"Мюзикл врезается в человека": Агата Вавилова об акте искусства
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 12 августа 2023, 12:07  •  печать

"Мюзикл врезается в человека": Агата Вавилова об акте искусства

Мюзикл - возможность на три часа забыть о реальности и отдаться фантазии, порой даже не сказочной. Как понять "нелёгкий лёгкий", как он выглядит изнутри? "Омск Здесь" запускает совместный проект с порталом Musical Universe, в котором мы общаемся с теми, кто сегодня задаёт стандарты жанра на отечественной сцене.

Что главное для артиста мюзикла, почему в нём всё не "слишком", есть ли критерии у хорошего спектакля и почему нельзя бояться отказаться от того, что тебе не нравится, "Омск Здесь" рассказала артистка театра и кино, певица, автор либретто и литературных переводов песен Агата Вавилова. Она является лауреатом театральной премии "Золотая Маска" за роль Луизы в мюзикле "Граф Монте-Кристо", а также известна ролями в постановках "Бал Вампиров" (Магда) и "Джекилл и Хайд" (Люси Харрис).

- Агата, как считаете, почему людям, не любящим и не понимающим мюзиклы, кажется, что в этом жанре всего "слишком": слишком много песен, слишком много танцев, слишком много шума вокруг самого жанра?

- Во-первых, сегодня мы работаем над популяризацией жанра, так как он всё же ещё относительно молод. Во-вторых, мы как артисты совершенно искренне любим мюзикл и считаем, что его всегда должно быть в разы больше. Отчасти мы занимаемся некоторым переубеждением людей, которые предвзято настроены по отношению к нашему жанру. Пытаемся показать мюзикл с разных сторон и сделать это в больших масштабах и на разных площадках, чтобы охватить большую аудиторию. Хотя мы всё же параллельно и заработать хотим (улыбается). Если говорить уже про то, что происходит на сцене, то у каждого жанра есть свои особенности. Яркость, красочность и активность - условности существования мюзикла. Опять же всё не должно быть специально с приговоркой "слишком". В хорошем мюзикле должно быть ощущение органичности от всего происходящего. Если зритель чувствует некий перебор, то это уже вопрос к постановщикам и некоторым артистам, которые не совсем правильно трактуют эстетику жанра и начинают к и так существующему знаку "+" во всём добавлять свой "+". В жизни же мы не ходим по улице и не разговариваем вокалом, правильно? В театре как бы сразу задаётся такой тумблер, через который мы переключаем реальность и фантазию. Понимаешь, как только мы говорим о предмете искусства, мы имеем право на всё. Но когда всё слишком плюсовано, артист наигрывает или, наоборот, бубнит, - это плохо. У наших спектаклей есть музыкальная структура, а в музыке есть ритм. Значит, и понятия "темп" и "ритм" всё-таки должны волновать артиста. Затянуто - когда артист со своим драматическим существованием выходит за уже заданный темп. Так просаживается музыкальная драматургия, которая в идеале должна превалировать над всем остальным в спектакле. Музыка должна двигать сюжет. Поэтому существовать в ритмической структуре мюзикла - вот что особенно важно для артиста мюзикла.

- Насколько мюзикл, по вашему мнению, может менять людей внутри?

- Сначала скажу как артистка: меня он перекраивает постоянно. Работа над новым персонажем - это всегда про изменения. Ты живёшь с героем, он в тебя "влезает". Но тут не надо думать про шизофрению - не люблю перегибов. Эти все истории: "Мне нужно сыграть наркоманку, и я жила три месяца в притоне, чтобы найти ключи к роли". Можно раскусить героя быстрее. Как любой акт искусства, мюзикл на людей производит впечатление. Если зритель чувствует энергетический, тематический или событийный отклик в постановке, узнаёт в ней свою жизнь в любом проявлении, - она попадает в него и может человеку что-то дать: предупредить, объяснить, уберечь. Иногда же в жизни как: идёшь по улице и ухо случайно выхватывает какую-то фразу любого прохожего. Это знак, на который стоит обратить внимание. Если даже случайная фраза может изменить жизнь, что уж говорить про огромные полотна драматургии, где всё просчитано. Поэтому да - мюзиклы врезаются в людей.

