Интервью  •  СИ «Омск Здесь» 24 января 2018, 12:14  •  печать

Психология жестокости: 25 % омских подростков готовы к агрессии

Минувшая неделя потрясла страну серией ЧП в российских школах - Пермь, Улан-Удэ, Челябинск. Везде подростки жестко и жестоко устраивали в стенах учебных заведений разборки. Вместо учебников и тетрадей сегодняшние школьники берут ножи, а конфликты с преподавателями предпочитают решать при помощи насилия. О том, что сейчас происходит в омских школах и как предотвратить беду, рассказывает кандидат психологических наук Виктория Купченко.

Виктория Купченко  •  кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии ОмГУ

- Какие сегодня школьники? Можно ли рассматривать случившиеся в российских школах как отдельный феномен и грозят ли такие ЧП омским школам?

- Подростковый возраст - это период всплеска агрессии, и так было всегда. Идет переход от статуса ребенка к взрослому, подросток примеряет разные стили поведения. При этом не все дети из семей, состоящих на учете, агрессоры, воры и так далее. Но также есть внешне благополучные семьи, в которых ребенок приобретает алкогольную, наркотическую зависимость. Мы проводили исследование, анализировали срез школьников 7-9 классов. 25 % подростков могут проявить агрессию в одиночку, 50 % - в присутствии других агрессивно настроенных сверстников. Можно смело констатировать, что уровень агрессии среди омских школьников очень высок, хотя и не выше чем в других регионах.

- В чем она выражается? Что может спровоцировать крайнее проявление агрессии?

- В подростковой среде чаще проявляются психологические формы насилия: игнорирование, насмешки, порча вещей. Отдельная форма - кибернасилие, через интернет. Например, не включать подростка в общую группу, унижать в чатах. Причем оскорбления в безликом пространстве становятся более яркими. Физическое насилие встречается гораздо реже, до активных действий доходят не все. Довести до крайней точки может любой повод: косой взгляд, замечание, элемент неуспеха. У подростков очень болезненное самолюбие, поэтому с его стороны могут быть любые резкие шаги. Это говорит о том, что у личности накоплен серьезный уровень внутреннего напряжения. Но не увидеть это на ранних стадиях развития агрессивного поведения нельзя, если воспитанием ребенка занимаются, если с ним есть диалог.

- Каковы источники агрессии, почему подростки становятся злее?

- Агрессия - это приобретенный навык, инструмент, как быть в тех или иных ситуациях. Ребенку не хватало элементарного диалога. Взрослые не обратили внимания или увидели, но промолчали, а это тоже поощрение. Ребенок запоминает, что себя можно так вести, тем более, если видит эффект. Например, отобрал игрушку в детском саду. Потом агрессия закрепляется как модель поведения и как стиль общения.

Все начинается с семьи. Родители проявляют агрессию по отношении к детям, родным. Подростки как губка впитывают это и, получив долю обиды, начинают выплескивать ее. Бывает, в ответ родителям, но до этого нужно дорасти, чтобы противостоять взрослому. Поэтому проще всего выплеснуть негатив на сверстника, на того, кто более слабый. Есть семьи, в которых агрессия поощряется по принципу "лучше ты, чем тебя". Другие источники агрессии - СМИ и интернет. В первых ребенок может находить привлекательное, на его взгляд, поведение. В сети - эффект усиления жестокости и безнаказанности.

- Когда родителям нужно начинать беспокоиться, как увидеть, что у подростка проблемы?

- Обычно подросток-агрессор импульсивен, гиперактивен, становится более раздражительным. Он выплескивает негатив на вещи, животных. Начинается с малого, а затем масштабы увеличиваются, если с этим ничего не делать. Ребенок-жертва, наоборот, отказывается идти в школу, беспокойно спит, приходит с грязными, испорченными вещами, ссадинами, "закрывается". У него нарушается аппетит, появляются боли в голове и желудке, проявляются внезапные вспышки гнева. Вместе с тем даже "жертва" может среагировать неожиданно, если ситуацию проигнорировать.

- Кто опаснее - жертва или агрессор?

- Агрессия может рассматриваться как нападение и как самозащита. Есть агрессоры, которые ежедневно приходя в школу, не могут упустить случая проявить ее. Есть абсолютные жертвы, которые систематически подвергаются физическим или эмоциональным формам насилия. А есть третий тип. В одних ситуациях они агрессоры, в других жертвы. Чем больше агрессии в школе, тем больше видим усиление общего уровня напряжения. Дети, накопившие обиды в младшей школе от старших, учатся агрессивному стилю поведения. Когда они вырастают, начинают себя вести точно также по отношению к младшим. Это принцип дедовщины.

- В таких случаях мы больше говорим о мальчиках или разрушительному поведению девочки подвержены не меньше?

- Девочки на самом деле не отстают, а могут еще и чаще демонстрировать агрессию. Различаются формы: физическая агрессия больше свойственна мальчикам, девочки больше вербально обижают. Но сегодня агрессия не имеет гендерных особенностей.

- Как не довести тогда школьника до срыва? Можно ли скорректировать агрессию?

- Чтобы этого не случилось, нужно развивать у ребенка эмпатию, чувство сопереживания, учить его ставить себя на место жертвы, развивать коммуникативные навыки. Проговаривать, какие возможны последствия и наказание. Нужно научить ребенка другим моделям поведения. В 99 % случаев симптомы агрессии, нарастания внутреннего напряжения, кризиса видны. Другое дело, что на них не обращают внимания, и ребенок находит другой путь решения, пусть и не конструктивный.

- Есть ли ограничения для коррекции, до какого возраста можно править поведение?

- Чем младше ребенок, тем больше возможностей для коррекции, тем более у них гибкая психика. Как таковых ограничений в возрасте не существует, и взрослый человек поддается коррекции. Единственное, могут быть ограничения с медицинской точки зрения. Все-таки эмоциональные реакции связаны с работой психики, мозга, нервной системы, поэтому, если есть патологии на уровне физиологических процессов, это нужно будет учитывать.

- Может ли помочь школьный психолог?

- Безусловно, да. Был период, когда от школьных психологов отказывались, сейчас тенденция меняется. Но что такое один психолог на всю школу? Должна быть служба, чтобы эта функция выполнялась. От сознательности директора зависит, взять дополнительно техничку или психолога, который будет работать со школьниками, педагогами и родителями. К врачу-психотерапевту родители не поведут ребенка-агрессора, это ложится на школу. Сами за помощью обращаются только родители ребенка-жертвы.

Читайте также