27 и 28 марта в Омском академическом театре драмы состоится премьера постановки "С вечера до полудня" (16+) по пьесе советского драматурга Виктора Розова. Режиссёром выступил Филипп Гуревич, который уже рассказал нам о своём видении постановки. Спектакль даст прожить историю семьи, в которой каждый цепляется за прошлое, не может смириться с настоящим и под грузом фантомных болей былого не может научиться жить дальше.
Действие разворачивается в квартире некогда известного писателя Андрея Жаркова (Михаил Окунев) . Вместе с ним живут его дети - Ким (Артём Кукушкин) , Нина (Кристина Лапшина) и сын Кима Альберт (Леонид Калмыков) . Но однажды в доме вдруг раздаётся дверной звонок - на пороге появляется бывший возлюбленный Нины Лёва Груздев (Степан Дворянкин) , а 16-летний Альберт внезапно получает от своей мамы Аллы, живущей в Бразилии, предложение отбыть с ней в Лондон.
Мы пообщались с актёрами, задействованными в постановке, и узнали, почему эта история будет актуальна и через 50 лет, кто здесь самый жалкий персонаж и почему герои не дают чувствам второго шанса.
- Если перенести действие пьесы Виктора Розова "С вечера до полудня", которая была написана на пороге 1970-х, в 2025 год, что осталось бы неизменным, а что смотрелось бы иначе? И для чего постановку "С вечера до полудня" нужно увидеть сегодня?
Степан Дворянкин: Я уверен, что и через 50 лет эта пьеса будет так же актуальна. Филиппу Гуревичу удалось отлично её адаптировать. Люди страдают, каждый из них "болеет" по-своему, я имею в виду внутренние переживания. Уже на этапе прочтения чувствовалось, что текст в тебя попадает.
Степан Дворянкин
Артём Кукушкин: Неважно, в каком году написана пьеса, хоть в 1669-м. Это не про время, это про человека, который как любил 300 тысяч лет назад, точно так же он и сейчас любит. Чувства остаются неизменными. Наша задача - обнажить проблему. Не стоит пытаться обрести счастье за счёт несчастья другого человека, как это происходит с героями пьесы: они стремятся удержать при себе младшего члена семьи, Альберта, чтобы избежать боли расставания с ним. Это пресловутая золотая клетка, которая на самом деле даже золотом не пахнет. Семья не задумывается о желаниях Альберта, выдавая свой эгоизм за заботу о мальчике. В современном мире каждый сам по себе. Даже когда трое сидят за столиком в кафе, каждый погружен в свой телефон. Они не вместе. То же самое происходит и в пьесе: персонажи не могут сесть за стол переговоров, потому что старшие решили, что знают, как лучше для мальчика, и сами пытаются определять его судьбу, возможно, разрушая его жизнь.
- Артём, ваш герой, Ким, борется за своего сына Альберта или за своё эго? Перекладывает ли он на сына свою злость за то, что у него что-то не получилось в жизни?
Артём: Как и любой родитель, наверное, Ким останется наедине со своими бедами и будет плакать из-за них в подушку, но никогда не покажет своих чувств. Все персонажи носят маски и делают вид, что у них всё даже лучше, чем у других, хотя на самом деле не знают, как живут эти другие. Это ведёт к тому, что члены семьи удерживают Альберта в своём "болоте" и счастливы, что он не променял семью на какую-то якобы мечту.
Артём Кукушкин
- Степан, Лёва Груздев - это современный Чацкий или человек, который просто вовремя уехал?
Степан: Чацким я бы его точно не назвал. В интерпретации Филиппа это самый жалкий персонаж. Это тип человека, который ради своих амбиций и желания кому-то что-то доказать бросает тех, кто его любит. Все персонажи в нашем спектакле борются с собственным эго. Лёва же - чистый эгоист. Есть замечательная сцена, где Лёва говорит Альберту, что его будут любить за то, что он остался в СССР, но он потеряет всё, что мог бы получить там (за границей, - прим. ред.) . Лёва вернётся после поездки в Москву в свой академгородок в Новосибирске, снимет пиджак, который, скорее всего, взял у друга в аренду, и, оставшись наедине с собой, горько зарыдает. Но другим он этого не покажет. После истерики он выйдет к людям зачёсанный, с телефоном в кредит. Это очень узнаваемый образ, и в этом его несчастье.