- Ранее в одной из наших бесед вы говорили, что "Бал вампиров" (16+) - мюзикл, который стоит посмотреть всем. Вы исполнили в нём роль Магды. Иногда артисты говорят, что этот проект - спектакль с идеальной системой, в которой каждая деталь работает на то, чтобы воспроизвести необходимый эффект на зрителя. Как думаете, "Бал" - это хорошая схема или история, в которой до сих пор находите, чем искренне восхититься?

- Да, "Вампиры" - кайф. Я помню, как смотрела их, когда ещё не принимала участия в проекте. Тогда мне, кстати, казалось, что Магда - маленькая роль: что-то один раз вякнула и всё. Когда вводилась на неё, поняла, что она вообще со сцены не уходит. Если же и шагнула за кулису, то бегом переодеваться, чтобы в следующем своём образе выйти на сцену.

Магда - это два диаметрально разных образа, своего рода Джекилл и Хайд - с чёрным юмором и без неземного серьёза. Я же там помираю в каждой сцене (улыбается). А во втором акте моя глуповатая наивная блондинка восстаёт и развивается до сумасшедшей развратной вампирши. У неё во втором акте на номер "Мрак ночной" очень яркий выход. Да, быть внутри этой машины - удовольствие невероятное. Это физически интересно. Проект крутейший. Кому-то может показаться поверхностным, но это не так. На первый взгляд - это чёрная комедия, но ничего подобного. Когда начинаешь петь наш финал, осознаёшь, текст реально страшный:

"Пейте кровь и плюйте на мораль!
Ваши души станут холодны как сталь!
Пейте кровь и плюйте на мораль!
Ваши души станут холодны как сталь!
В любом из нас жестокий дремлет зверь,
И ничто не остановит нас теперь.
Весь мир зовут вампиры на бал!"

Мы на сцене восхваляем Люцифера, констатируем, что мир подонкам принадлежит. Такая гиперболизация - это тоже крючок, на который мы цепляем зрителя. Это такая злобная шутка над ним. Поймёт её тот, кто поймёт (улыбается).

Когда человек идёт на "Бал", он полностью проникается текстом и выходит из театра под сильным впечатлением. Когда он с адекватной долей серьёзности относится к материалу - это круто. Он не шизофреник, всё нормально. Так и было задумано (улыбается). Ты же понимаешь, оно специально для того и сделано. Вы смотрите: мы про дьявола поём, а вы радуетесь. Здесь специально всё наоборот. Инверсия тут круто работает. Ты ведь, когда задумываешься о спектакле, понимаешь, что все три часа болеешь только за вампиров. Они же реально клёвые. Поэтому не каждый зритель сам себя раскусит, в какой-то момент: "Нифига себе, а я вот тут за убийц, оказывается. И так рад этому". Так что "Бал вампиров" - это мюзикл про очень глубокие вещи. И круто, что подаются они именно так - с насмешкой над зрителем.

- Насколько уход "Бала" и "Джекилла", по вашему мнению, меняет нашу мюзикловую сцену? Велика ли проблема, как её видят фанаты?

- Всё, кроме "скоропостижно скончался" - не трагедия. А вообще, конечно, жалко. Это великолепные, выстроенные и выстраданные артистами сильные и умные музыкальные проекты. Да, конечно, на смену что-то со временем придёт. Что? Пока неизвестно. На что сходить фанатам этих спектаклей? Посмотрим осенью, что у нас получится с "Франкенштейном" (18+). У Франдетти там прям спектакль-огонь будет. 6 октября премьера в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии. Есть предвкушение, что это будет что-то правильное.

- А есть ли критерии хорошего мюзикла? Чтобы я пришла, например, в театр, ничего не понимая, и поняла, что постановка качественная?

- Нет. Важна насмотренность. Потому что, к величайшему сожалению, на каждую проваленную попытку сделать крутой проект находится свой зритель. Я не так давно смотрела один спектакль, и сейчас я скажу честно: я увидела чудовищную постановку. Это было так плохо, это был такой "нафталин": петь не умеют, минусовки ужасные, актёры наигрывают. Это была катастрофа. Понимаешь, да, ситуацию? А в конце зал встал. И не встал и вышел, а встал и кричал браво 10 минут. Я сидела и не понимала: как такое может быть? Уровень песен, танцев, режиссуры - у каждого этот "достойный" уровень свой. Насмотренность его повышает. Зритель тоже должен проводить работу, он тоже должен воспитывать себя. Поэтому позиция "я пришёл, разжуйте мне всё" никуда не годится. Я согласна с тем, что творчество должно быть видно, слышно и понятно, но разжёвывание, чтобы инфузория туфелька дошла до шутки про вампиров, как я уже говорила выше, - это не про творчество. Зритель должен трудиться, развивать свой кругозор. В "Википедию" загляните, перед тем как в театр идти, в конце концов, в "Тик-токе" найдите что-то. Свои границы вселенной надо расширять постоянно. Если хотите просто потопать в такт, то сходите лучше в караоке.

