"Накрахмаленный вампир - метка стиля": пьём кровь возле экрана
"Финалим" осень лучшими фильмами о тех, кто поджидает нас в ночи, обнажая оскал (пусть иногда в брюках из латекса), и прощаемся с сезонной осенней хандрой, отдаваясь рок-н-рольному настроению фильмов о вампирах.
Идеальное время, чтобы устроить шабаш или от души (если она, конечно, имеется) повеселиться на вечеринке, избавляясь от леденящего одиночества с помощью чьей-то горячей крови? Конечно, осень! Во-первых, что ещё остаётся делать, когда сил справляться с сезонной хандрой даже у нечисти уже нет; а во-вторых, сезон увядания полон поводов для таких торжеств: именины Лешего, день уважения к духу Вуду, День мёртвых и всех святых, Велесова ночь, Хеллоуин и, конечно, День вампира!
Праздник обладателей клыков и неутолимой жажды того горячего, что течёт по людским венам, мы отметили ещё 8 ноября (в день "случайного" совпадения: 8 ноября 1431 года родился валашский князь Влад Цепеш Дракула, а 8 ноября 1847 года - Брэм Стокер, ирландский писатель, впервые соединивший в своём культовом романе "воплощение тьмы" и реального человека) и провели забавное исследование эволюции образа вампира, пересмотрев любимые фильмы о летучих мышах с секретиком.
  • Тася Филина
    Киновед
    Почему люди смотрят кино про вампиров? Эти существа предостерегают ли людей с экранов, очаровывают ли? Тут проследим некую линию - в каждом десятилетии популярность набирает обновлённый монстр - люди неосознанно, но намеренно возвращаются к антиподу. Так, можно отметить эстетическую эволюцию вампира: хаммерские хорроры - резиновые клыки, красные глазные яблоки - накрахмаленные вампиры настолько въедаются к нам в память, что это становится меткой стиля. Затем происходит революция в кино, революция любви, хиппи, и к 80-м вампиры уже посещают тусовки, например, фильм "Голод" (16+), а в 90-х идёт следующее веяние: нам опять показывают вампира во времени - "Интервью с вампиром" (18+) и, конечно, "Дракула" (18+) Копполы, а в нулевых вампир идёт в школу и обретает мерцающий эффект. Да, для Эдварда Каллена глиттера не пожалели.
Мы же сегодня, перед тем как вступить в зиму и отдаться "рождественскому сезону", прощаемся с осенью подборкой любимых фильмов, которыми мы наслаждались в разгар праздников мрака.
"Носферату, симфония ужаса"
  • Сергей Меляхов
    Журналист
    Несмотря на свой почтенный возраст (фильму больше 100 лет), на мой взгляд, это одна из лучших историй про вампиров! Это классика хоррора, а образ графа Орлока даже сейчас вполне может внушить кому-то страх. Тут нет романтизированного образа бессмертного дворянина, фильм пропитан тягучей и мрачной атмосферой. Орлок - это последнее существо, которое хотелось бы когда-либо повстречать. То, что фильм вообще дожил до наших дней, - большая удача. Мурнау хотел снять экранизацию "Дракулы" Стокера, не получив на это разрешения, он взялся за вольную адаптацию этого сюжета. Но даже после изменения деталей истории дело всё равно дошло до суда, из-за которого фильм мог быть уничтожен полностью - тогда бы от него остались только отзывы современников, как это часто бывало с ранними фильмами. Повезло, что копии всё же сохранились и сегодня ленту ещё можно посмотреть. Более того - в этом году выходит ремейк фильма от одного из главных современных режиссёров хорроров Роберта Эггерса. Очень люблю его фильмы и то, как он выстраивает их в историческом антураже. Очень интересно, что и в 2020-х к образу графа Орлока, который создавался как воплощение чистой тьмы, в новой адаптации возвращаются. Эта премьера лично для меня является одним из самых ожидаемых релизов года.
