Есть завидный кадр в фильме, снятом почти 30 лет назад. Героиня выбирает, что же ей надеть, комбинируя на экране компьютерного монитора (старинного, но уже, на удивление, сенсорного) предметы обширного гардероба. Когда случается идеальное соответствие (сегодня бы сказали "мэтч"), программа "примеряет" образ на конкретные параметры фигуры девушки. Именно к этому столько лет спустя движутся современные модные технологии.
Скриншоты фильма "Бестолковые" 1995 года (12+) по мотивам романа Джейн Остин "Эмма". Производство Paramount Pictures, режиссёр Эми Хекерлинг
- Я убеждаю в том, что нужно этому учиться и нужно это внедрять, - говорит конструктор-модельер, 3D-дизайнер и преподаватель Омского технологического колледжа Лариса Ларькина.
Более 20 лет она преподаёт конструирование одежды, а последние пять - работает с цифровой индустрией, удалённо участвует в создании виртуальных коллекций и модных показов. Сфера для широкой публики пока не слишком известная. Хотя, для сравнения, в промышленности давно являются нормой цифровые чертежи и программируемые станки.
Как шить цифровыми нитками
В традиционном варианте швейного производства имеют дело со столом для раскроя, лекалами, портновскими сантиметрами, тканями. Чтобы запустить изделие в серию, как правило, отшиваются 5-7 "макетов", рассказала специалист и напомнила, что мало сделать один хороший экземпляр - он должен хорошо сидеть на всей размерной линейке.
В виртуальном мире на замену существующему швейному порядку пришли электронные лекала и системы автоматизированного проектирования (САПР). Промежуточные образцы создаются в несколько кликов. Равно как и примерка на конкретную "модель" с учётом всего размерного ряда. И до того как коллекция отшита физически, она продаётся байерам (buyer - покупатель) - торговым агентам, которые делают оптовые закупки для брендов.
- Для меня как практикующего конструктора сам сложным моментом и вау-открытием стало виртуальное моделирование. Что представляет собой дизайнер-конструктор? Он что-то режет, клеит, задумчиво стоит над чертежом. Сейчас мы имеем виртуальное пространство, цифровые лекала, САПРы. После 20 лет работы [с традиционными технологиями] для меня это фантастика. Не надо ничего сшивать, подбирать ткани, моделей. Те вещи, которые вы видите в бутиках, показаны байерам за год до этого. То есть можно сегодня продать продукт, не произведя его физически, а только показав, - отметила конструктор-модельер.
Подобные технологии уже демонстрировали в Омске. В фильме об использовании солнечной энергии и "зелёных" технологий тот же специалист одевала героиню с помощью цифровой моды. 3D-разработки в производственном процессе, по словам Ларькиной, экономят около 75 % времени на обработку образцов и оптимизируют около 50 % материальных затрат. Кроме прямой выгоды, переход на цифру снижает нагрузку на экологию.
Считается, что модная индустрия ответственна за 8-10 % всех выбросов углерода и 20 % загрязнений сточных вод. Это не говоря о регулярном пополнении мусорных полигонов тоннами ненужных вещей. Для понимания, в январе-августе минувшего года, по данным Омскстата, жители региона потратили 170 млрд рублей на одежду, технику и другие непродовольственные товары. Посмотрите специальный репортаж о том, как связаны мода и экология, и советы экспертов, как слезть с иглы перепотребления.
Почему так популярен оверсайз
Тренды трендами, но для производителей во главе угла соотношение затрат и полученной прибыли. Оверсайз и тот же one size подойдут почти на любую фигуру, а значит, такие предметы гардероба гораздо проще реализовать. Виртуальный пошив зависит от физических параметров потребителей не меньше, чем реальный. Мало что получится без упомянутой выше примерки на модель, даже если она компьютерная. Так в особой зоне интересов цифровых дизайнеров и разработчиков оказывается создание аватаров человека.
- Для разработки лекал мы пользуемся ГОСТами 1986 года с типовыми признаками фигур, по которым изготавливается наша одежда во всех этих бутиках, - рассказала Лариса Ларькина, окинув взглядом множество магазинов торгового центра, где проходил лекторий. - Безусловно, за это время параметры поменялись. Попробуйте массово изготовить платье с определённым силуэтом, джинсы. Иметь информацию о форме тела потребителей становится очень важной задачей.
В Сколково, например, разработали сканеры, которые позволяют создать 3D-модель человека, предварительно сняв более чем 110 измерений. В Омске такая технология появилась на базе Омского технологического колледжа. А в Китае создают умное зеркало. Оно вас фотографирует и на основе снимков создаёт ваш аватар, который можно одеть с помощью вещей из 3D-библиотеки.
