По данным Росстата, сегодня по дорогам страны ездят более 51 млн частных автомобилей. С января по август 2019 года автомобилисты залили в свои машины около 24 млн тонн бензина. В среднем это около 750 литров на один автомобиль. В семейном бюджете это большая статья расходов. Некоторые водители стараются экономить и выбирают заправки, где стоимость дизеля или бензина на несколько копеек дешевле. В результате повышают риск заправки некачественным топливом и, как следствие - поломок двигателя и дорогостоящего ремонта.
Мы решили узнать у экспертов, как обстоят дела с качеством топлива на российских АЗС. Как обманывают потребителя, какие заправки следует объезжать стороной, как заправить автомобиль в Омске и не ошибиться в выборе?
Как определить качество топлива без лаборатории
Даже если водитель нашёл для себя надёжную заправку в своём городе, он не защищён от риска, отправляясь в путешествие на автомобиле в другие регионы. Достоверно определить качество топлива можно только в лабораторных условиях, но обезопасить себя можно.
Перед тем как заправлять автомобиль, первое, что необходимо сделать автовладельцу, - обратить внимание на ПАСПОРТ КАЧЕСТВА. Такой документ должен присутствовать на каждой АЗС. Размещается он в уголке потребителя либо предъявляется по требованию. Это так называемый сертификат качества топлива. Если оператор АЗС отказывается предоставлять паспорт - это уже нарушение.
- В паспорте качества содержатся характеристики топлива: где, кем и когда оно произведено, октановое/цетановое число, фракционный состав, наличие/отсутствие присадок и т. д. Сегодня это международный документ, установленный Техническим регламентом для стран ЕАЭС. За нарушение регламента предусмотрены огромные штрафы. Росстандарт может в любой момент проверить эти данные, и если они не соответствуют заявленному качеству, АЗС получает многомиллионный штраф. Изучайте паспорт. Дата выдачи паспорта должна быть свежей. Дело в том, что партия топлива на АЗС реализуется в течение 1-7 дней, если паспорт старше - стоит задуматься о том, что на АЗС продают. Важно, чтобы бензин или дизель были произведены на нефтезаводе в той же части страны, где продаются, - рассказывает кандидат технических наук, доцент РГУ нефти и газа им. Губкина Леонид Багдасаров.
Минизавод или масштабное производство: что лучше
Ещё одна гарантия того, что вы заправите машину качественным топливом - это брендированные АЗС. Вертикально интегрированная компания добывает нефть, перерабатывает и продаёт. Производство контролируется на всех этапах. Поэтому лучше изначально выбирать заправку, так сказать, от производителя.
- 99 % нарушений по физико-химическим параметрам топлива мы фиксируем на независимых АЗС или заправочных станциях небольших сетей. Сетевые АЗС в этом вопросе не страдают. Им важна репутация, и здесь качество топлива выше, - пояснила замначальника управления госнадзора и контроля Росстандарта Оксана Бородина.
- Заводы крупных нефтеперерабатывающих компаний России сегодня выпускают топливо высочайшего класса, достойно конкурирующее, а по некоторым параметрам и превосходящее европейские аналоги, например, по содержанию водорода. Именно его количество является гарантией качества. Установки, которые уже есть, например, на Омском нефтезаводе, и которые там планируют установить, - насыщают топливо водородом. Чем больше водорода, тем чище бензин. По содержанию главного компонента омское топливо уже сегодня можно отнести к топливу Евро-7 и Евро-8 (правда, такие регламенты в Евросоюзе и в нашей стране ещё не ввели). На минизаводах достичь такого уровня невозможно. В отличие от масштабных производств, на таких заводах происходит первичное разделение на фракции. Прямогонный бензин и прямогонное дизельное топливо - для автомобиля вред.
- На крупных автозаправочных сетях важен принцип обеспечения сохранности качества и количества бензина и дизельного топлива. Мы непрерывно совершенствуем систему контроля качества топлива по всей цепочке от завода до АЗС. Автоматизация процессов и ежемесячная лабораторная проверка каждой станции сети позволяет обеспечить автомобилистов топливом с высочайшими характеристиками, - рассказал руководитель программы "Нефтеконтроль" в сегменте сбыта моторных топлив "Газпромнефти" Виктор Чуяков.
Если возникли сомнения
Ещё одна проблема - недолив. Как отмечают эксперты, такая проблема опять же существует на несетевых заправках и практически исключена на брендовых.
- По требованию водителя оператор АЗС обязан проверить работу колонки в его присутствии. Для этого на АЗС крупных сетей есть специальный метрологический прибор - 10-литровый мерник. Это сертифицированное средство измерения, на нём стоит клеймо Центра государственной метрологии. С помощью этого прибора сотрудники АЗС проливают колонку на дозу отпуска.
Нередки случаи, когда технические неполадки автомобиля водители напрямую связывают с последней заправкой. Здесь эксперты рекомендуют вооружиться следующей информацией. Во-первых, необходимо взять себе за правило хранить чеки. Во-вторых, водителю нужно быть готовым к тому, чтобы оплатить экспертизу топлива. А теперь всё по порядку.