Скриншот фильма "Носферату, симфония ужаса" (18+), 1922 г., производство: Jofa-Atelier Berlin-Johannisthal, Prana-Film GmbH, режиссёр: Фридрих Вильгельм Мурнау
  • Дарья Пучкова
    Корреспондент сетевого издания "Омск Здесь"
    Фильмы про вампиров, которые я смотрела, всегда отражают две их стороны: человеческую и чудовищную. Когда я посмотрела классику вампирского кино "Носферату", то была весьма удивлена. Во-первых, фильм старый - это создаёт атмосферу ужаса, которая так леденяще сопровождает всё действо в киноленте. Здесь вампир и обстановка вокруг него представлены в особо ужасающем свете. Он молчалив, холоден и кровожаден. Его тёмные круги под глазами настолько западают в сознание, что после просмотра этот персонаж может являться в кошмарах. Он страшен, неприступен, бесчеловечен и ужасен. Наверное, именно такими их и замышляли авторы легенд о вампирах.
Кстати, если вы не фанат немецкого экспрессионизма, скорее всего, вы всё равно знакомы с графом Орлоком. Его образ появляется в сериале "Губка Боб квадратные штаны" - убедитесь, пересмотрите 16-й эпизод второго сезона под названием "Ночная смена".
"Бал вампиров"
  • Вика Абзамилова
    Автор материала
    За окном пушистый снегопад? Отличный повод пересмотреть кровавую комедию "Бал вампиров". Восторг тут начинается раньше, чем успеваешь "познакомится" с историей и персонажами, - заставка, где всем известный рычащий лев переживает метаморфозы и становится вампиром, вызывает улыбку и, конечно, задаёт "ленте" саркастический тон. Когда после этого встречаешься с нелепостями фильма, то воспринимаешь их без линзы скептицизма, много смеёшься и получаешь от этого огромное удовольствие! Например, вместо санок герои здесь используют гроб непремиального качества; вместо букета цветов для признания в любви сойдёт и губка для ванны; вместо счастливого финала, в котором "бесстрашные убийцы вампиров" побеждают вурдалаков, - конец, где торжествуют силы зла. Страшно ли? Ужасно смешно! А ещё этот фильм стал основой культового мюзикла "Бал вампиров". Полански "развернул" чёрную комедию и на сцене российского музыкального театра, с насмешкой режиссёр призывает "пить кровь и плевать на мораль, ведь наши души холодны как сталь", и заставляет зрительниц "постигнуть бесконечность", приняв роковое приглашение на бал от таинственного графа. В любом проявлении "Бал вампиров" - это круто и крышесносно.
Скриншот фильма "Бал вампиров" (12+), 1967 г., производство: Cadre Films, режиссёр: Роман Полански
В совместной рубрике с вашим главным гидом в мире мюзикла Musical Universe мы делились интервью с артистами "Бала вампиров": Иваном Ожогиным, Кириллом Гордеевым, Агатой Вавиловой, Александрой Каспаровой, Мананой Гогитидзе, Русланом Давиденко.
"Голод"
  • Алина Шрайнер
    Бильд-редактор сетевого издания "Омск Здесь"
    Фильм "Голод" достаточно элегантно показывает жестокость, хладнокровие и коварство вампира в лице главной героини Мириэм, которая обещает своему возлюбленному Джону бесконечную любовь, молодость и бессмертие. Но ничего бесконечного нет! В фильме сочетается несочетаемое: ужасы и мелодрама, эстетика готики и ночных клубов, наука и философия. Согласитесь, не так много фильмов, где вампиры не в средневековом замке, не в новомодном особняке, а на диско-тусовках 80-х? Однако это не отменяет того факта, что они всё ещё аристократы: они дают уроки классической музыки, а с жертвами расправляются не клыками, а при помощи изящного украшения. В общем, рекомендую этот фильм тем, кто любит неспешное повествование и устал от романтичного образа вампира с сияющей кожей.
