Виктория Рубан: "Мы хотим улучшить настроение города!"
Интервью  •  СИ «Омск Здесь»  1 февраля 2019, 20:45  •  печать

Виктория Рубан: "Мы хотим улучшить настроение города!"

Накануне старта нового сезона на телеканале "Продвижение" в Омске мы встретились с заместителем директора Омской телевизионной компании Викторией Рубан. О престижной награде от Союза журналистов России, творческих планах и перспективах качественной журналистики читайте в нашем интервью.

Виктория Рубан  •  Заместитель директора Омской телевизионной компании

- Виктория Васильевна, 4 февраля на телеканале "Продвижение" в Омске стартует новый сезон. Чем вы удивите зрителей?

- Настроением!.. В городе Омске его нужно скорректировать. Мы будем рассказывать о ярких и позитивных людях! К примеру, одна из героинь программы "Наши люди" мечтает о том, чтобы было отремонтировано здание музея "Искусство Омска", чтобы в нём появилось отдельное пространство для художников, чтобы там могли работать выставки, и заниматься дети... и она готова прожить ради этого 103 года... В Омске рождаются замечательные идеи и воплощаются отличные проекты, которые вызывают чувство гордости. Мы расскажем о том, куда пойти в выходные, где лучше отдохнуть, например, с детьми или как стать участником кулинарного мастер-класса. Покажем, что наш город - это не только место, где родился мем "не пытайтесь покинуть Омск", а заметная точка на карте страны и даже мира. Мы впервые вышли в эфир в 2012 году и сразу стремились показать, что Омск - это часть глобального пространства. Мы нашли многих наших земляков... Они родились в Омске, а потом разъехались по миру, но помнили о том, где родились и кто дал им путёвку в жизнь. Это и дизайнеры, и спортсмены, и художники, и музыканты. Кто тогда знал, что руководитель прославленного Берлинского симфонического оркестра - омич? Сейчас мы, можно сказать, запускаем "вторую волну", только хотим открыть омичей им самим, нас - самим себе.

- На счету Омской телевизионной компании и телеканала "Продвижение" много побед в престижных конкурсах, две статуэтки "ТЭФИ-Регион" и спецприз этого же фестиваля. На прошлой неделе Союз журналистов России вручил Вам Почётный Знак "За заслуги перед профессиональным сообществом". Что это значит для Вас?

- Так получилось, что я не была на церемонии вручения наград Омского отделения Союза журналистов, и мне о награде сообщили коллеги. Было очень приятно и... неожиданно. Когда ты много работаешь, то не думаешь о том, дадут ли тебе какой-то знак или не дадут. Существуют переживания другого уровня: вовремя сдать программы на эфир, обсудить с коллегами их проекты... А когда речь идёт о формировании нового телесезона... В общем, кто знает, тот поймёт. Коллегам из Союза журналистов, наверное, виднее. Для меня такое признание многое значит. Я в журналистике с 1993 года, и за это время было много звонков и благодарностей от зрителей. Но когда тебя оценивают коллеги - это совершенно иное. Это значит ты чего-то стоишь.

- У Вас большой опыт работы на телевидении. Был ли момент, когда хотелось оставить профессию? Если да, то с чем это было связано и что удержало?

- Бывают моменты, когда хочется всё бросить. Сначала я думала, что мне помогала бы какая-нибудь боксёрская груша, постучишь в неё, и станет легче, уйдёт негатив. Признаюсь: в борьбе с эмоциями и спустя время часто проигрываю... Но постоянно учусь направлять мысли в оптимистичное русло, созидательное, как советовал всегда мой наставник в профессии Павел Паутов.

- Как Вы оцениваете будущее телевизионных СМИ? Смогут ли они оставаться самостоятельным направлением или полностью вольются в интернет-вещание?

Сложный вопрос. Когда коллеги из федеральных и омских СМИ отвечают на него, то, как правило, цитируют героя фильма "Москва слезам не верит": "Вот будет телевидение, оно заменит театр, книги..."  И театр, и книги по-прежнему уживаются наряду с телевидением. Но мир сейчас настолько стремительно развивается, что делать прогнозы - дело совсем неблагодарное. Интернет плотно вошёл в нашу жизнь и с каждым днём занимает всё новые ниши. Я думаю, нас ждёт некая интеграция. Телевидению придётся в ближайшее время находить варианты совместного существования с интернетом. Какие формы они приобретут? Посмотрим... Пока же государство делает ставку на телевидение, как на основной источник информации... Но тем не менее в новом сезоне у нас запланированы специальные интернет-проекты. Один из них уже работает: с августа 2018-го мы совместно с ХК "Авангард" запустили интернет-версию программы "Овертайм. Live". Болельщикам нравится.

