- Я родилась в городке Нефтяников. Для меня он всегда был таким домашним, очень привычным и интереса не представлял, пока я не копнула историю и поняла, что она у городка очень увлекательная! Хотелось бы узнать как можно больше о том, каким задумывался городок Нефтяников и кто стоял у его истоков.
- Городок Нефтяников мыслился как отдельный город. Вообще Омск ведь интересно формировался - ещё в 1926 году город Омск, каким мы его знаем сегодня, состоял из трёх самостоятельных городов. Та территория, которая примыкала к бывшему Атаманскому хутору, Порт-Артур - это был Ленинск-Омский. На левобережье Иртыша, где был посёлок Куломзино - это город Ново-Омск, а, собственно, сам город Омск до 1930 года начинался примерно от университета путей сообщения. И только в 1930 году было принято постановление, согласно которому оформились границы нынешнего Омска.
Так вот городок Нефтяников, который формировался с 1949 года, был замечательно спланирован, и историческую роль в этом сыграл, конечно, первый директор Омского нефтезавода Александр Моисеевич Малунцев. Это вообще фундаментальная личность, о ней можно долго говорить и молиться, и на него молились - и высокие начальники, и простой народ.
В городке Нефтяников всё было продумано с точки зрения поворота к человеку. Здесь сыграли роль 53-54 годы, смерть Сталина и признаки "оттепели", когда внимание всё больше обращалось к человеку. И Малунцев в силу своего характера, именно исходя из этого, планировал городок Нефтяников. Всё было продумано - школы, парки, магазины, поликлиники. В том числе учитывались и вопросы экологии, а это 50-е годы, когда было выражение "план любой ценой", и если что-то дымит и горит - неинтересно. Поэтому, это, конечно, феномен.
- Каким был проект ДК им. Малунцева? Насколько я знаю, в 1961 году его облик поменялся. Почему это произошло?
- Малунцев активно продвигал идею создания дворца культуры. Это понятно - он был человеком, одарённым необычайными талантами (я не касаюсь его знаний нефтехимии, это само собой). Он был прекрасный шахматист, который обыгрывал всех десятками партий. Малунцев прекрасно танцевал, поскольку был родом из Азербайджана, и блестяще исполнял все эти горячие танцы народов Кавказа, причём, не стесняясь, мог станцевать лезгинку на столе.
Но, видимо, в части архитектуры он был консерватором. Решение о проекте, по которому должен был быть создан дворец искусств, принял сам Малунцев. В одной из поездок в Прибалтику он увидел дворец культуры радиозавода VEF в Риге, который был выстроен в духе сталинского классицизма - помпезное строение с десятью могущественными колоннами. Такое же здание было решено перенести на омскую землю. Но дело в том, что вторая половина 50-х годов прошлого века - это было время массового строительства. Тогдашнее руководство страны поставило задачу - строить много, дёшево, без каких-либо архитектурных излишеств. А размахнулись-то ведь на дворец с колоннами, портиками, галереями! В 1961 году в Омске проходило совещание по проблемам нефтехимического комплекса, на котором присутствовал Никита Хрущёв. Тогда дворец был почти достроен, уже возвели колонны. Однако на совещании было решено - выставленные колонны убрать. И за одну ночь колонны растащили тракторами. Мы умеем это делать - за ночь совершать подвиги (смеётся). Вот такая судьба постигла дворец Малунцева. (Напомним, что Борис Коников рассказывал об истории строительства Дворца искусств имени Александра Малунцева в видеоблоге "Короче, Омск").
- Ещё мне хотелось бы поговорить с вами о водонапорных башнях, в первую очередь с точки зрения архитектуры.
- Вообще, водонапорные башни в России начали активно возводиться со второй половины 19 века. В Омске они появились в начале 20 века. Задумались об этом в 1904 году, а первая водонапорная башня была построена в 1915 году. Всего в Омске восемь водонапорных башен. Они сделаны из кирпича, что дёшево, экономично, надёжно, и если у мастера золотые руки, то из этого материала можно создавать красоту. Башни выстроены в стиле модерн.
- Почему в Омске стали строиться водонапорные башни?
- В конце 19 - начале 20 века Омск постигла беда - эпидемия холеры, смертность сильно превышала рождаемость, и нужно было привести в порядок систему водоснабжения. Кроме того, в это время строилось много предприятий, а когда предприятия строятся, им нужна вода. Башни относительно несложные по техническому решению, многоярусные. На самом верхнем ярусе находились металлические ёмкости, куда поступала вода, которую подавали снизу, качали насосами.
Сейчас у нас водонапорные башни заброшены. Они бесхозные, они не нужны при нынешней системе водоснабжения. Как поступили, например, в Томске с водонапорными башнями - их выставили на продажу, и в нескольких башнях находчивые и нестандартно мыслящие мужчины выстроили себе жилища. Теперь это многоэтажные жилые помещения, где есть все удобства.
- Если честно, я надеюсь, что у нас будет какое-то более функциональное применение водонапорных башен, например из них можно сделать музеи или гостиницы. Всё же в Томске, наверное, пошли по принципу удовлетворения личных нужд.
- Я думаю, касаемо гостиницы - есть такое противное слово "рентабельность". Но от него не уйдёшь, когда нужно оправдывать те средства, которые закладываешь. А насчёт музея - мне эта мысль кажется очень заманчивой. Это можно и, наверное, нужно сделать, как это сделано с пожарной башней Хворинова возле Главпочтамта. Я думаю, это было бы очень интересно.
Фото Ильи Петрова, автора материала