Скриншот фильма "Голод" (16+), 1983 г., производство: Peerford, режиссёр: Тони Скотт
"Пропащие ребята"
  • Александр Ушаков
    Генеральный директор "МКР-Медиа"
    Мне очень нравится фильм "Пропащие ребята" 1987 года - замечательная драйвовая картина, очень в духе своего времени. Здесь чувствуется идеальный баланс между элементами хоррора, молодёжной комедии и приключенческого кино, хотя фильм ни к одному из этих жанров не относится. Благодаря яркому и узнаваемому стилю режиссёра Джоэла Шумахера, визуалу и динамике, фильм очень хорошо "состарился" - намного лучше большинства подобных фильмов восьмидесятых - его всё ещё комфортно смотреть. А ещё здесь прекрасный саундтрек: песня Cry Little Sister - хит, который часто перепевают и в наше время. The Lost Boys - фильм знаковый; он повлиял на массовую культуру, в нём много запоминающихся персонажей, фраз, образов, в особенности не избитый на момент выхода картины образ вампира.

    Всем не смотревшим - рекомендую!
Скриншот фильма "Пропащие ребята" (16+), 1987 г., производство: Warner Bros., режиссёр: Джоэл Шумахер
"Дракула"
  • Елизавета Василевич
    Корреспондент телеканала "Продвижение"
    Для меня в первую очередь это очень эстетичный фильм. Здесь потрясающе красивые костюмы, грим, декорации: они создают свой собственный язык. Одежда персонажей полна символизма: например, красный доспех Дракулы отражает его животное начало, а зелёное платье Мины в начале фильма передаёт романтичность и наивность героини. Не могу сказать, что есть любимый момент, наверное, само пространство фильма, его готическая атмосфера очень вдохновляют. Мне кажется, что здесь идеальное сочетание эротизма и глубины. Это экзистенциальное кино, такого рода фильмы всегда актуальны, так как побуждают нас смотреть внутрь собственной тьмы.
Скриншот фильма "Дракула" (18+), 1992 г., производство: American Zoetrope, Columbia Pictures Corporation, Osiris Films, режиссёр: Форд Коппола
"Интервью с вампиром"
  • Дарья Пучкова
    Корреспондент сетевого издания "Омск Здесь"
    Когда мне было около десяти лет, я впервые посмотрела фильм "Интервью с вампиром". Для меня это был первый фильм, в котором вампиры предстали не как монстры с обезображенными лицами и жуткими оскалами, а как прекрасные создания с бледной кожей. Конечно, потом я пересматривала этот фильм много раз и до сих пор не устаю это делать, при просмотре всегда убеждаюсь: вампиры - это существа, которые заботятся не только о своём пропитании, но и несут социальную ответственность за себя и своих близких, имеют увлечения, любят искусство, но не всегда понимают, какая карма их настигнет за "жизнь на все 100". Фильм ярко раскрывает темы несправедливости, человеческих пороков и того, как прошлое иногда не желает нас отпускать, даже если мы всем сердцем стремимся забыть о нём. Великолепный актёрский состав: Том Круз, Брэд Питт, Антонио Бандерас и Кирстен Данст, сделал этот фильм уникальным. Вероятно, больше никто не сможет создать столь романтичное, страстное и захватывающее произведение.
Скриншот фильма "Интервью с вампиром" (18+), 1994 г., производство: Geffen Pictures, режиссёр: Нил Джордан
"Блейд"
  • Евгений Егоров
    Солист группы "Эпидемия", артист мюзиклов, исполнитель роли Джонатана Харкера в рок-опере "Дракула" компании Creative lab STAIRWAY
    Мы же в жизни постоянно друг другу кровь пьём - вот поэтому вампиры для нас очень понятный и интересный образ, но мне из них только Блейд нравится - он крутой!
Скриншот фильма "Блейд" (18+), 1998 г., производство: Amen Ra Films, Imaginary Forces, Marvel Enterprises, New Line Cinema, режиссёр: Стивен Норрингтон
"Сумерки"
  • Валерия Меляхова
    Креативный директор Musical Universe
    Мне, как девочке, подростковый период которой застал прекрасные 2006-2009 годы, при мысли о любимом фильме о вампирах на ум, конечно, приходят "Сумерки". Это во мне, конечно же, говорит романтизированная подростковая наивность. Сейчас, когда пересматриваю сагу, то, что казалось очаровательным, вызывает смех и неминуемое закатывание глаз.