- Вы решительно шагнули в мюзикл "Чаплин", перед этим решительно простившись с предыдущей работой. Легко ли даётся так довериться судьбе и шагнуть в никуда?

- Я умею это делать. Я из тех, кто долго запрягает, но быстро едет. Я могу долго обмусоливать свои планы в мыслях, но решение всегда принимается за секунду. А чего бояться-то в этой жизни? Ну какой смысл в страхе? Руки, ноги, голова у тебя есть - всё отлично. Помни о смерти: в той, надеюсь, далёкой точке смерти тебе будет совершенно плевать, кто про тебя, что думал. Ты всё равно придёшь к этой точке невозврата, поэтому нужно идти туда так, чтобы каждый день был по кайфу. Нужно пробовать делать так, как хочешь ты. Не получится - всегда есть касса в "Пятёрочке". Неужели я не соображу, как пикнуть, если что. Почему-то все вокруг мерят жизнь: "Не дай бог, я останусь без работы". Без работы, которую ты хочешь? Возможно, но это лишь на какой-то период времени. Ты всегда найдёшь, что хочешь, только нужно идти. Понимаешь? Если есть желание - нужно пробовать, если нет - сиди и не страдай фигнёй. Жизнь-то идёт, делай всё так, чтобы было клёво, меняй всё и ничего не бойся. Это, мне кажется, во всём работает. В жизни, в отношениях, в работе, в чём угодно. Как говорит мой друг: с человеком нужно быть только в том случае, если тебе с ним лучше, чем без него. То же касается и любого дела. Если это делает тебя счастливым, трать на это время. Если нет - ты идиот. Зачем ты этим до сих пор занимаешься?

- Агата, вы ещё поэт и либреттист. Насколько вам как артистке важно говорить не только со сцены?

- Я всегда готова сказать: я и умный, и красивый (смеётся), мне нравится то, что я делаю. Я с детства пишу стихи, и тогда они были наивными. Был период, когда я начала писать лучше, был, когда вообще не писала. Но отстутствие сочинений говорило лишь о моём эмоциональном состоянии - я ненадолго отошла от настоящей себя. Возможно, я нескромная, но я такая, и это нормально. Если тебе многое дано, почему ты должен выбирать? Почему бы не использовать все возможности? Да, что-то иногда может получаться лучше, что-то хуже, но рискнуть охватить всё - это того стоит! Если можешь что-то в жизни - пробуй. 12 июля в Большом концертном зале "Октябрьский" состоялся концерт артистов мюзиклов, мы пели всемирно признанные хиты, причём в оригинале на английском. Я с удовольствием восемь переводов нам написала. Да, не бесплатно (смеётся), но с удовольствием. А оно - обязательная часть меня. Я сажусь писать, и всё - поток, за которым нужно успевать. Кирилл Гордеев, к примеру, тоже человек со сцены, но ещё 3D-модели делает. Интересный творческий человек, который иногда на заказ моделированием занимается, - это же круто. Никогда нельзя себе ставить знак "стоп" и замыкаться на чём-то одном. Иначе это получится, как в "Симсах" (18+), когда персонаж среди текстур застревает. Артистка, либреттист, поэт - никто мне таких званий не выдавал, я просто это беру и делаю.


Напомним, в июле Агата Вавилова вместе с учениками ДШИ № 6 и другими артистами Театральной компании Глеба Матвейчука выступила на площадке "Вселенная мюзиклов" в рамках "Большого симфонического парка. Баттла оркестров".

В материале "Купить билет в другую реальность": зачем нам в "бренной жизни" мюзикл" мы разобрались, чем мюзиклы психологически цепляют аудиторию, за что их любят. Обнаружили и скептиков, которые всё же предпочитают относится к жанру с предубеждением о лёгкости, "ванильности" и сильным перебором художественных средств.

Фото: Илья Петров, скриншоты Musical Universe

Читайте также