люди, ну что они? Ты большей частью поверхностно с ними взаимодействуешь. То есть встречаешься с человеком, он что-то тотальное пережил (может быть, это великая любовь или великая потеря), и ты после этого ему говоришь: "Привет, смотрел этот фильм?". Это одиночество, которое ты проносишь с собой через всю жизнь, потому что это человеческое бремя.

- У тебя есть надежда встретить человека, который смог бы хоть чуть-чуть проникнуть в твою суть и понять, насколько тебе тяжело, больно? И которого ты была бы готова принять?

- Ох, я бы очень этого хотела, честно говоря. Это моя самая большая мечта. У меня очень много стихов про неразделённую любовь к эфемерным субстанциям, собирательному образу всех людей, которых я когда-либо любила. И я хочу сказать, что сейчас первый момент в моей жизни, когда я никого не люблю. И это полный отстой, мне так скучно! Никогда не было так скучно. Стихи не пишутся, стихи другие пошли совершенно. Ну конечно, каждому человеку нужен человек. Всем нужна любовь. Это греет.

- А что двигает тебя по жизни - любовь или страх?

- Вот две мои путеводные звезды - это страх и любовь. Потому что я боюсь всего на свете. Я не знаю, простите, такого ссыкла, как я. Я и самый пугливый человек на свете. Вместе с тем любовь - это то, что меня направляет постоянно. Причём я очень потребительски отношусь к любви, как дитя капитализма. Я понимаю "вау, это со мной случилось, это потрясающе, это меня питает". И я что делаю? Выжимаю это чувство во вдохновение. Одна из научных популяризаторов подкинул мне эту идею в своё время. У неё было несколько больших неразделенных любовей, и она за это время написала три книги, прославилась, разбогатела. Это потрясающе! Вместо того чтобы лежать и ныть, ты обманываешь себя и свой мозг. Думаешь, ну вот, если я сейчас этого достигну, то человек на меня обратит внимание. Конечно, нет. Но в конце ты имеешь "капитал", который ты в себя вкладываешь. Это самый верный путь. Вот поэтому я постоянно из всех разочарований, не только с любовью связанных, и выжимаю всё по максимуму.

- Тебе трудно быть взрослой?

- Взрослость в моей жизни наступила рано, когда мне было лет 18. А вообще, из-за того, что я читала книги Ремарка, очень много литературы про смерть, про эмигрантов и т. п., я почувствовала себя взрослой ещё в подростковом возрасте. Сейчас мне очень сложно читать Ремарка. И тяжело быть взрослым. Вместе с этой тяжестью бытия, которую ты принимаешь на себя, я чувствую, что это лучшее время в жизни, потому что, когда ты живёшь один, всё в твоих руках постоянно и ты наконец-то принимаешь ответственность за себя. И несёшь её уже полностью осмысленно. Но это заставляет задуматься, что твой век краток, тогда начинаешь мыслить в категориях "здесь и сейчас, другого не будет". И я очень благодарный человек. Для меня каждый день - это подарок. Я очень часто чувствую себя счастливой в моменте. И я прям топлю за то, чтобы люди умели концентрироваться на счастье здесь и сейчас и отпускать себя. В какие-то моменты мы так сильно концентрируемся на негативе, на прошлом, на будущем. И мы в этом всём маемся - человек так устроен. У меня было очень много ситуаций, когда всё было настолько плохо, что я, когда это заканчивалось, понимала "вау, наконец-то это закончилось и я могу почилить спокойно".

- Ты уже несколько раз упомянула Ремарка. Как его книги впервые попали тебе в руки?

- Ремарк - один из самых читаемых зарубежных писателей в России, это был вопрос времени, когда его книги попадут мне в руки. Для меня, я считаю, выстрелило рано, в 15 лет. Всё-таки это совсем не детский писатель. И как-то так вышло, что с самого детства я вместе с мамой очень много смотрела сериалов и фильмов о войне (в основном попсовых, вроде "Диверсанта"). А тут шокирующий реализм от человека, который сам прошёл мировую войну. Это перевернуло тогда мой мир с ног на голову. Из его же вселенных я подцепила цинизм и ещё тогда неясную зрелость. И красная нить всех произведений Ремарка - цепляющийся за все краски и остатки жизни человек в жерновах слепой к любому горю эпохи. Любовь, смерть и кальвадос (яблочный или грушевый бренди, - прим. ред.), в общем. Сиюминутные радости жизни и маячащая на горизонте погибель.