    Но та самая Лера 11-13 лет была в диком восторге от всех фильмов и книг. Помню, как прочла их залпом, жадно проглатывая каждую главу, помню, как переживала и негодовала! Я всегда была, что называется, Edvard Team. Да, в нынешнем возрасте, естественно, я вижу здесь много красных маячков и кринжа (современные словечки входят в чат), но для меня в этом нет ничего страшного - я смело могу признаться в том, что это одна из моих любимых саг по сей день, ведь эта наивная история в своё время разбомбила огромное количество сердечек нашего поколения. Фильмы я стандартно пересматриваю каждую осень, саундтрек саги всегда в моём плейлисте, книги мне недавно купил муж в новом издании, планирую пополнить ими домашнюю библиотеку, а на рабочем ноутбуке я ношу наклейку с Эдвардом. Да! Считаю, что я достаточно взрослая и уверенная в себе женщина, чтобы признаться: нет, мне не стыдно, да, я люблю "Сумерки".
Скриншот фильма "Сумерки" (18+), 2008 г., производство: Goldcrest Pictures, Imprint Entertainment, Maverick Films, Summit Entertainment, Temple Hill Entertainment, Twilight Productions, режиссёр: Кэтрин Хардвиг
  • Настя Евдокимова
    Автор подкастов
    В моей жизни был странный период: в 8-м классе мы с родителями переехали из деревни и мне пришлось пойти в новую школу (представляете, что такое менять школу, когда тебе 15?). Переезд был летом, и никого на новом месте я не знала. Всё, что я делала месяц перед началом учебного года, - смотрела первую часть "Сумерек". Каждый день. Иногда дважды в день. Иногда трижды... Почему? Потому что интернета в новом доме не было (и мало где был). А диски из киосков с пиратскими записями стояли на полке. Среди коллекции фильмов были мамины мелодрамы, боевики, комедии моего старшего брата и "Сумерки". Выбор очевиден. Потом я пошла на учёбу, нашла друзей, и любить "Сумерки" стало зашкваром. Чуть больше года назад я услышала "хао-хао-хао", и мои воспоминания разблокировались. Я снова включила первую часть и поняла, что это потрясающий фильм. Он сформировал часть моей личности - ту, что отвечает за визуальное восприятие: мне нравятся цвета, атмосфера, монтаж сцен и другие визуальные особенности перовой части. "Сумерки" часто обвиняют в кринжовости. И да, они кринжовые! Но в этом вся их прелесть! Как можно передать эту историю без налёта иронии и бреда? Персонажи такие странные, потому что там всё странно! Это не документальное кино и даже не экранизация классики. Белла странная, потому что только такая девушка могла взять и шагнуть в отношения с вампиром, который хочет её съесть. Эдвард странный, потому что он вообще-то вампир - кажется, это уже странно. Но при всём сказанном, первые "Сумерки" - хорошее кино, я безоглядно и навсегда влюблена в него!
Скриншот фильма "Сумерки" (18+), 2008 г., производство: Goldcrest Pictures, Imprint Entertainment, Maverick Films, Summit Entertainment, Temple Hill Entertainment, Twilight Productions, режиссёр: Кэтрин Хардвиг
  • Юлия Сураева
    Студентка исторического факультета
    "Сумерки" - мой личный сорт кринжа. Я прекрасно осознаю всю сомнительность фильма, но в своё оправдание скажу: это надо чувствовать - либо щёлкает, либо нет. А тем, кто "не чувствует" и объяснять ничего не надо, я с их критикой и сама согласна! Но не могу не отметить саундтреки саги (особенно в первых двух частях: Том Йорк, Muse, Paramore, Beck&Bat for lashes) и не могу пройти мимо образа отца Беллы - он настоящий, он убеждает меня грустить, когда его дочь-подросток бросает его одного. В этот момент Чарли хочется обнять и поддержать. "Сумерки" - легенда своего времени. Миллионы девчонок выросли на этой истории и теперь ищут в реальной жизни Эдварда и Джейкоба. Совет: присмотритесь к Чарли, его воплощение, уверена, у вас получится найти в реальной жизни.
