"Мы вырабатываем систему отечественного мюзикла": Александра Каспарова и её "Опасные связи"
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 30 января 2023, 11:02  •  печать

"Мы вырабатываем систему отечественного мюзикла": Александра Каспарова и её "Опасные связи"

Актриса Александра Каспарова рассказала о предстоящей премьере мюзикла, который на омской сцене ставит Глеб Матвейчук.

В марте Омский государственный музыкальный театр представляет омской публике премьеру - представление о соблазне, пороке, страсти, фальши и, конечно, любви - мюзикл Глеба Матвейчука "Опасные связи" (18+). В условиях Франции восемнадцатого века виконты и маркизы самозабвенно сыграют судьбами других людей на омской сцене 18 и 19 марта.

Musical Universe представляет: новые стандарты постановки мюзикла в России в мультимедийном прочтении проекта "Опасные связи" Театральной компании Глеба Матвейчука и Омского государственного музыкального театра при поддержке телеканала "Продвижение", "Радио Сибирь" и портала "Омск Здесь".

Пока театр активно готовится к премьере, о мюзикле в современной реальности и об отечественном механизме производства жанра мы поговорили со вторым режиссёром постановки, актрисой Александрой Каспаровой. Любителям мюзиклов она знакома по роли Сары в "Бале вампиров" Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии.

- Александра, вы бывали ранее в нашем городе?

- В Омске я уже третий раз. Сейчас приехала на установочные репетиции и признаюсь, с каждым визитом город мне нравится всё больше и больше. Говорят, не одежда красит человека, а его добрые дела. Так и впечатление от Омска - не от архитектуры и внешнего вида сложилось, а от людей, с которыми я общаюсь здесь. Как бы это утопично ни прозвучало, ни капли негатива я здесь ни разу не ощутила. Наверное, потому что город холодный и вам приходится аккумулировать всё тепло внутри (улыбается). Посмотреть Омск я до сих пор не успела, но сейчас для меня город - это театр, а его главная достопримечательность - люди.

- Помните ли, после какого мюзикла у вас зародился интерес к этому жанру? Какие чувства вызвала тогда эта постановка?

- Моя мама - хореограф, а папа танцевальный и театральный продюсер, именно поэтому в нашем доме всегда было очень много кассет и DVD-дисков с записями спектаклей, танцевальных постановок, мюзиклов, которые родители привозили из разных стран. Смотрела я многое, но сегодня могу сказать, что яркое детское впечатление осталось после музыкального фильма "Волшебник страны Оз". Следующее яркое воспоминание в этом жанре музыкальный фильм - "Танцующие под дождём". Не могу сказать, что тогда я сразу влюбилась в жанр с первого взгляда. Нет, для меня это была естественная среда обитания, к тому же дома постоянно играла разнообразная музыка, из мюзиклов в том числе. Но я никогда не была и не являюсь сумасшедшей фанаткой исключительно мюзиклов. В этом мире существует огромное многообразие интересных жанров, и зацикливаться на одном я бы не хотела. Я очень люблю и оперу, и оперетту. Другое дело, что мюзикл мне очень близок - это синтетический вид искусства, в котором можно делать всё, а это отвечает моим запросам как личности. Я люблю универсальность. Может, поэтому и нахожу своё место в таком универсальном жанре, как мюзикл.

- В 11 лет вы уже стояли на сцене, возникла ли тогда мысль оставить театр увлечением детства и выбрать совсем другую сферу деятельности?

- Так и было(улыбается). В 13 лет я решила, что театр - это несерьёзно и под влиянием любимых мной тогда журналов Forbes решила стать нефтегазопромышленником. К тому же, как я говорила раньше, я из творческой семьи, и что-то внутри меня заговорило: "Тебе нужно что-то более надёжное и стабильное". Я смело оставила мечты о театре и решила поступать на журналистику. Правда, в итоге поступила на конфликтологию, но твёрдо решила там доучиться. Только со временем поняла, что без театра мне очень сложно жить. Корни обрубить невозможно. Моё попадание в проект "Бал вампиров" стало судьбоносным: именно тогда я поняла, что мне действительно нужно. Я ушла с конфликтологии, вернулась в театр и ни разу об этом не пожалела. Смешно, но о "Бале" я вообще ничего не слышала и пришла в проект без фантастической любви к нему. Собственно, в тот момент, когда в зале Музкомедии вновь и вновь труппу встречали и провожали овациями, я ещё читала учебники по политологии. О каких вампирах там могла идти речь (улыбается)? Поэтому в нужный час я отнеслась к проекту, как к вызову, и пришла на кастинг в образе "армянская женщина 35+": максимально намалёванное лицо, каблуки, - всё как полагается. Только на кастинге я осознала, на какую роль пришла пробоваться (в мюзикле "Бал вампиров" Александра Каспарова исполняла роль Сары - невинной юной девушки, которую Граф фон Кролок приглашает на бал - прим. ред.), и на второй тур пришла уже в соответствии с невинным образом девушки, которая ждёт своего взросления. С тех пор я ярко реагирую на девчонок, которые стараются поскорее повзрослеть. Юность, молодость, беззаботность - это то, что стоит беречь как ни что иное. Повзрослеть ты всегда успеешь. Иной раз идёшь по улице и видишь девочку лет 13, но выглядит она на все 40. Печально, что сегодня социум диктует им скорей становиться женщинами. Если говорить о том, чем мы схожи с Сарой, то, конечно, большим носом (улыбается) - всё. Отправилась ли бы я за вампиром? Сегодня ни за каким Графом я бы не побежала: не люблю рисковать. Тем не менее я многое дала этой роли от себя, и мне нравится не полностью управлять персонажем, а оставлять место для фантазии зрителя.