В писательском и каком-то духовном плане этот человек оказал на меня сильнейшее влияние. Хотя, честно говоря, собирательный образ всех его героев гораздо приятнее самого кутилы Ремарка в реальной жизни. А ещё немного мистики для меня в том, что он родился ровно за сто лет (правда, с разницей в три дня) до моего рождения. Сверхъестественный коннект.

- Какие ещё писатели или поэты не оставили тебя равнодушной?

- Нужно отдельное интервью, чтобы рассказать обо всех писателях и поэтах, повлиявших на меня. Я как будто никого не хочу обидеть, задвигая их за ширмочку. Но всё же несколько имен из тех, кто влиял на меня последние несколько лет, выделю.

Наши сибирские поэты-песенники Яна Дягилева и Александр Башлачёв (кто их не знает, точно слышал про Егора Летова, они все из андеграундой сибирской тусовки позднего СССР). Изумительное чувство слова, они плели в своих песнях просто волшебные миры! Это должно восприниматься как достояние страны. Оба, к сожалению, сгорели под тяжестью своего таланта и ушли очень рано.

После недавней премьеры спектакля "Магнит" в Драмтеатре я увлеклась нашим омским поэтом Аркадием Кутиловым. Человек 20 с лишним лет бомжевал, нигде не учился и создавал невероятные, удивительные стихи, это просто загадка века. Ещё из поэтов могу назвать имена Бориса Рыжего, Артюра Рембо, Уильяма Шекспира, Марины Цветаевой. И рэпера Хаски, кстати, потому что это один из самых выдающихся поэтов нашего времени.

В последнее время думаю, что самый красиво пишущий писатель всё-таки не Ремарк для меня, а Брэдбери. Человек обуздал слово и создал невообразимое наследие фантастических вселенных.

Люблю почитывать Стивена Кинга в попытке разгадать его коммерческий гений. И читая его менее хайповые романы, как, например, из сборника "Четыре сезона", понимаю, что он на редкость талантливый писатель. Обожаю Маркуса Зузака. Никого из великих русских, потому что я их "переела" ещё по время учёбы. Из нон-фикшена Роберт Сапольски и Джордан Питерсон. Последнего вообще воспринимаю сейчас как своего главного учителя и наставника.

- Для выпуска с собой ты написала саундтрек. Ещё я знаю, что когда-то ты играла на гитаре. В стихах ты также затрагиваешь музыкальную тему. Расскажи о своих отношениях с музыкой.

- Я играю на барабанах и на гитаре. У меня дома синтезатор, укулеле, бонги, варган, и на всём этом мини-оркестре я тоже чуть-чуть поигрываю. Одно время писала инструментальную симфоническую музыку на компьютере. Для своего подкаста про археологию "Чего докопались?" опенинг сама делала. И вот тут представилась возможность, мне очень нравится создавать музыку под конкретные задачи.

Когда говорю о музыке, становлюсь какой-то помешанной в хорошем смысле. Нам так повезло, что она у нас есть в этом несовершенном мире. Можно бесконечно ударяться в пользу, но, по сути, только мир художественного слова, музыка и взаимные людские привязанности делают нас по-настоящему счастливыми. Обожаю музыковеда Михаила Казиника, это настолько светлый человек, насколько сложно представить. Он укрепил мою любовь к классической музыке. Он вообще рассказывает про то, что спасти душу можно через культуру и искусство. А насильно это пройдёт мимо и не тронет, да ещё и выбесит. Резюмируя, мой плейлист успешно сочетает Баха, рэпера Хаски, Янку Дягилеву и Гарри Стайлса. Так что любая музыка, которая содержит красоту, протест, бешеную энергетику и эмоции, мне мила. Я меломан!

- Ты говорила, что "стихи должны звучать под музыку". Как насчёт песенного творчества?