"Дневники вампира"
  • Анастасия Мирошниченко
    Корреспондент сетевого издания "Омск Здесь"
    На сериал "Дневники вампира" я подсела в 11-м классе. Много слышала про него от знакомых, но он казался мне "подростковым стеклом" - так и оказалось. В каждом эпизоде разворачивается такая драма, что после просмотра очередной серии иногда целый час не можешь унять истерику (или я просто очень впечатлительная). Кстати, вампиры и люди там и враги, и любовники, и друзья - в этом корень всех проблем у героев: как относиться к вампиризму? Это дар или проклятие? Вообще, конечно, актёрский состав прекрасен - все красавцы, считывается упор на подростковую аудиторию. Вампиры "Дневников" не фарфоровые куклы, которые светятся как рождественская ёлка: их ударишь - кровь потечёт, поэтому они почти люди. Сериал кровавый, но совсем не страшный: к вырванным сердцам и головам привыкаешь быстро.
Топ цитат Анастасии из сериала:
  • "- Почему ты не позволяешь людям видеть хорошее в тебе?

    - Потому что, когда люди видят хорошее, они этого ожидают. А я не хочу оправдывать чьи-либо ожидания."
  • "Я был влюблён - это больно, бессмысленно и преувеличенно"
  • "Люди умеют прощать. И после прощения возможно искупление"
Скриншот фильма "Дневники вампира" (18+), 2009-2017 года, производство: Alloy Entertainment, CBS Television Studios, Outerbanks Entertainment, Warner Bros. Television, режиссёр: Пол Уэсли
"Дракула"
  • Полина Тишкова
    Корреспондент телеканала "Продвижение"
    Моим первым вампирским крашем был Даймон Сальваторе из сериала "Дневники вампира" в 14 лет. Однако моя любовь к вампирам не переродилась во что-то большее, и я даже не рисовала себе укусы на шее. Но фильм "Дракула" 2014 года напомнил мне о былых влюблённостях, а Люк Эванс в роли главного кровопийцы заставил меня ещё не раз пересмотреть этот фильм. Здесь Влад Цепеш (Эвансовский Дракула) соблазнял меня всем, чем только мог: харизматичный, брутальный, холодный и расчётливый, ну и, конечно, он дьявольски красив. Наверное, это единственное, что важно в этом фильме. Сознание несовершеннолетней девочки, которая ещё не знала любви, не могло устоять перед красным, развивающимся на фоне мрачных гор плащом, искрящимися доспехами и стаей летучих мышей.
Скриншот фильма "Дракула" (12+), 2014 г., производство: Legendary Pictures, Michael De Luca Productions, Universal Pictures, режиссёр: Гари Шор
"Реальные упыри"
  • Николай Евенко
    Корреспондент телеканала "Продвижение"
    На мой взгляд, мир устал от вампиров типа "манерное несовременное зло", но и от бледных загадочных с открытым ртом смазливых мальчиков публика тоже утомилась. Тайка пересобрал фильмы о бессмертных вампирах и сделал это виртуозно! Кстати, на мой вкус вампиры должны быть или вселенским неотвратимым злом или смешными. Я фанат "Реальных упырей" и готов цитировать этот фильм от начала до конца. Чего только стоит дисклеймер в начале, где съёмочной группе выдали распятия и обещали неприкосновенность, и финальный твист. Тайка Вайтити ответил на вопрос: "А что если они среди нас?" И сделал это так, что каждая сцена бьёт в сердечко. Над вампирами пора смеяться, иначе они рискуют так и остаться в своих гробах. Тайка Вайтити дал упырям шанс остаться реальными.