- Когда я читала пьесу, меня мучил вопрос: зачем спустя девять лет Лёва взял и приехал к Нине, которую бросил?
Степан: Это был первый вопрос, который я задал Филиппу, когда мы начали работать над спектаклем. Мы обсуждали, что, прежде чем зайти в квартиру к Жарковым, он четыре часа наворачивал круги по двору. Он уже пять раз приезжал, и дважды его прогнали из подъезда, а три раза он не мог сделать этот последний шаг, подойти к звонку и зайти в квартиру. Девять лет прошло! Казалось бы, если бы буквально каждый персонаж переступил через свой эгоизм, у нас был бы хеппи-энд. Но, как правило, реальность сложнее.
- Лёва приходит к Нине, потому что всё-таки её любит, или он тоже просто цепляется за прошлое?
Степан: Я бы рискнул сказать, что и то, и другое. Хотя он от прошлого "отцепился" больше всех. Лёва приходит в дом Жарковых и говорит: "Ребята, я приехал, почему вы меня все мордой в прошлое тычете?" И только когда Ким ему говорит: "Смотри на этот подоконник. Вот здесь я поймал её (Нину, - прим. ред.) за ногу, когда она из-за тебя чуть не выбросилась", - тогда он начинает осознавать, что наделал.
- Кристина, можно ли назвать Нину человеком, который слишком долго держится за то, чего давно нет? Или она просто верит, что настоящая любовь не умирает?
Кристина Лапшина: Я думаю, что как женщины, так и мужчины хотят одну любовь и на всю жизнь. По крайней мере неопытные. Нина, несмотря на свои 30 лет, не может считаться опытной женщиной. У неё было одно разочарование - Лёва, на которого она очень надеялась. Он подходил под её фантазии, но не оправдал их. Это стало для неё большим ударом. Она воспринимает его как предателя. Она мечтает о сказке, о том, чтобы принц на белом коне пришёл и спас её. У неё ничего не сложилось, и это её мучает. Она такой человек: если один раз ошиблась в любви, то больше этому чувству она не даст шанса. Нина не стала ничего делать после своей первой неудачи: решила, что у неё жизнь закончилась. Она ждёт Лёву. Она следит за ним, надеется, что он вернётся и скажет: "Нина, прости, что я с тобой сделал!". И она думает, что он станет её верным псом, но приходит другой Лёва, у которого тоже жизнь не сложилась, и он не просит прощения. Для него не было никакой проблемы и трагедии в их расставании, а для Нины это вопрос жизни и смерти.
Кристина Лапшина
- Как в этой истории писательская неудача отца повлияла на всех героев и на семью в целом?
Кристина: Его неудача влияет на всех, кто рядом с ним, он как абьюзер, подавляющий желания других, потому что сам не стал тем, кем хотел. Рядом с деспотом находиться тяжело, и это создаёт атмосферу подавленности и безысходности.
Артём: Кристина упомянула, что все герои пробуют один раз, и я задумался. Легче жалеть себя, чем пытаться что-то изменить. Разочарованные люди пытаются внушить будущему поколению, что не надо пробовать - всё равно ничего не получится. Это создаёт порочный круг, из которого трудно выбраться.
Кристина: Даже на Олимпиаде даётся несколько попыток на лучший прыжок. Нет такого, что ты один раз неудачно прыгаешь, и всё - не олимпийский чемпион. Это мышление, которое не позволяет надеяться на успех. У меня был вопрос к Филиппу: почему роль мамы Валентины Семёновны так важна в постановке (Валентина Семёновна Жаркова - мать семейства, которая умерла за несколько лет до начала событий пьесы, - прим. ред.)? Это же большая ошибка: создавать такие обстоятельства для своих детей, чтобы после твоей смерти они не смогли жить. Это гиперопека или что-то другое? Она любящий персонаж, но почему без неё они не справляются? Это ужасная ошибка воспитания. Но знаете, быть человеком - это ведь действительно сложно. И никто не знает, как правильно им быть. Никто не знает, зачем мы здесь, как мы появились и для чего. А когда родители уходят из жизни, то вообще не понимаешь, как жить дальше. Я надеюсь, что зрители увидят в героях что-то своё, посочувствуют им, возможно, даже посмеются над ними.
