Как не воспитать морального урода. Чем шокирует премьера спектакля "Заводной апельсин"?
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 28 ноября 2024, 14:11  •  печать

Как не воспитать морального урода. Чем шокирует премьера спектакля "Заводной апельсин"?

Провокационный спектакль по роману Энтони Бёрджесса поставили в "Просто театре". Выясняем, как тема ультранасилия, абсурд и чёрная клоунада помогают переосмыслить важные философские вопросы.

Есть такие произведения, соприкосновение с которыми можно сравнить с ударом током. Собрать себя после в привычное состояние невозможно, а мандраж ещё долго растекается по телу. "Заводной апельсин" Энтони Бёрджесса - великолепный пример. Прославленная экранизация Стэнли Кубрика сделала эту историю культовой. А сейчас, в 2024 году, за постановку спектакля по мотивам антиутопии взялся артист Омской драмы Иван Курамов. Премьера прошла 25 ноября в "Просто театре".

Роман рассказывает о 15-летнем Алексе, который вместе с бандой совершает немыслимые по жестокости преступления против добропорядочных граждан своего города. После ареста подростка отправляют в тюрьму. Там он соглашается на медицинский эксперимент по перевоспитанию, который поможет ему навсегда избавиться от агрессии. Сомнительная процедура лишает парня свободы воли, превращая, по сути, в беспомощного человека. Возмездие за все совершённые злодейства обрушивается на Алекса.

Яркая драма, поставленная в жанре чёрной клоунады, почти по главам воспроизводит сюжет романа. Исполнители главных ролей - известные омичам артисты нескольких театров: Омской драмы, "Пятого" и "Просто театра". Каждый герой - запоминающийся, наделённый выразительными чертами характера. Пастор, сам писатель Бёрджесс и его сошедшая с ума жена, бандитская шайка Алекса, наконец, родители, убедительного акцента на которых в первоисточнике не было. В этой работе не обошлось без режиссёрских находок. Иван Курамов сам не так давно стал отцом, поэтому в своих творческих поисках ему было важно исследовать вопрос: что родители должны сделать уже сегодня, чтобы завтра у них не вырос такой вот Алекс. Ведь семья парня на первый взгляд кажется положительной.

- Для подготовки к сценам драки я искал в YouTube видео с подростками. Это действительно страшно, когда ребята с такой яростью бьют друг друга, бьют девушек, в этих видео видно, как им это нравится. Такие события могут происходить совсем поблизости, прямо в твоём районе. Каждый раз, когда я смотрю на такое, я задаюсь вопросом: что я сделал сегодня, чтобы мой сын не стал таким? Что я должен делать завтра, чтобы он не пошёл по пути Алекса? Каждый раз приходится искать выход, надеясь, что он будет. Это важный вопрос для каждого родителя, - рассказывает Иван Курамов на обсуждении спектакля сразу после премьеры.

На сцене на твоих глазах происходит ужасное, но страшное "ультранасилие" настолько доведено до самого высокого градуса абсурда, что временами даже стыдно на это смотреть. Ты вообще весь спектакль словно выпускаешь своих внутренних демонов, о существовании которых даже не подозревал. А помогают этому музыка и очень много запоминающихся визуальных образов: абстрактные коллажи, яркие иллюстрации в стиле стрит-арта.

Музыки здесь, кстати, так много, что из-за всего этого обилия визуальных средств возможности переключить внимание, отвлечься просто нет. В итоге ты, подобно Алексу из знаменитой сцены фильма Кубрика, сидишь с широко раскрытыми глазами, впитываешь и, по сути, "перевоспитываешься".

- Театр должен быть показательным. Он должен увеличивать напряжение и эмоции, чтобы зритель задумался о реальности происходящего. Для этого мы решили использовать очень много громкой музыки и яркие видео, всё это позволяет усилить ощущение насилия и боли. В то же время мы хотели, чтобы происходящее было не слишком жёстким, зрители не должны испытывать отторжения, - говорит Иван.

Пожалуй, самая интересная находка всей постановки - Алекс. Главную роль в спектакле исполнил студент Омского колледжа культуры и искусств Николай Фёдоров. Харизматичный демонёнок, главарь банды отпетых преступников с интересной интерпретацией авторского "новояза" и своей запредельно энергичной пластикой. Персонаж настолько завораживает, что за почти два часа повествования ты забываешь, что перед тобой - дебют молодого артиста на фоне уже заявивших о себе в профессии коллег.

- Кастинг был долгим, особенно с поиском Алекса. Мы пробовали многих актёров, нужен был человек, который смог бы передать всю глубину этого персонажа. Так что когда Ваня увидел Колю, то сразу сказал: "Это он". Я был насторожен, потому что Коля - студент, и ему предстояло выдержать два акта на сцене. Но Ваня оказался прав: Коля идеально подошёл, - поделился художественный руководитель "Просто театра" Стас Черкасов.

В своём Романе Энтони Бёрджесс исследует вопросы свободы воли, морального выбора и манипуляции личностью. Имеет ли человек право на насилие и преступление, если это его выбор? И как общество может вмешиваться в личные свободы, пытаясь исправить "неправильное" поведение? Спектакль "Просто театра" тоже транслирует все эти вопросы, но предлагает зрителю найти ответы самостоятельно, покопавшись в себе. Первый акт спектакля, по сути, представляет собой преступление, а второй - наказание. Иван также рассказывает, что во второй части они целенаправленно дают потоптаться и раздавить героя всем, кого он когда-либо обидел. После Алекс, конечно, меняется, вся прежняя жизнь теперь ему противна, но он по-прежнему груб и эксцентричен, что ждёт такого человека дальше?

- Алекс - это не просто персонаж, это отражение каждого из нас, увеличенное во много раз. Те моменты насилия в спектакле - это метафора того, что происходит в нашем обществе. На самом деле этот спектакль не только для молодёжи. Он заставляет задуматься о том, какие выборы мы делаем каждый день. Выставляя на сцену такие жестокие моменты, мы хотели показать, что каждый поступок имеет последствия, - подытоживает Иван.

Все мы когда-то были подростками и наверняка творили то, за что нам может быть стыдно. Но что значит стать действительно взрослым человеком? Зачем встраиваться в социум, заводить семью, если это всё в общем-то "кал", как любит говорить Алекс. А может, вовсе и нет? И это лишь категоричность подросткового возраста подсвечивает всё неверными красками? Вероятно, именно поэтому в самой последней сцене на экране загорается большой знак вопроса.


Следующие показы спектакля пройдут 9 декабря и 27 января в Арт-центре на Любинском. Продолжительность постановки: 1 час 40 минут с антрактом.

Фото: Елизавета Медведева

Читайте также