Скриншот фильма "Реальные упыри" (18+), 2014 г., производство: Defender Films, Funny or Die, New Zealand Documentary Board, New Zealand Film Commission, Park Road Post Production, Resnick Interactive Development, Unison Films, режиссёр: Тайка Вайтити
  • Евгения Толмазова
    Продюсер телеканала "Продвижение"
    В этом фильме я смеюсь вместе с упырями - они не высмеивают смертных, они подкалывают друг друга! Я люблю мокьюментари, ранее этот жанр применяли для создания хорроров или ужастиков, а здесь это прибавляет мистики в "обычную" вампирскую жизнь. Обожаю, когда герои картины ломают четвёртую стену, - это всегда привносит в просмотр кино/сериала какую-то тесную связь с героем, будто он говорит именно со мной. Это подкупает меня как зрителя. Я люблю этот фильм за юмор, каждая сцена - шедевр, тут так много кайфовых цитат: "Я стал вампиром в 16 лет, и поэтому я выгляжу до сих пор на 16. Житие у нас тогда, в 16... тяжкое было" - эту я особенно часто использую (смеётся). Возможно, этот юмор можно назвать плоским или примитивным, но от того, что шутка на поверхности, она ещё смешнее! Я думаю, этот фильм не потеряет своей актуальности никогда! В "Реальных упырях" нет тех вещей, над которыми зритель мог бы смеяться в 2014-м и не может сейчас. Юмор безобиден: здесь высмеивается мир, который даже не существует, значит и обидеть никого не получится - это здорово. При том, что жанр комедия сегодня в тупике, - "Упыри" обречены на вечную актуальность.
"Чем мы заняты в тени"
  • Оля Алексеева
    Журналист
    В кинематографе есть ограниченное число косплей-тем вроде вампиров, зомби, пиратов, про которых регулярно что-то снимается. К фильмам про вампиров я отношусь максимально прохладно. Холоднее, чем их собственная кожа (если верить их же канонам). Не захватывает ни сама мифология, ни эстетика, но я отлично провела время с полнометражкой, а затем и сериалом "Чем мы заняты в тени": псевдодокументалистика, ирония, постирония, переигрывание вампирских клише - здесь это было прекрасно.
Скриншот фильма "Чем мы заняты в тени" (18+), 2019 г., производство: 343 Incorporated, Dive, FX Network, FX Productions, Sim Video, Two Canoes Pictures, режиссёры: Тайка Вайтити и другие
"Вампиры средней полосы"
  • Илья Петров
    Фотограф сетевого издания "Омск Здесь"
    Это совершенно близкие нам вампиры из народа. Они разговаривают друг с другом совсем не как импозантные барочные кровопийцы, а как те люди, которых мы видим каждый день. Особенно мне понравился дуэт Стоянова и Калюжного.
Скриншот фильма "Вампиры средней полосы" (18+), 2021 г., производство: START, Yellow, Black & White, режиссёр: Алексей Акимов
Они не ведут счёт времени, их ничто не остановит на пути к цели, они не тратят время на пустые терзания. Вампиры в рамках кинематографа оказываются внутри семейных драм, в нелепых ситуациях, становятся объектами исследования для документалистов с чувством юмора, а некогда абсолютный антагонист играет свадьбу с вчерашней школьницей. Образ трансформируется, и не исключено, что однажды вампир, появившийся в кино как "суперзлодей", станет супергероем.
  • Тася Филина
    Киновед
    Когда-то случится и такой фантастический хоррор - не исключено. Сейчас всё идёт к тому, что скоро вампиры будут человечнее, чем люди. Я думаю, это наша потребность - заложить даже в нечто страшное что-то понятное тебе, что-то близкое тебе. Это интересный путь: отчуждённый, проклятый и неприкасаемый персонаж становится для нас прообразом чего-то совершенного, притягательного и правильного. Становится тем, кто может влиять на формирование человеческих ценностей. Мир в принципе берёт сейчас тенденцию на более эмпатичные структуры. Стала популярна в 21-м веке психология, понимание своей внутренней сущности. Почему это не может распространяться на вампиров и заставлять их искать внутри себя наши ориентиры? Люди сейчас готовы смотреть на всех, кто подобен им, люди хотят понять себя, а в вампирах тоже можно найти себя, посмотреть на себя со стороны и стать лучше.
Как бы то ни было, все клыкастые ужастики (пусть порой и под ванильным соусом мелодрамы) всё равно результат мозговой активности человека. Автор изучает повадки всего людского рода, которые хочет оставить вне социума, изучает тень человечества - потому вампиры лишь фантазия. Или нет?
Зададимся этим вопросом в следующий День вампира, а пока выбираем фильм по вкусу, к нему алый напиток, "точим клыки" и наслаждаемся жизнью так, чтобы те, кто домашнему уюту предпочитают трансильванские замки, не смогли упрекнуть нас в том, что они "живее живых".