Степан: Эта история точно вскроет внутренних тараканов. Вижу, как это работает. Наблюдаю за сценами ребят и моментально вспоминаю собственные переживания.
Кристина: И в этой истории всё пропитано любовью. Часто спектакли бывают агрессивными и грубыми, бьют по голове. Здесь же мы говорим о более тонких и глубоких вещах.
- Как костюмы Ольги Сусловой раскрывают внутренние состояния героев? Какие акценты помогают зрителю лучше понять героев через их образы?
Кристина: Идея костюмов в том, что персонажи как разбитые, склеенные куклы. Для зрителя это достаточно яркий метафорический образ, а нам, актёрам, костюмы позволяют лучше погрузиться в эмоционально нестабильное состояние персонажей. У меня, например, фарфоровый образ - девочка в нежном платье.
- Когда я читала пьесу, то представляла вашу героиню иначе, нежели она была нарисована художником по костюму. Я видела её в брюках, чёрной водолазке и так далее . А Ольга Суслова создала романтичный образ в кукольном платье.
Кристина: Я тоже думала о более строгом образе. Но на эскизе моей героине Нине подставили лицо Тильды Суинтон, и это очень хорошее попадание. Тильда выглядит так, как будто разговаривает с космосом. Для меня это открывает новые возможности для интерпретации образа Нины. Костюмы, безусловно, помогают работать над ролью, они для этого и созданы.
Степан: Костюмы действительно метафизичны, не прямолинейны. Они не просто одежда, условие для существование героя. У Лёвы это высокие сапоги и отточенный сюртук с белоснежным галстуком. Образ буквально кричит о показухе. Когда я увидел рисунок художника, мне сразу представилось, как Лёва приходит домой, снимает свой наряд и оказывается в чём-то совершенно непримечательном. Костюм усиливает жалость к этому персонажу, который пытается скрыть свою истинную сущность.
Артём: Я задумался о том, что вы сказали: вы представляли персонажа Нины в другой одежде. И вы правы, внутри-то они как раз в том, в чём их можно представить при первом прочтении пьесы - внутренний костюм. Но есть и контрапункт - одежда, скрывающая их истинные чувства. В спектакле это будет видно, когда они прикрываются своими внешними образами. Внутренний костюм не увидеть, поэтому показываем его зрителю через текст, жесты и музыку.
- Как вы думаете, есть ли в этой истории у кого-то шанс на счастье?
Степан: Честно говоря, у каждого из них есть шанс стать счастливым в будущем, но в тех обстоятельствах, которые показаны в спектакле, до поклона, - нет, все несчастны.
Кристина : В конце мы видим, как они прощаются с мамой Валентиной Семёновной. После ночи тяжёлой терапии её муж и дети говорят ей: "Мы можем дальше без тебя". Это можно интерпретировать по-разному: как волю матери, которая уходит, или как их собственное решение. Мне кажется, что в этом есть надежда для них стать по-настоящему счастливыми.
Артём: Да, шанс есть. Но счастье наступает тогда, когда все важные части собраны вместе. А в наших костюмах есть трещины, как у разбитого фарфора. Даже если счастье и есть, то оно склеенное, реконструированное.
- Образ мамы, который становится центральным в вашем спектакле, делает ли постановку более светлой, если сравнивать с литературным первоисточником - пьесой Розова?
Степан: Когда Валентина Семёновна покидает свою семью в конце, должно случиться чудо. Должен вернуться Лёва к Нине, упасть ей в ноги и сказать: "Господи, прости". Жарков должен посмотреть на своего сына и осознать, что из-за своих проблем забыл о его счастье. Каждый из них, провожая свою маму, должен ещё и начать налаживать отношения друг с другом и свою личную жизнь приводить в порядок.
Кристина: Я была бы счастлива, если бы мой персонаж и другие герои изменили своё поведение. Пусть они не извиняются, но начнут относиться друг к другу по-другому. Хватит колоть друг друга, хватит мучить. Слова извинений без действий ничего не значат.
* На сайте ведутся технические работы. Контент может отображаться некорректно. Скоро всё будет хорошо!
Фото: Елизавета Медведева