- Ваша героиня бежит к свободе или к любви?

- Конечно, к любви. Правда, в её случае к ложной, но это уже второе дело. Любовь - это всегда большая мотивация: например, когда мне было 14 лет, я практически выучила польский язык, потому что была влюблена в поляка.

- Раз уж заговорили о "Бале вампиров", Александра, с режиссёрской точки зрения, чем этот проект цепляет лично вас, и как считаете, почему он оказался таким успешным?

- Как любой западный мюзикл, "Вампиры"- это очень слаженный механизм. Системой такой отработки проектов российское производство мюзикла похвастаться ещё не может. Не будем забывать, что на Западе эту схему отрабатывали десятилетиями. В России это время только пришло, поэтому мы сейчас с Глебом Матвейчуком и занимаемся этим основополагающим звеном - выработкой своей системы. Мюзикл, на мой взгляд, не может быть полностью живым организмом, как, например, чисто танцевальный спектакль. Мюзикл - механизм со своими законами, которые пока не так хорошо применяются на отечественных сценах. Здесь есть чёткий блокинг: в конкретную секунду на конкретном музыкальном моменте ты идёшь сюда, а потом поворачиваешься определённым образом и никак иначе. Если в мюзикле хоть один винтик начнёт работать не так, то ВСЁ неизбежно разрушится. Так что секрет успеха прост - это система. Второй пункт - профессиональная команда, в которой каждый чётко понимает и выполняет свою задачу. Качественная работа каждого звена вкупе дарит публике незабываемое ощущение. Важно понимать, "Бал" - это не панацея и не шедевр времён и народов, а продукт хорошей системы. Верю, что мы придём к ней, это вопрос времени.

- Хотели бы что-то видоизменить в этом механизме?

- Скажу на примере "Бала вампиров" - эта постановка выверена до шагов. Чуть влево, чуть вправо - это уже имеет значение, поэтому говорить о "свободе творчества" там не приходится вовсе. На мой взгляд, интересно, когда актёр на сцене всё-таки может себе позволить чуть больше - вне системы. Но всё равно определённых рамок не избежать. Ну и, конечно, нужно учитывать менталитет наших людей при создании такого механизма.

- Адаптация под наш ход мышления не должна повлиять на результат?

- У России путь во всём исторически самобытен, поэтому и мюзикл сейчас подстраивается под наш менталитет и только начинает обретать популярность. Сравнивать наш мюзикл и европейский - то же самое, что сравнивать мой путь с вашим. Это невозможно, поскольку вы чисто физически начали свой путь позже, чем я. Поэтому и о перегоне в развитии речь не идёт, за редчайшими девиантными исключениями. Я всегда говорю: когда в России ещё было средневековье со своими канонами и Рублёв только нащупал "голубец" для "Троицы", в Европе уже начался период Возрождения и гуманизм во всю мощь. Идти вразрез с нашей органикой и менталитетом бессмысленно - зритель не пойдёт, а он сегодня голосует рублём, что тоже важно. Можно поставить 10 мюзиклов по западному канону, на 8 из которых публика не пойдёт, но вопрос: зачем? В Новосибирске мы поставили "Алису в Стране чудес", и до апреля все билеты распроданы. Для нас это важный показатель, значит, мы делаем всё правильно. И я уверена, что "Опасные связи" в Омске тоже будут успешными.

- А что скажете о сибирской публике?

- Она очень благодарная. Думаю, это связано с отсутствием перенасыщенности от городских событий. Мы, в свою очередь, будем стараться сделать "Опасные связи" интересными для омичей и не только. Театр и сцена, конечно, у вас огромные - это тоже диктует определённую форму, но мы будем использовать эти особенности на пользу спектакля. Заходя в театр, зритель будет попадать в маленькую вселенную.

- Есть ли на сегодняшний день у мюзикла, как у жанра, особая востребованность в нашей стране и нужно ли его популяризировать?

