Корреспондент "Омск Здесь" поговорила с Ольгой о планах по открытию большого экоцентра, о том, нужен ли в школе предмет "экология" и как рассказывать об этой теме детям и подросткам, чтобы им не наскучить.
- Оля, расскажи, как и когда тебя впервые увлекла тема экологии и в какой момент ты перешла к активизму?
- Я жила в маленьком городке Пермского края, и на тот момент у меня появились проблемы со здоровьем - кожа шелушилась. Заподозрили аллергию. Ну, и первым важным решением было перейти на экологичную бытовую химию без фосфатов, агрессивных ПАВ. Это спасло мою кожу. И так, постепенно изучая составы бытовых средств, мыла, шампуней, я перешла к теме экологии. Покупала родителям только натуральные средства, не вредящие окружающей среде и людям. Переехав в Омск учиться, начала сортировать мусор, познакомилась со множеством медийных личностей, открыла для себя мир проектов и даже реализовала свой.
- Зимой заработала "Мастерская переработки омского Прииртышья", открытая на средства гранта. Расскажи подробнее о её работе. Какие мероприятия удалось провести за полгода?
- "Мастерская переработки омского Прииртышья" - это экологопросветительский проект для молодёжи и школьников. Там мы рассказываем ребятам о важности сортировки вторсырья и показываем, во что можно превратить обычные ненужные крышки от бутылок. Даём возможность самим подробить крышечки и потом их переплавить. Обычно большинство выходило с искорками в глазах. За эти полгода мы проводили экскурсии по мастерской, мастер-классы по посадке микрозелени, прошёл курс для молодёжи "5 ЭкоПятниц", онлайн-фотоконкурс #ОкнаНужного.
- Проект будет продолжен осенью. Какие у него планы на следующий сезон?
- Осенью я снова собираюсь ехать с проектом на форум. Нам нужно расшириться и сделать уже из маленькой мастерской полноценный экоцентр: закупить баки для раздельного сбора, термопресс, новые пресс-формы, доску для проектора, велошредер.
- Каким ты видишь идеальный экоцентр?
- Чтобы под одной крышей мы могли собираться и обсуждать экопривычки, сортировку, дробить, плавить, играть, проводить праздники экологично, устраивать субботники с пикниками. Всё, что касается экопросвещения, будет в экоцентре. Чтобы нам всем было комфортно находиться в атмосфере экологических знаний. Чтобы ребята приходили потому, что хотят приходить, а не потому что их заставили.
- Ты проводила мастер-классы и экскурсии для школьников разного возраста. Дети и подростки охотно откликаются на экоповестку?
- Разность поколений всегда есть... Дети быстро схватывают, но задают вопросы в большинстве не по теме экоповестки. Подростки, пусть и угрюмые, но устоять перед электрошредером не могут - так же, как и дети, забрасывают с энтузиазмом крышки (шредер дробит пластиковое вторсырьё, а получившуюся крошку (на фото) перерабатывают в новые предметы, - прим. ред.).
- В школах нет отдельного предмета "экология". По твоему опыту, откуда школьники черпают экологические знания?
- Из окружающего мира (улыбается). Из общества, от родителей, эковолонтеров, экоакций. Приходил ребёнок и рассказывал всем, что его отец - эколог. Это замечательный пример, школьники слушали и задавали ему вопросы. Много кто из них был на "Чистых играх" - крупнейшей всероссийской акции (командные соревнования, где участникам необходимо собрать как можно больше мусора на определённой территории, - прим. ред.). Школы принимают участие в сборе макулатуры. У всех ребят есть отношение к природе: "Её надо беречь". И каждый по-своему объясняет, что нужно для этого сделать.
- Стоит ли ввести экопросвещение в основную школьную программу?
- Я считаю, что не стоит. Сфера обращения с ТКО (твёрдыми коммунальными отходами, - прим. ред.) требует доработки в системе сортировки и распространения сортировочных площадок. Сейчас мы только сами пробуем и стараемся подстроить под более старшее поколение. А вообще, если родители будут сортировать, то и ребёнок - как копия мамы и папы - будет повторять за ними. Детям не нужна дополнительная нагрузка в школах, они и так нагружены вдоволь.
- Как нужно разговаривать об экологии с детьми, чтобы не наскучить им, а наоборот, увлечь этой темой?
- Придумать это в игровой форме. У нас есть игра "ЭкоГТО". Это целая история экологии с разных её ракурсов: сбережение энергии, воды; сортировка отходов; возобновляемые источники энергии; проблема - решение; факт - мем. Дети с удовольствием включатся в игру.
- Что больше всего интересует детей - проблема мусора, озеленение, сохранение биоразнообразия или что-то другое?
- Проблема мусора. Всегда в пример приходится приводить другие страны, где люди сортируют и получают за это бонусы: скидки в магазинах или деньги. Опять же, Россия тоже не стоит на месте, и уже сейчас у нас есть хотя бы выбор: выбросить в обычный бак, отправить в разноцветные баки, сдать в сортировку самим и получить деньги.
- На мой взгляд, молодые люди, которым сейчас по 20 лет, более осознанные и ответственные по отношению к себе и окружающему миру. Ты замечаешь эту особенность среди своих ровесников?
- Среди ровесников - нет. Могу сказать точно, что большинство моих одногруппников не включается в тему экологии, но бесспорно, из 20 человек один точно заинтересован. Помимо экологии, есть и другие проблемы, которые волнуют людей. Ответственные и осознанные только со стороны своих интересов и целей.
- Как ты оцениваешь экологическую ситуацию в Омске и в целом в России?
- Скажу так, Омск - это только начало. Москву в пример ставить не буду. Вологодская область - это, наверное, место, на которое ещё можно равняться. Там я познакомилась с замкнутым циклом, у них почти всё производство подчинено национальным проектам, а ещё они создают экологически чистые продукты питания. И тяжёлая металлургия в Череповце не мешает производству. Вот пример из России. Омск поистине крутой, но мы только на пути к осознанной сортировке отходов.
- Какие экологичные привычки есть лично у тебя?
- Выключать свет, если никого в комнате нет; выключать воду в кране, пока чищу зубы; использую одно универсальное экосредство для уборки; заменила гель для душа на мыло, шампунь - на твёрдый шампунь, бальзам - на бутыль большего литража; ношу шопер и фруктовки с собой в магазин; вместо бутылки ношу воду или чай в термосе; покупаю гель для стирки в пятилитровых канистрах; использую хлопковые многоразовые диски; мою посуду джутовой губкой и мылом; использую уходовую косметику с 95 % натуральным составом; не пью и не ем из одноразовой посуды.
- Что ты посоветуешь людям, которые начинают экологизировать свою жизнь? С чего им начать, чтобы не перегореть быстро?
- Расскажу на своём примере. Как только начала сортировать отходы, брала с собой шоперы и фруктовки. Но были дни когда я их забывала дома и не позволяла себе взять что-то в пакетах. Следовательно, оставалась без ужина/обеда/завтрака. И винила себя за это. Позже, осознав, что делаю что-то не так, прощала себя за набор фруктов в полиэтиленовом пакете, так как всё равно сдаю его на переработку, и он не отравляет на свалках воздух, почву, воду и не губит животных. Меня это успокаивало. Привычка носить фруктовки привилась быстро, но оплошности всё равно случаются. Пожелание: не ограничивайте себя сразу. Привычки должны вводиться постепенно и безболезненно для организма и сознания. Хвалите себя, вы уже сделали огромнейший вклад в сохранение планеты!
Фото предоставлены героиней публикации