- На вокал ходила, но мне всё это даётся через какие-то невероятные усилия, то есть, не поётся, не играется нормально. Хотя я очень тянулась к этому с самого детства. Какое-то природное сопротивление, что ли. Но, думаю, по своей энергетике и харизме я бы смогла выступать в качестве вокалистки, ещё бы петь научиться) Сейчас просто предпочитаю думать про себя, что я "и швец, и жнец", всего помаленьку умею, мне этого пока достаточно.

- Ещё одно твоё увлечение - театр. Ты завсегдатай Омской драмы, на нашем сайте можно найти твои рецензии на спектакли. А принять участие в театральном действе тебе хотелось бы? В качестве актрисы или в другой роли?

- Говорят, театр - это баня для души. Для артиста и зрителя это также способ прожить несколько ярких и насыщенных жизней вместо одной дефолтной. В 2018 году я случайно забрела в нашу Омскую драму, и с тех пор моя жизнь стала намного ярче и в духовном, и в социальном плане. Недавно даже завела в соцсетях блог, где делюсь рецензиями и мыслями о постановках и театрах России. В юности я ходила в театральную студию, и из меня чуть не сделали актрису. Но сейчас я бы себе такой судьбы не хотела. Это невероятно тяжёлая профессия, к тому же она не соответствует моему темпераменту. Был даже опыт сцены, в Колледже культуры и искусств я играла в инсценировке подруги с актрисами студии "ШуМиМ". Это был отрывок пьесы "Валентин и Валентина" Михаила Рощина, играла бабушку)

Сейчас мне интереснее режиссёрское направление творчества, я люблю брать интервью у режиссёров больше, чем у артистов. Беседа с актёрами - это удовольствие и приятный досуг, а вот с режиссёрами - квест, минное поле и усиленная работа ума. Они ведь виновники всего торжества, главные идейные вдохновители постановки, часто очень образованные и интересные люди. Это понимание приходит со зрительским опытом, когда видишь, что одни и те же артисты, которые, пусть и прекрасно играют, всё же не могут спасти постановку, если она криво сшита. Если совсем честно, я бы очень хотела попробовать что-то поставить, возможно, сперва ограничиться инсценировкой, чтобы понять механизм изнутри, опробовать свои силы. Но пока понятия не имею, как это осуществить без специального образования, без наставника.

 

- Если возвращаться к писательству, кем ты себя считаешь - прозаиком, поэтом? Или кем-то ещё?

- Я не считаю себя ни писателем, ни поэтом, потому что писательство - это фантастическое ремесло, требующее от тебя постоянства и верности. А я долгие годы боялась этой ответственности, даже забросила свой паблик. Но сейчас я пытаюсь потихоньку реабилитироваться как человек пишущий. И я хотела бы стать настоящим писателем. Потому что со временем поняла, что смогла бы и, возможно, была бы счастлива. Жизнь постоянно нам подкидывает вызовы. И если ты спасуешь, то потом долгие годы будешь об этом жалеть. Доказательство тому - все наши родственники и их многочисленные истории "вот если бы я тогда...". Участие в этом проекте - первый раз, когда я прочитала свои стихи публично. Я очень этому рада.

- Что ещё в своей жизни ты хотела бы попробовать? Без какого опыта ты не смогла бы считать себя состоявшимся человеком?

- Мне кажется, в моей жизни уже было буквально всё, чтобы считать себя состоявшимся человеком. Но есть пара вещей, которые я непременно должна осуществить в будущем. Написать книгу, причём любую, главное - осилить высоту этого титанического труда. Самостоятельно. Я уже работаю в этом направлении. Вообще, состоявшийся человек, на мой взгляд, за жизнь должен довести до ума хоть какое-то своё детище, это может быть продукт интеллектуального труда, а может быть и семья, ребёнок.

Выступить со стендапом хотела бы. Относиться к жизни с юмором - у нас это семейное. Стендап - это же, по сути, и форма самотерапии. К тому же у меня просто накопилось невероятное количество смешных и кринжовых ситуаций, о которых надо рассказать. Ещё я хочу больше путешествовать. Это конечно, это я всегда рада!


Фото: Алина Ясинская, Илья Петров, а также предосталвены героиней публикации

Читайте также