- У омской молодёжи есть предубеждение, что построить успешную карьеру в Омске сложно и нужно при первой возможности уезжать в другой город. Что Вы можете посоветовать молодым журналистам, перед которыми стоит такой выбор?

- На самом деле такая ситуация сложилась не в прошлом и не в позапрошлом году. Она складывалась постепенно. Если говорить о молодых людях, рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше. И молодёжь действительно покидает Омск. Это связано с экономической ситуацией. Но я бы покритиковала и своих молодых коллег. Когда мы в 2015 году проводили набор желающих работать на телеканале "Продвижение", через нас только за один месяц прошло около сотни девушек и юношей, которые хотели быть журналистами. Но ни одного человека из этой сотни не осталось... Когда парни и девушки понимали, что нужно ехать на съёмку, тщательно собирать и проверять информацию, а потом мало того, что снять, надо ещё и написать - они просто уходили и больше не появлялись. Получилась печальная картина: "Здравствуйте, я хотела быть в телевидении. Чтобы я такая красивая с экрана сообщала новости!". А то, что за этой внешней красотой стоит огромный труд, часто в ущерб личному времени, увлечениям, друзьям, семье и даже ночному сну... Помните, как у Маяковского: "Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды". Журналистский труд сродни поэтическому... К  такой самоотдаче потенциальные сотрудники были не готовы. Хотя, правды ради, скажу, было несколько человек, не из этого "массового набора", которые пришли, выдержали и стали интересными журналистами. В общем, если ты готов трудиться, то, пожалуйста, тебя примут на любом телеканале, в любой газете, в любом интернет-портале в Омске с распростёртыми объятиями. Я думаю, что мои коллеги проголосуют двумя руками за этот тезис. И не только коллеги. Это ведь касается любой работы.

- Современная журналистика часто ставит человека перед выбором. Многие стремятся быстро выдать непроверенную информацию, порой искажая факты, чтобы быть первыми. И в этой гонке за читателем, зрителем в стремлении шокировать они часто преступают этические нормы. Может ли качественная журналистика выдерживать конкуренцию с этим трендом?

- Такому журналисту, скорее всего, одна дорога - в суд. Сейчас в России мы наблюдаем, что контролирующие инстанции стали жёстче следить за соблюдением законодательства, предприятия следят за своей репутацией и дорожат доверием партнёров и клиентов... Зрители, наученные телевидением и интернетом, не хотят мириться с обманом. Если человека вводят в заблуждение, обижают, оскорбляют, то он сейчас смело идёт в суд, и, как правило, тот встаёт на сторону пострадавшего. Это касается не только сферы потребления, это всё чаще касается и информации тоже. В этой сфере из-за искажения реальных явлений и событий рождаются мошеннические схемы, случаются трагедии. Кстати, одна из наших программ, которая выйдет 4 февраля, в понедельник, посвящена разрушению информационных мифов в популярной сейчас теме борьбы с лишним весом. Она называется "Человек худеющий". Блогеры со своими опытами над организмом, лжемедики знают буквально всё, начиная от диеты царицы Клеопатры до диеты кремлёвской. В общем смотрите и разберётесь, где правда, а где - нет...

- А если говорить об общей этике в профессии? Когда журналисты злоупотребляют негативными темами, потому что они собирают больше просмотров. Часто в зрителе видят лишь потребителя информации и не думают о его чувствах, после того, как он выключит телевизор или закроет вкладку сайта.

Есть "правило трёх С", которым пользуются журналисты всего мира: смерть, скандал и секс - то, что прежде всего привлекает внимание. Наверное, это правило имеет место, так как работает. Но в нашем обществе оно приводит к жутким последствиям, когда, к примеру, никто не окажет лежащему на улице человеку помощь, но все снимут на камеру мобильника и выложат в сеть. Это, как мне кажется, результат реализации такого "тренда". Вопрос сложный, на стыке профессии и морали. Но мы сейчас в этом видим для себя информационную  нишу. На фоне того негатива, который атакует зрителя буквально отовсюду, мы на телеканале "Продвижение" в Омске будем рассказывать о позитивном: о музыке, моде, увлечениях, спорте, здоровье, - словом, как я уже говорила, о людях, которые по жизни - оптимисты.

Фото: Илья Петров

Читайте также