"Экспедиция" к старообрядцам Сибири: перформанс Варвары Зениной в Омске
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 21 ноября 2025, 13:20  •  печать

"Экспедиция" к старообрядцам Сибири: перформанс Варвары Зениной в Омске

Фольклористы, танцоры и дизайнеры из Омска, Новосибирска и Москвы с помощью перформанса погрузили омичей во времена, отсылающие к русским старообрядцам Сибири.

Поклонники аутентичной русской традиционной культуры прикоснулись к нематериальному этнокультурному достоянию Сибири в Омском музыкальном театре. В перформансе "В Сибирь", режиссёром которого выступила дизайнер Варвара Зенина, соединились этнография, документальные тексты и современная художественная подача.

Перформанс погрузил зрителей в традиции сибирских старожилов. Проводником завораживающей экспедиции стал виртуальный образ члена Западно-Сибирского отдела Русского географического и операторского общества "Этнограф", писателя, общественного деятеля, родившегося в конце 19 века, Александра Ефремовича Новосёлова. Именно он в 1912-1914 годах совершил несколько поездок на Алтай и в Казахстан, где собрал коллекцию костюмов "поляков" и сделал немало чёрно-белых фотографий старообрядцев, что было редкостью для того времени. 

Голограмма Александра Новосёлова

Основой перформанса стали три истории старообрядцев, которые сохранили свою культуру в Сибири. Началось путешествие с презентации чалдонов села Крестики Омской области. В их многоголосие словно вплетались традиции семейских Забайкалья, живущих в селе Урлук Красночекойского района Забайкальского края и села Большой Куналей Тарбогатайского района Республики Бурятия. Всё это дополнилось историей русских старообрядцев-"поляков" Алтая - так их прозвали по месту проживания народа до переселения в Сибирь.

- Традиция ковроткачества чалдонов села Крестики давно уже стала этнокультурным брендом Омской области, который делает наш регион узнаваемым на культурной карте страны. Культура семейских признана ЮНЕСКО шедевром нематериального наследия человечества, а село Большой Куналей возглавляет список самых красивых деревень России. А необыкновенно богатые и расшитые костюмы "поляков" - это фундаментальный гипертекст, связывающий прошлое, настоящее и будущее, - отметила перед перформансом руководитель Центра нематериального этнокультурного достояния и креативных индустрий Виктория Багринцева.

Виктория Багринцева

Со сцены звучало традиционное многоголосие чалдонов, "поляков" и семейских в исполнении ансамблей "Полынь" из Новосибирска, "Новая деревня" и "Гусельки" из Омска. Традиционные песни в новом звучании услышали зрители от фолк-проекта VAREVO из Москвы.

Артисты водили хороводы и пели застольные песни, ещё сильнее погружая зрителей в традиции сибиряков. Голограмма (образ Александра Новосёлова) была проводником в то время, когда эти традиции знал каждый. Благодаря нейросетям стало возможным услышать голос писателя, а его наблюдения и размышления стали конвой всего перформанса.

Старообрядцев, живших в начале 20 века, "оживали" с помощью современных технологий. На снимках из архива Александра Новосёлова женщины будто взмахивали белыми платочками, юные девушки скромно отводили взгляд, а дети расплывались в улыбке. Перед зрителями предстали те самые хранители традиций, с которыми в своих экспедициях знакомился Александр Новосёлова, а фольклористы помогали им обрести голоса. Так звучало многоголосье старообрядцев Сибири. И это было настолько мощно, что зал погружался в тишину, а затем взрывался шквалом аплодисментов.

Зрители ловили каждый звук и каждое движение на сцене, всматриваясь в детали перформанса. За время концерта было показно более ста нарядов ручной работы: аутентичные этнографические костюмы и костюмы-реконструкции. Была представлена и современная одежда бренда VARVARA ZENINA, вдохновлённая традиционной культурой. 

- Сейчас мода на аутентичность, наступает культурный год. Каждый регион пытается брендировать себя с помощью какой-то особой традиции. Мы выбрали для себя культуру чалдонов, русских сибиряков, и мы об этом рассказываем. С одной стороны, это запрос общества, а с другой - это инструмент продвижения непотерянных наследий, - отметила Виктория Багринцева. - В рамках программы нашего форума мы подаём традицию по-другому. Не сувенирную, не обработанную, а, насколько это возможно, аутентичную. Но при этом в обрамлении с дополнительным медиарядом и голограммами. Создаётся история, которая погружает в традиции, но не разрушает их.

Фото - 1 Фото - 2 Фото - 3 Фото - 4 Фото - 5 Фото - 6 Фото - 7 Фото - 8 Фото - 9 Фото - 10 Фото - 11 Фото - 12 Фото - 13 Фото - 14 Фото - 15 Фото - 16 Фото - 17 Фото - 18 Фото - 19 Фото - 20 Фото - 21 Фото - 22 Фото - 23 Фото - 24 Фото - 25 Фото - 26 Фото - 27 Фото - 28 Фото - 29 Фото - 30 Фото - 31 Фото - 32 Фото - 33 Фото - 34 Фото - 35 Фото - 36 Фото - 37 Фото - 38 Фото - 39 Фото - 40 Фото - 41 Фото - 42
1 / 42  •  Фото - 1

Перед началом перформанса зрители могли познакомиться с работами художницы из Якутска Миры Аргуновой, которая показала образ жизни старообрядцев Сибири на 15 холстах. В интервью она рассказала, что на работу её вдохновили песни чалдонов села Крестики, "поляков" Алтая и семейских Забайкалья.

Напомним, форум "Академия русской культуры" начал работать 17 ноября. Первый день был насыщенным, а под его занавес прошла презентация "Звуковой антологии омского фольклора "Ушедшее. Живое. Вечное". Зрители, собравшиеся в Зале органной и камерной музыки Омской филармонии, услышали фольклор народов Омской области. Во вторник, 18 ноября, в арт-классе Дворца им. А. М. Малунцева прошёл мастер-класс "Этномузыкальные проекты как средство продвижения традиционной музыки". Его проводил фольклорист из Москвы Дмитрий Парамонов. Затем участники ансамбля "Полынь" из Новосибирска исполнили народные песни семейских Забайкалья и представили их традиционные наряды. Стоит отметить, что режиссёр перформанса Варвара Зенина - известный дизайнер. После переезда в Москву она запустила бренд VARVARA ZENINA, в рамках которого переосмысливает фасоны, формы и узоры национальной одежды. Как создавать носибельные косоворотки и кафтаны, она рассказывала в интервью "Омск Здесь".

Фото: Елизавета Медведева

Читайте также