Да, виртуальные копии нужны и для одежды, и для тканей, которые создаются по итогам испытаний на определение фактурности, пластичности, драпируемости и других физических свойств, а идея цифровых двойников справедлива и для самих покупателей.
Как примерить виртуальную одежду
Эти технологии появились не сами по себе, а с развитием в кино и видеоиграх CGI-графики (computer-generated imagery, "изображения, сгенерированные компьютером"), внедрением масок в соцсетях и нейросетей в камеры телефонов, которые в моменте "дорисовывают" снимок.
Эволюция игровой графики на примере одного и того же образа от студии Bungie: скриншоты шутеров Marathon 1994 года и Destiny 2 с обновлениями 2024 года и пасхалками из прошлого
Продолжением теории о цифровом дизайне стала презентация виртуальной примерочной. К её разработке подвигла проблема личная, но не редкая: сложно подобрать одежду.
- Принца не дождалась, пришлось самой решать вопрос. Я поняла, что не единственная, кто выпадает из понятий стандарта отрасли. От этого страдает бренд тоже, потому что порядка 70 % одежды он не может продать. 40 % в принципе не достигают уровня продаж, 30 % возвращаются продавцу. А оставшиеся 30 % по большей части оседают на полках шкафов навечно, - рассказала основатель цифрового стартапа Quandrobe Дарья Шалмина.
Виртуальная примерочная на основе четырёх фото модели создаёт трёхмерный аватар. Просто снимки не подойдут, нужно постоять в определённых позах, чтобы ничего не искажало фигуру, и нужен специалист, который их сделает на специальное оборудование. Затем происходит 3D-оцифровка человека и собственно подбор совпадений с такой же оцифрованной одеждой. Подробнее об этом специалист рассказывала нам в отдельном интервью.
Со стороны производителей в коллаборацию включилась омский дизайнер, создатель бренда FORMABLACK Полина Гусева. Вместе с Дарьей Шалминой они провели эксперимент по выбору одежды для трёх реальных моделей с разными фигурами. Публике представили мини-дефиле, показав, что из этого вышло. Что происходило между обмерами и показом одежды, как выглядел сам процесс подбора - осталось скрыто от потенциальных клиентов. Но очевидны были заряженность на успех организаторов и моделей, воодушевление от того, как классно может быть. Капля иронии была лишь в том, что за разговорами о высоких технологиях может подвести обычный кликер для управления слайдами.
- Боль бренда в том, что мы видим размытую линейку размеров. В головах потребителей эти рамки тоже сместились. Сегодня мы уходим от стандартов размеров 42…48, при которых нам всё равно сложно определиться. Нужен механизм, чтобы правильно коммуницировать с потребителем. Я вижу здесь очень много плюсов с точки зрения экономики. Снижение затрат на логистику, возвраты, увеличение конверсии продаж. Кроме того, при помощи виртуальных примерочных мы подсвечиваем философию медленной моды, которая у нас слабо представлена. Когда покупается не то, что навязывается и меняется от сезона к сезону, а только нужное, - подчеркнула Полина Гусева.
В идеале виртуальная примерочная должна выглядеть так: вы заходите на сайт магазина, создаёте аватар, кладёте в корзину вещи, которые хотите примерить, заказываете то, что подошло. Идея не единична. По словам Ларисы Ларькиной, у неё был опыт общения с английской IT-компанией, которая разработала приложение для онлайн-магазинов, способное совмещать изображение одежды с контуром тела.
Так что, возможно, скоро мы всё-таки получим первое поколение виртуальных примерочных, которые будут помещаться в наш смартфон (умный дом ведь уже там). Но на данный момент конечного продукта нет. Есть потенциал и надежды, которые, по оценкам Шалминой, могут стать реальны в течение двух лет при нужных компонентах.
- Все элементы технологии есть, нужны инвестиции и желание, чтобы в паре с брендом реализовать. Кто-то должен быть первым. Мне кажется, российские производители достаточно быстро дойдут до того, что они могут выиграть за счёт цифровых лекал и аватаров, так как замотивированы на выручку и сокращение затрат. Попытки такие есть, помимо нашей разработки. И также мы разрабатываем платформу, как потребителю использовать виртуальную примерочную со своего телефона, - добавила Дарья Шалмина.
Больше о виртуальной реальности, компьютерных разработках и масштабных медиаинсталляциях "Омск Здесь" рассказывал по мотивам недельного фестиваля цифровых технологий OM FEST, частью которого стал лекторий "Фиджитал фэшн", то есть мода, объединяющая физическую и цифровую составляющие. Если хотите узнать, чем живут сотрудники IT-компаний, что интересного происходит в этой сфере, читайте нашу регулярную рубрику "Войти в IT".