- Людям нужна отдушина, и очень многие находят её именно в театре. Поэтому сегодня практически в любом театре вам скажут: "Билетов нет". В путешествие особо никуда не поедешь, с кино тоже всё не так просто, а театр - спасение от бренной суеты. Опера - элитарный вид искусства, драматический спектакль - тоже подойдёт не всем, а мюзикл, на мой взгляд, - это возможность отдохнуть и сердцем, и душой. Тебя не нагружают философскими вопросами, ты просто получаешь удовольствие. Почему я вообще работаю с Матвейчуком? Его мюзиклы оставляют ощущение силы добра, любви и надежды на светлое будущее. Ты забываешь о своих проблемах, и отдаёшься придуманной им вселенной. Что касается популяризации, то у меня такой сверхзадачи нет. Я просто люблю этот жанр и предлагаю полюбить его остальным. Популяризация - задача других инстанций. Да и возникает вопрос: зачем? Если мы будем выдавать публике продукт хорошего качества, то жанр сам по себе будет популяризироваться - это должно быть естественным процессом. А приток внимания и интереса действительно есть, нам нужно им правильно воспользоваться. Сейчас, когда мы работаем в театрах разных городов, мы видим, что люди просто раньше физически не сталкивались с законами этого жанра, потому что его практически не было. Была оперетта, музыкально-драматические спектакли. О чём тут говорить? Всего лишь 2-3 театральных факультета обучают мюзиклу по всей стране.

- Во многих театрах основной состав труппы - академические артисты. Есть ли в этом сложности?

- Конечно! Нам приходится их ломать, вести их через сопротивление, что-то придумывать и создавать мюзикл, а не его подобие. С их стороны это тоже сложно - 10 лет ты пел определённым образом, а тут к тебе приехали и сказали: "Теперь пой так". Более того, остро стоит кадровый вопрос: нужны художники, сценаристы, которые бы понимали законы жанра. Молодняк, фанаты, энтузиасты подтягиваются, и уже хорошо. Вообще я уверена, дальше - больше. Сегодня для многих работников театра, мюзикл - это вызов и выход из зоны комфорта одновременно. Но только за её пределами может произойти твой профессиональный рост. Это моё мнение. Ну, а нам действительно интересно работать с людьми, у которых есть неподдельный интерес к новой работе. Как можно опустить руки, когда рядом горящие глаза? Никак! Ты просто раз за разом вместе с артистом проходишь путь создания чего-то уникального. В Омске ещё на этапе кастинга практически все знали текст и показывали своё искреннее желание попасть в проект. Этот факт не может не радовать.

- На каком этапе сейчас находятся "Опасные связи"?

- Как я говорила ранее, в этот раз мы приехали на установочные репетиции. Первый день пришлось посвятить разговорам. Глеб обсуждал с актёрами биографии их героев, чтобы они понимали всю логику, свою мотивацию и сверхзадачу в каждой сцене, это крайне важно. Сейчас я уже предвкушаю премьеру, чувствуя, что образов будет много - очень ярких и непростых, все они очень хорошо складываются с типажным распределением артистов. Хочется, чтобы месяц поскорее промчался и мы уже увидели, как заиграют сцены в красивых декорациях и костюмах.

- Как проходил кастинг? Смотрели ли вы перед ним спектакли нашего Музыкального театра?

- Я люблю смотреть на артистов на сцене, прежде чем начать с ними работать, но в этот раз не получилось. Кастинг прошёл успешно: все были подготовлены, кто-то пробовался сразу на три роли, и это не может не подкупать. "Опасные связи" - один из моих любимых проектов у Глеба. Но самое чудесное, что произойдёт в Омске, - это то, что спектакль будет играться не под фонограмму, а под живой оркестр! Ничто не сравнится с красотой оркестрового звучания. Каждый раз, когда я слышу оркестр, радуюсь, как ребёнок. Когда 30 человек одновременно берут дыхание - для меня это восторг. И, конечно, музыка, написанная Глебом Матвейчуком, невероятно чувственная и искренняя. Думаю, через полтора месяца у Омска будет очень классный спектакль, которого сейчас нет нигде.

- Александра, о чём для вас мюзикл "Опасные связи"?

- О любви, конечно, о любви. Знаете, я недавно прочла книжку "Таинство любви" Митрополита Сурожского. Я не фанат религиозной литературы, но есть некоторые книги, которые читать нужно всем. Так вот там была такая фраза: "Корень всего в любви". Наш спектакль о простых истинах: о любви, честности и верности самому себе. Равнодушных в зале не будет. Спросите, почему? Это наш выверенный и уже улучшенный механизм, который мы постоянно модернизируем. Признаюсь, сейчас у меня и у нашей команды есть точное ощущение, что на сцене весь пазл сложится как нельзя лучше. Приглашаю всех на премьеру!

"Это опасная игра. Делайте Ваши ставки"

Фото: Илья Петров и скриншоты программы "Свободное время"

Читайте также