Яркие наряды семейских Забайкалья: омский форум продолжает раскрывать традиции народов Сибири
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 19 ноября 2025, 17:10  •  печать

Яркие наряды семейских Забайкалья: омский форум продолжает раскрывать традиции народов Сибири

Узнали, как сделать так, чтобы народная песня стала интересна современному слушателю, а также рассмотрели традиционные женские костюмы семейских Забайкалья.

В Омске продолжает работать культурно-образовательный форум "Академия русской культуры" (6+). Второй день был не менее насыщенным, чем первый. Сначала в арт-классе Дворца им. А. М. Малунцева прошёл мастер-класс "Этномузыкальные проекты как средство продвижения традиционной музыки". Его проводил фольклорист из Москвы Дмитрий Парамонов. Собравшиеся обсуждали то, как можно заинтересовать молодёжь народными песнями и как вообще донести до широкого круга людей всю её красоту и глубину.

Дмитрий Парамонов старается это делать с помощью электронной музыки. Свой проект он считает неким экспериментом, в котором старается сохранить мелодичность и темп самих песен, но при этом придаёт им современное звучание, привычное большому количеству людей. Например, есть музыканты, которые используют народные протяжные композиции в рок-н-рольной музыке. Они оставляют пульсацию, но не меняют ритм в песне, он остаётся аутентичным.

- С традиционным материалом работать довольно интересно, потому что это расширяет диапазон, выводит тебя за рамки одной только сложившейся музыкальной школы, например, панк-рока, металла и так далее. Ты шире начинаешь смотреть на музыку в целом. Вообще народная песня не про мажор и минор, она модальная - мыслится линейно, а не вертикально, - пояснил Дмитрий Парамонов.

Дмитрий рассказывает, что работает с мелодией, а не с аккордами. Например, в песнях семейских Забайкалья мы можем услышать звуки, которые диссонируют между собой. Однако в электронной танцевальной музыке это может быть преимуществом. 

- Мне хочется сохранить форму непрерывности народной песни, как она есть в хороводе или вечёрке - она не разрывается. Мне очень хочется играть современную музыку, на современных инструментах, но при этом не терять связь с традицией. Мне не хочется от неё отказываться. Я хочу продолжать её играть, но не только на гармони, домре или гуслях, но ещё и на гитарах, электрогуслях, синтезаторах и других устройствах, которые будут появляться. Возможно, скоро появятся музыкальные нейроинструменты, - отметил Дмитрий Парамонов.

Участники ансамбля "Полынь" из Новосибирска исполнили народные песни семейских Забайкалья и представили их традиционные наряды. В семейских традициях можно увидеть отражение образа жизни разных городов и даже стран. История уходит ещё в 17 век, когда произошёл раскол церкви. Те, кто отказался придерживаться новых обрядов, вынуждены были покинуть родные места. Более чем вековое "изгнание" изменило культурный уклад.

Участники ансамбля "Полынь"

Помимо особых песенных традиций, семейских отличают невероятной красоты наряды. Женский сарафан чаще однотонный, но насыщенных оттенков. Запан (фартук) был разрисован цветами, а головные уборы украшены букетами из лент.

- До нас дошли очень старинные комплексы из различных мест проживания семейских. И часто они определяются именно фактурой, роскошью тканей, глубиной цвета. К сожалению, современная промышленность, какой бы разнообразной она ни была, ткани такого качества предоставить не может. Каждое село семейных Забайкалья обладает своеобразием, значительными чертами в своём костюме. Их одеяние определяло социальный статус человека. Например, на мне костюм молодой замужней женщины - он весь в цветочках, - рассказала участница ансамбля "Полынь" Ксения Ладыкина.

У женщин были широкие пояса, у мужчин - узкие. На шее женщины семейских всегда можно было увидеть бусы. Например, из янтаря - это отголосок жизни в Польше, а "привычка" носить жемчуг, говорят эксперты, пришла с востока.

- В деталях костюма можно рассмотреть обычаи и эстетику тех мест, в которых люди побывали. Например, цветы, ленты, яркие украшения - это, конечно, юг. К нам отсылают различные украшения из жемчуга, шёлковые, жаккардовые ткани. В Польше к ним пришли запаны из тончайшего кашемира. Чтобы не тратить много времени на вышивку, они использовали простые узоры и украшали низ костюма лентами. Очень важны шаг, ленты, их ширина и цветовое сочетание. Принцип сочетания цветов и тонких его настроек в каждом селе был свой, - пояснила Ксения Ладыкина.

Костюмы замужних женщин

Голова девушек и женщин всегда была покрыта убором. И если юные незамужние девушки могли себе позволить показать свои волосы, то у замужних женщин они всегда были спрятаны. Даже муж не мог видеть волос своей жены, потому что семейские верили, что это принесёт несчастье семье мужчины. Головной убор жена могла снять только перед сном при полной темноте в супружеской спальни.

Сборы невесты

Гостям мастер-класса также рассказали, что семейские, которые ещё живут в Забайкалье, к чужакам относятся с осторожностью. Они не открывают двери первому встречному, но, если вам удалось войти к ним в доверие, они распахнут перед вами душу и расскажут о своих традициях.

Фото - 4 Фото - 3 Фото - 5 Фото - 2 Фото - 6 Фото - 7 Фото - 8 Фото - 14 Фото - 9 Фото - 10 Фото - 11 Фото - 1 Фото - 12 Фото - 13 Фото - 15 Фото - 16 Фото - 17 Фото - 18 Фото - 19 Фото - 20 Фото - 21 Фото - 22 Фото - 23 Фото - 24
1 / 24  •  Фото - 4

Фото: Елизавета Медведева, Анна Бамбульская

Читайте также