О том, что модная индустрия наносит огромный вред экосистеме, слышали многие. Текстильная промышленность ответственна за 8-10 % всех выбросов углерода и 20 % загрязнений сточных вод. Но ведь нельзя перестать носить одежду. А покупать?
- Мне всегда хотелось быть связанной с одеждой, и я отучилась на портного, - рассказала в подкасте "Ой, не туда" стилист Дарья Винникова. - Первый интерес [к осознанному потреблению] появился спустя полгода обучения, когда я в рамках программы посмотрела фильм "Реальная цена моды" (16+). Мой мир тогда перевернулся, я впала в депрессию, не знала, как работать, чтобы и заработок был, и в профессии остаться, и учитывать, что вещей слишком много, а мы слишком много покупаем.
КТО КОГО МОДНЕЕ
Проблему быстрой моды эксперт видит в двух составляющих. В быстро сменяющихся трендах нет смысла, это искусственная стимуляция потребителя к покупке. Да, маркетологи и прочие "-ологи" просто заставляют вас покупать больше.
Причём, считает Дарья Винникова, создатели и продвиженцы трендов уже переиграли сами себя: теперь мода настолько быстрая, что в целом стало модно всё одновременно. Если раньше "заходила" какая-то эпоха, то сейчас это безумный микс, из которого, с одной стороны, можно выбрать всё что угодно, а с другой - на полках шкафов и магазинов копятся вещи, никому не нужные.
- Есть такое слово - "впарить". Быстрые тренды так и работают. Я из этой матрицы давно вышла, мне нельзя навязать. Я могу по нескольку месяцев выбирать вещи, - поделилась стилист.
Второй важный аспект - быстрая мода стирает индивидуальность. Через внешний вид мы раскрываем собственную философию, а такого, чтобы она менялась каждый сезон, быть не может. Ну или не должно. Потому что тогда получается, что в человеке нет своего стрежня.
НАВЯЗЫВАНИЕ ВЫГОДЫ
Чем ещё можно надавить на большинство людей? Сказать, что за счёт этой покупки можно сэкономить, напомнила излюбленный магазинами приём Винникова. Несмотря на то, что вещь дорогая, если тратиться раз в три-пять лет, то да, можно. Но если пойти дальше, то это история не про экономию, а про жизнь, которую ты тратишь на работу, чтобы покупать вещи.
- Хочется, чтобы с этой иглы все слезли, чтобы не удовлетворяли себя покупками вещей, которые, по сути, не приносят счастье. Мы хотим на самом деле совсем другое. Говорю как бывший шопоголик. Отучаться от этого, конечно, больно, - заметила гостья подкаста.
Быстрые покупки свойственны детям. Если это привычная стратегия взрослого, то это уже инфантилизм. Стилист отметила, что многие взрослые в такой позиции остаются долго, самостоятельно повзрослеть им сложно. Помочь могут книги, фильмы и другой контент об ответственном потреблении, а также работа с психологами. Как добавила Винникова, "это происходит не сразу, это путь".
РЕШЕНИЕ В МЕДЛЕННОЙ МОДЕ
Вещи медленной моды можно встретить везде, если понимать, что актуально и что относится к долгим, более устойчивым трендам, уверена специалист. Нюанс в том, что даже экологичные бренды что-то производят, хотя вещей в принципе уже очень много. Экологично вообще ничего не производить.
Снижение потребительской активности напрямую влияет на объёмы производства. Меньше спрос - меньше предложение - меньше затраты и вред от производства.
Кстати, пример ответственного потребления, когда младшие дети донашивают вещи за старшими. Хотя первым это и не всегда нравится.
КАК БЫТЬ:
- переделывать ранее купленные вещи в другую одежду или аксессуары, например, сделать шопер из рубашки;
- избавиться от лишнего в шкафу через сайты бесплатных объявлений, гаражные распродажи, благотворительность или своп-вечеринки;
- отдавать отжившие свой срок вещи на переработку;
- покупать с продолжительными промежутками времени или когда необходимая вещь износилась;
- покупать в секонд-хендах;
- просто меньше покупать.
- Когда я в первый раз попала в секонд, мне было очень неуютно. Я почувствовала стыд. Будто у меня нет денег. Нам кажется, что мы ценны, когда у нас есть много всего вещественного. Но можно быть одетой в Dior и чувствовать себя пустышкой. Расти над собой больно, зато потом очень классно, - поделилась Дарья Винникова.
В числе личных экопривычек эксперта, во-первых, походы в магазин с шопером, а не покупным пакетом. Пусть даже шопер сделан из синтетики - так дольше прослужит. Во-вторых, сортировка мусора. Хотя поначалу и было непросто. Ну и, в-третьих, покупать вещи вдолгую.
Между прочим, в Омске есть проекты и курсы (даже для детей), которые помогают научиться жить экологично. А все выпуски подкаста "Ой, не туда" можно найти здесь.
Если же хочется ещё про моду, то ранее имиджмейкер рассказала, как стилизовать имеющийся гардероб, чтобы соответствовать тенденциям, и когда оверсайз станет неактуальным.