"Дети быстро схватывают, но задают вопросы не по теме": автор экопроекта о том, как обсуждать экологию со школьниками
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 11 июля 2023, 11:04  •  печать

"Дети быстро схватывают, но задают вопросы не по теме": автор экопроекта о том, как обсуждать экологию со школьниками

Год назад студентка ОмГАУ Ольга Ефремова стала победителем конкурса "Росмолодёжь. Гранты" на форуме "Экосистема. Устойчивое развитие". На полученный грант было обустроено пространство для экопросвещения, где проходили тематические лекции и мастер-классы. В нынешнем июне занятия завершились, но проект "Мастерская переработки омского Прииртышья" на этом не заканчивается.

Корреспондент "Омск Здесь" поговорила с Ольгой о планах по открытию большого экоцентра, о том, нужен ли в школе предмет "экология" и как рассказывать об этой теме детям и подросткам, чтобы им не наскучить.

- Оля, расскажи, как и когда тебя впервые увлекла тема экологии и в какой момент ты перешла к активизму?

- Я жила в маленьком городке Пермского края, и на тот момент у меня появились проблемы со здоровьем - кожа шелушилась. Заподозрили аллергию. Ну, и первым важным решением было перейти на экологичную бытовую химию без фосфатов, агрессивных ПАВ. Это спасло мою кожу. И так, постепенно изучая составы бытовых средств, мыла, шампуней, я перешла к теме экологии. Покупала родителям только натуральные средства, не вредящие окружающей среде и людям. Переехав в Омск учиться, начала сортировать мусор, познакомилась со множеством медийных личностей, открыла для себя мир проектов и даже реализовала свой.

- Зимой заработала "Мастерская переработки омского Прииртышья", открытая на средства гранта. Расскажи подробнее о её работе. Какие мероприятия удалось провести за полгода?

- "Мастерская переработки омского Прииртышья" - это экологопросветительский проект для молодёжи и школьников. Там мы рассказываем ребятам о важности сортировки вторсырья и показываем, во что можно превратить обычные ненужные крышки от бутылок. Даём возможность самим подробить крышечки и потом их переплавить. Обычно большинство выходило с искорками в глазах. За эти полгода мы проводили экскурсии по мастерской, мастер-классы по посадке микрозелени, прошёл курс для молодёжи "5 ЭкоПятниц", онлайн-фотоконкурс #ОкнаНужного.

- Проект будет продолжен осенью. Какие у него планы на следующий сезон?

- Осенью я снова собираюсь ехать с проектом на форум. Нам нужно расшириться и сделать уже из маленькой мастерской полноценный экоцентр: закупить баки для раздельного сбора, термопресс, новые пресс-формы, доску для проектора, велошредер.

- Каким ты видишь идеальный экоцентр?

- Чтобы под одной крышей мы могли собираться и обсуждать экопривычки, сортировку, дробить, плавить, играть, проводить праздники экологично, устраивать субботники с пикниками. Всё, что касается экопросвещения, будет в экоцентре. Чтобы нам всем было комфортно находиться в атмосфере экологических знаний. Чтобы ребята приходили потому, что хотят приходить, а не потому что их заставили.

- Ты проводила мастер-классы и экскурсии для школьников разного возраста. Дети и подростки охотно откликаются на экоповестку?

- Разность поколений всегда есть... Дети быстро схватывают, но задают вопросы в большинстве не по теме экоповестки. Подростки, пусть и угрюмые, но устоять перед электрошредером не могут - так же, как и дети, забрасывают с энтузиазмом крышки (шредер дробит пластиковое вторсырьё, а получившуюся крошку (на фото) перерабатывают в новые предметы, - прим. ред.).

- В школах нет отдельного предмета "экология". По твоему опыту, откуда школьники черпают экологические знания?

- Из окружающего мира (улыбается). Из общества, от родителей, эковолонтеров, экоакций. Приходил ребёнок и рассказывал всем, что его отец - эколог. Это замечательный пример, школьники слушали и задавали ему вопросы. Много кто из них был на "Чистых играх" - крупнейшей всероссийской акции (командные соревнования, где участникам необходимо собрать как можно больше мусора на определённой территории, - прим. ред.). Школы принимают участие в сборе макулатуры. У всех ребят есть отношение к природе: "Её надо беречь". И каждый по-своему объясняет, что нужно для этого сделать.

