Если раньше квадрокоптеры считались диковинкой, то за последние три-четыре года ими обзавелись многие - от мелких компаний до простых омичей - любителей и профессионалов аэросъемки. По данным омских магазинов, в городе в год в среднем покупают около 50 коптеров. Разброс цен весьма велик - от одной до 300 тыс. руб. и выше. За минимальную цену он будет летать, а за несколько десятков и сотен тысяч - иметь хорошую электронику, мощный двигатель и камеру высокого качества съемки. При этом продавцы отмечают: не каждый, придя в магазин, хотя бы отдаленно знаком с правилами использования дрона и тем более с тем, что на полеты нужно получать разрешение.
Как положено
Как рассказали "Омск Здесь" в региональной транспортной прокуратуре, самый первый штраф за полеты квадрокоптера в регионе выписали еще в 2015 году. Его получил омич, снявший корпоратив с высоты птичьего полета. За последний год зафиксировано четыре случая. В одном из них два приятеля попались, когда решили пофотографировать город с высоты, в другом - мужчина хотел проверить, работает ли дрон. Летающие коптеры заметили полиция и ФСБ, а потом вычислили пилотов. Еще один омич платил штраф дважды. В первый раз он делал аэрофотосъемку земельного участка, которую заказал предприниматель для оформления границ, во второй - снимал Сибирский международный марафон, причем нашли его по фото, выложенным им же в сеть.
Посмотрели снимки, запросили информацию от центра организации воздушного движения, где сказали, что разрешения не выдавали. Гражданин признал вину и заплатил пять тысяч рублей штрафа по статье 11.4 КоАП РФ (нарушение правил использования воздушного пространства), - уточнила помощник омского транспортного прокурора Наталья Солдатова.
Так, согласно федеральным правилам использования воздушного пространства, для любого беспилотного летательного аппарата (БПЛА), к которым относятся и квадрокоптеры, нужно получить разрешение независимо от того, на какой высоте будет летать дрон, и подготовить план полета, включая время и место. В прокуратуре уточнили, что за разрешением на полет необходимо обращаться не менее чем за пять дней до планируемой съемки в Западно-Сибирскую аэронавигацию, расположенную в Новосибирске.
Другое разрешение должна дать местная администрация. То есть, если полет запланирован в городе, нужно известить об этом мэрию. Рассмотрением обращения занимается департамент общественной безопасности, и по закону у него есть на это месяц. Если же коптер планируется запускать над неразграниченными землями, например, в поле, не относящемся к какому-либо населенному пункту, такое разрешение не нужно.
Сложного ничего нет. Но случаев привлечения к ответственности стало больше. Нарушителей, по их словам, пугает то, что нужно обращаться за разрешениями, кому-то проще заплатить штраф. Для граждан он варьируется от 3 до 5 тыс. руб., для должностных лиц - от 30 до 50 тыс., для юридических лиц - от 300 до 500 тыс. руб. или возможен запрет деятельности до 90 суток, - добавили в транспортной прокуратуре.
Кроме того, летом прошлого года внесли поправки в Воздушный кодекс РФ, по которым владельцы дронов и вообще любых беспилотников весом более 250 граммов, ввезенных или произведенных в России, должны ставить их на учет. Но эта норма пока плохо применяется на практике, поскольку не отработана сама система учета.
Как на практике
В действительности пилоты по-разному относятся к сложившейся ситуации. Не все готовы "заморачиваться" и предпочитают заплатить штраф, по сути, закладывая его в стоимость съемки.
Я застал время, когда не было жесткого контроля беспилотников, поскольку и порядка как такового еще не было. Сейчас требуют, но не все исполняют. Бывает необходимость в новостной съемке, допустим, что-то случилось и нужно видео с воздуха, тогда за пять суток нет возможности подать заявку на разрешение. Начинаются компромиссы с совестью и с законом. Если за съемку заплатят 20 тыс. руб., а штраф на пять тысяч, то можно в принципе рискнуть. Но все завит от безопасности съемок, - поделился с "Омск Здесь" пилот, пожелавший остаться анонимным.
Он уточнил, что заявку с просьбой предоставить воздушное пространство отправляет не только в Новосибирск, но также в Главный центр организации воздушного движения, находящийся в Москве, и попутно согласует полет с омским центром аэронавигации Западной Сибири. В день полета пилот созванивается со столичным управлением и новосибирским, уведомляя, что будет использовать заявленное время, а затем и с омскими диспетчерами, которые будут курировать полет.
Процедура бесплатна, на кого именно оформлять заявление - уточняют в каждом центре, поскольку как такового образца нет. План полета составляется по блок-схеме, которую можно найти в приложении к регламенту федерального агентства воздушного транспорта. "Поначалу неправильно составляешь [документы] и возникают сложности, но обычно идут навстречу, подсказывают, что исправить", - заметил пилот.
После того как ввели санкции, съемок стало меньше. Пытались получить разрешение, но не вышло, - рассказывает о своем опыте оператор квадрокоптера Евгений Чепурко. - Слишком много было этапов. Нет точной информации, как регистрировать технику. В городе стало сложно просто так полетать. Если финансово выгодно, то можно заморочиться и сделать разрешение, а если съемка стоит 1,5-3 тысячи за полчаса - не стоит того.
Вице-президент Омской федерации авиамодельного спорта и руководитель собственного агентства аэросъемки Михаил Алтухов пояснил, что отказать в разрешении могут, если неправильно составлена заявка или воздушное пространство уже кем-то занято: "Кто первый встал, того и тапки. Сложности могут возникнуть в приаэродромной зоне, куда попадает практически весь город и из-за самолетов могут попросить опустить беспилотник, на крупных мероприятиях".
Он заметил, что ему всегда удавалось согласовать съемку, хотя и признал - система сложилась смешная: "Сделал ребенок пенопластовый самолет, вышел на стадион - он обязан уведомить, что использует воздушное пространство", - привел он пример.
Так или иначе, спортсмен настаивает, что пилоты должны быть более ответственными. По его словам, неопытные операторы нередко ломают дроны, теряют, надеясь на автоматику. "Ладно, если в поле, а если в городе? Аппарат в среднем весит полтора килограмма. Что, если такой прилетит в лобовое стекло? Для того же автомобиля мы регулярно проходим техобслуживание, регистрируем. И "коптерщикам" нужно знать хотя бы азы", - призвал Алтухов.
не надо вешать лапшу на уши! сейчас даже пилот-владелец собственного летательного аппарата (самолета или дельтаплана) не получает никакого разрешения,а просто звонит в службу управления воздушным движением и сообщает время и район своих полетов