Если водитель почувствовал неполадки, едва отъехав от заправки, необходимо вернуться на АЗС и инициировать отбор ПРОБЫ. Процедура строго регламентирована ГОСТ 2517. Проб отбирается три. Первая отправляется представителями АЗС на анализ в аккредитованную лабораторию. Вторая - передается клиенту и может быть исследована в любой лаборатории по его выбору. Третья, так называемая арбитражная, остаётся на АЗС опечатанной и нетронутой до завершения разбирательства. Пробы отбираются совместно клиентом и представителем АЗС. Составляется акт отбора, сами пробы опечатываются с проставлением подписей сторон. Объём отобранной пробы оплачивает автовладелец. В случае подтверждения ненадлежащего качества топлива расходы автовладельцу возмещаются.
Если водитель обратился на АЗС не сразу, на АЗС крупных сетей он может потребовать анализ контрольной пробы. На АЗС "Газпромнефть", например, она отбирается перед сливом каждой новой партии топлива из бензовоза в резервуар. При этом используется принцип взаимного контроля - свои подписи на акте отбора и пломбе ставит как перевозчик (водитель бензовоза), так и оператор АЗС. Проба хранится на АЗС до поступления следующей партии нефтепродукта.
Если же неполадки в машине обнаружены спустя значительное время после заправки, партия топлива реализована, и контрольной пробы на АЗС уже нет, остаётся обратиться с подтверждающими документами в надзорные органы. При наличии оснований они проведут экспертизу. В случае подтверждения отклонений по качеству топлива убытки, в том числе, оплата анализа, пойдут за счёт АЗС. Если претензия необоснованная и топливо окажется качественным - всё оплачивает водитель.
Эксперты обращают внимание на то, что анализ топлива из бензобака не может являться доказательством вины АЗС. Это связано с тем, что в топливной системе автомобиля всегда находится смесь нефтепродуктов с разных заправок, могут присутствовать накопившиеся со временем посторонние отложения, конденсат и т. д.
Если заправили воздухом
Как ни парадоксально, такое тоже случается. Индикатор на колонке считает литры, топливо в бак не поступает. По словам Виктора Чуякова, причина - в повреждении разрывной муфты топливораздаточного крана. Это специальное устройство, которое первым разрушится в случае, если автомобилист забыл вынуть пистолет из бака и начал движение. При этом произойдёт отстыковка пистолета, сама колонка останется неповреждённой, а топливо из оторванного шланга не выльется на землю, а начнёт поступать в систему газовозврата. Бывает, что кто-то из водителей, заправлявшихся до вас, сильно дёрнул или потянул шланг - например, заливая бензин в канистру в багажнике. В таком случае может произойти частичный надрыв той самой разрывной муфты. Визуально повреждение не будет заметно, но система возврата топлива будет активирована. Счётчик колонки при этом отсчитывает объём возвращающегося в резервуар нефтепродукта. Если вы столкнулись с подобным, необходимо сразу обратиться к оператору АЗС, а если станция автоматическая - позвонить диспетчеру удалённого диспетчерского центра. Технические специалисты проведут проверку, посмотрят записи камер видеонаблюдения, прольют колонку с помощью метрологического оборудования. Платить за топливо, которое не поступило в бак, не придётся.
Бензин или дизель
Бывает, что на автозаправочной станции в бензиновый двигатель попадает дизель и наоборот. Это человеческий фактор. В этом случае вам снова поможет ЧЕК. В нём точно указано, что именно залили в бак. Если ошибка произошла по вине заправщика, сотрудники АЗС обязаны вызвать эвакуатор, доставить машину на станцию техобслуживания, оплатить промывку топливной системы и залить нужное топливо. На АЗС крупных сетей проблем с возмещением ущерба не возникнет.
С присадками или без
По словам Леонида Багдасарова, все крупные производители топлива разрабатывают фирменные присадки. Каждая компания формирует своё техническое задание на производство комплексной присадки - исходя из тех свойств, которые планируется добавить топливу. Компоненты для премиальных топлив, которые используют российские нефтяные компании, как правило, изготавливаются при участии ведущих западных производителей. Их точный состав держится в секрете и является коммерческой тайной. Однако эти присадки сертифицированы и при соблюдении технологии введения в топливо безопасны для человека, окружающей среды и автомобиля. А многочисленные лабораторные и стендовые испытания подтверждают их эффективность.
Разработка присадок - очень точная и тонкая работа, потому что типы топлива и технические запросы заказчика могут привести к множеству самых разных комбинаций. Другим аспектом, требующим внимания, является дозировка, нарушение которой может полностью изменить рабочие характеристики и некоторые свойства топлива. Эта работа может вестись только в условиях крупного высокотехнологичного производства.
В связи с этим крупные производители вводят присадки только промышленным способом - на заводе или нефтебазе - и никогда не добавляют их непосредственно в резервуары на АЗС. К тому же паспортизация готового нефтепродукта проходит на нефтебазе, и если "улучшители" попадают в топливо после паспортизации, значит, в паспорте упоминания присадок не будет - это нарушение. Понять это вы сможете, прочитав паспорт качества на АЗС. Если документы на исходный продукт и партию "улучшенного" топлива не отличаются, стоит задуматься, зачем платить больше, и действительно ли это безопасно.
Итак, если вы хотите, чтобы ваш автомобиль служил дольше, а вы не стали частым гостем станций техобслуживания, просто будьте внимательнее в своём выборе. Топливо, приобретённое напрямую у производителя, на брендированной заправке - уже гарантия вашего спокойствия. Смело требуйте соблюдения ваших прав - возможности ознакомиться с паспортом качества, а также в любой момент измерить количество заливаемых литров.