- Стоит ли ввести экопросвещение в основную школьную программу?

- Я считаю, что не стоит. Сфера обращения с ТКО (твёрдыми коммунальными отходами, - прим. ред.) требует доработки в системе сортировки и распространения сортировочных площадок. Сейчас мы только сами пробуем и стараемся подстроить под более старшее поколение. А вообще, если родители будут сортировать, то и ребёнок - как копия мамы и папы - будет повторять за ними. Детям не нужна дополнительная нагрузка в школах, они и так нагружены вдоволь.

- Как нужно разговаривать об экологии с детьми, чтобы не наскучить им, а наоборот, увлечь этой темой?

- Придумать это в игровой форме. У нас есть игра "ЭкоГТО". Это целая история экологии с разных её ракурсов: сбережение энергии, воды; сортировка отходов; возобновляемые источники энергии; проблема - решение; факт - мем. Дети с удовольствием включатся в игру.

- Что больше всего интересует детей - проблема мусора, озеленение, сохранение биоразнообразия или что-то другое?

- Проблема мусора. Всегда в пример приходится приводить другие страны, где люди сортируют и получают за это бонусы: скидки в магазинах или деньги. Опять же, Россия тоже не стоит на месте, и уже сейчас у нас есть хотя бы выбор: выбросить в обычный бак, отправить в разноцветные баки, сдать в сортировку самим и получить деньги.

- На мой взгляд, молодые люди, которым сейчас по 20 лет, более осознанные и ответственные по отношению к себе и окружающему миру. Ты замечаешь эту особенность среди своих ровесников?

- Среди ровесников - нет. Могу сказать точно, что большинство моих одногруппников не включается в тему экологии, но бесспорно, из 20 человек один точно заинтересован. Помимо экологии, есть и другие проблемы, которые волнуют людей. Ответственные и осознанные только со стороны своих интересов и целей.

- Как ты оцениваешь экологическую ситуацию в Омске и в целом в России?

- Скажу так, Омск - это только начало. Москву в пример ставить не буду. Вологодская область - это, наверное, место, на которое ещё можно равняться. Там я познакомилась с замкнутым циклом, у них почти всё производство подчинено национальным проектам, а ещё они создают экологически чистые продукты питания. И тяжёлая металлургия в Череповце не мешает производству. Вот пример из России. Омск поистине крутой, но мы только на пути к осознанной сортировке отходов.

- Какие экологичные привычки есть лично у тебя?

- Выключать свет, если никого в комнате нет; выключать воду в кране, пока чищу зубы; использую одно универсальное экосредство для уборки; заменила гель для душа на мыло, шампунь - на твёрдый шампунь, бальзам - на бутыль большего литража; ношу шопер и фруктовки с собой в магазин; вместо бутылки ношу воду или чай в термосе; покупаю гель для стирки в пятилитровых канистрах; использую хлопковые многоразовые диски; мою посуду джутовой губкой и мылом; использую уходовую косметику с 95 % натуральным составом; не пью и не ем из одноразовой посуды.

- Что ты посоветуешь людям, которые начинают экологизировать свою жизнь? С чего им начать, чтобы не перегореть быстро?

- Расскажу на своём примере. Как только начала сортировать отходы, брала с собой шоперы и фруктовки. Но были дни когда я их забывала дома и не позволяла себе взять что-то в пакетах. Следовательно, оставалась без ужина/обеда/завтрака. И винила себя за это. Позже, осознав, что делаю что-то не так, прощала себя за набор фруктов в полиэтиленовом пакете, так как всё равно сдаю его на переработку, и он не отравляет на свалках воздух, почву, воду и не губит животных. Меня это успокаивало. Привычка носить фруктовки привилась быстро, но оплошности всё равно случаются. Пожелание: не ограничивайте себя сразу. Привычки должны вводиться постепенно и безболезненно для организма и сознания. Хвалите себя, вы уже сделали огромнейший вклад в сохранение планеты!

Фото предоставлены героиней публикации

Читайте также