Новый фольклор: игры, основанные на мифологии
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 13 сентября 2024, 17:33  •  печать

Новый фольклор: игры, основанные на мифологии

Мифы и фольклор уже тысячи лет вдохновляют людей на создание новых историй, и даже сегодня их влияние не ослабевает: его можно проследить в супергероике, фильмах ужасов, многочисленных современных интерпретациях и адаптациях. Игры не могли пройти мимо такого кладезя древнего контента. О проектах, которые основаны или вдохновлены мифами разных народов, сегодня и поговорим.

С помощью историй наши далёкие предки стремились объяснить и описать знакомые явления. Получалось хорошо, ведь рассказы о духах природы и удивительных существах не затерялись со временем, а сопровождали человеческую культуру, передавались из поколения в поколение, эволюционировали, привлекали внимание и детей, жадных до фантастических историй, и авторов, которые видели в мифах основу для своих произведений. Ведь сделать игру в интересном сеттинге - идея очень заманчивая, особенно учитывая разнообразие мировых мифологий.

Скриншот из игры Stray Gods: The Roleplaying Musical (store.steampowered.com)

Трагедия спартанца

На персонажах и событиях древнего фольклора построены целые франшизы. Первое, что приходит на ум, - это эпические приключения спартанца Кратоса, который бросил вызов богам. Первая часть God of War (18+), главным героем которой он был, вышла в 2005 году. Игра рассказывала историю мести, которая двигала Кратоса вперёд.

Спартанец был великим воином, который попал во служение к богу войны Аресу. Тот помог Кратосу одолеть его врагов, а спартанец, в свою очередь, бился за Ареса. Но олимпиец предал своего чемпиона, подстроив всё так, чтобы воин собственноручно убил свою семью во время атаки на храм Афины. Оракул деревни проклял Кратоса - пепел убитой им же семьи покрыл его кожу, сделав её пепельно-серой. Благодаря ей воин получил своё прозвище - Призрак Спарты.

Скриншот из игры God of War (store.steampowered.com)

После такой трагедии Кратос ожидаемо отвернулся от своего покровителя и отправился служить другим богам в попытках избавиться от видений, напоминающих ему о горе. Избавление ему обещает богиня мудрости Афина, которая взамен требует убийства Ареса.

Так начались похождения Кратоса. Оригинальная трилогия и спин-оффы взяли из греческой культуры не только богов и мифологических созданий. История Призрака Спарты напоминает древнегреческие трагедии - герой противостоит богам и самой судьбе. Только этот сюжет ещё и битком набит тестостероном и экшеном, что роднит его также и с эпосом, рассказами о героях древности вроде Ахиллеса или Геракла, с которым у Кратоса есть похожие эпизоды в биографии.

В 2018 году серия пережила возрождение: в четвёртом God of War (18+) мы встречаем состарившегося спартанца, который перебрался на север, завёл новую семью и пытался начать всё с нуля, но ему помешала смерть второй жены и снова боги - только в этот раз скандинавские.

Однажды на пороге хижины Кратоса и его сына Атрея появляется некий мужчина, который явно настроен подраться. Этим незнакомцем оказался Бальдр, один из сыновей Одина.

Скриншот из игры God of War (store.steampowered.com)

Новое путешествие проведёт Кратоса по мирам германо-скандинавской мифологии, где героям предстоит сражаться с эльфами, драуграми и прочими фантастическими тварями, а также повстречать гномов и даже мирового змея - Ёрмунганда, который, согласно мифам, опоясывает Землю и кусает себя за хвост.

Серия God of War позволяет погрузиться в мифологию, почувствовать себя героем фольклора, который непосредственно встречается с богами и сказочными существами. И это не единственная франшиза, которая тесно связана с древними историями.

Два древних ордена и сверхцивилизация

В 2007 году студия Ubisoft Montreal создаёт первую часть Assassin’s Creed (18+). Эта серия вскоре станет флагманской у студии: она обзаведётся множеством продолжений, DLC, фильмом, книгами, комиксами.

Скриншот из игры Assassin’s Creed (www.ubisoft.com)

События франшизы разворачиваются в нескольких временных пластах: в современности и в разных исторических эпохах. Первая часть была посвящена Дезмонду Майлзу, который попал в руки учёного Уоррена Видика, представляющего компанию "Абстерго". Интерес к Дезмонду обусловлен тем, что он является потомком ассасина Альтаира, который жил во времена Третьего крестового похода. С помощью специального устройства Анимус, которое считывает генетическую память людей, учёный может наблюдать за жизнью Альтаира через Майлза.

Как окажется, под обликом высокотехнологичной компании скрывается современный Орден тамплиеров, который продолжает вести невидимую войну с ассасинами. С помощью Майлза учёный Видик рассчитывал найти артефакт некой Первой цивилизации - существ, которые правили Землёй много тысяч лет назад.

Ису, как их ещё называют, ответственны за создание людей, которые впоследствии станут хозяйничать на планете. Несмотря на практически полное уничтожение древнего вида, их могущество и технологическое превосходство сохранилось в памяти людей - в виде мифов. Такие известные персонажи, как Гермес, Минерва или Локи, были представителями именно Первой цивилизации.

Скриншот из игры Assassin’s Creed Origins (store.steampowered.com)

Связь серии с мифологией только укрепилась с выходом Assassin’s Creed Origins (18+), а затем Odyssey (18+) и Valhalla (18+), которые помещают игрока в сеттинг эллинистического Египта, Древней Греции и Англии IX века соответственно. В 2024 году ожидается выход новой части с подзаголовком Shadow (18+), действие которой развернётся в феодальной Японии.

Известно, что первая Assassin’s Creed должна была стать частью франшизы о принце Персии, но в процессе разработки обросла новыми деталями и получила зелёный свет как самостоятельный проект. Сейчас это огромная серия со своей мифологией, взлётами и падениями.

База для фэнтези

В индустрии достаточно игр, которые в той или иной степени обращаются к мифам и персонажам из них. В MOBA (жанр многопользовательских игр, в котором две противоборствующие команды стремятся уничтожить базы друг друга, - прим. ред.) под названием SMITE (16+) можно найти целую коллекцию божеств и героев из разных мифологий: скандинавской, египетской, греческой, японской, индийской, кельтской, римской, майя и других. В ростере персонажей даже есть Ктулху из мифов Лавкрафта и Баба Яга.

Скриншот из игры SMITE (store.steampowered.com)

Кроме таких примеров, есть игры, которые напрямую не основаны на конкретных сюжетах, но вдохновлены ими. Мифологические корни часто можно найти в фэнтези-тайтлах.

Многие волшебные миры включают себя похожие элементы: магию, фантастических существ и пантеоны богов. Эталоном эпического фэнтези всё ещё остаётся "Властелин колец", который также обращался к мифологии. Роман Толкина, в свою очередь, также вдохновил сотни произведений. Это наводит на мысль о том, что в истории человечества уже заложен мощный фундамент для создания новых вселенных.

Франшиза "Ведьмак" (18+) многое берёт из славянского антуража: у водоёмов бродят водяные и утопцы, которые готовы напасть на любого загулявшего прохожего, в полях обитают полуденницы и полуночницы, в лесу можно наткнуться на лешего, а стрыга и вовсе играет важную роль в истории Геральта.

Одновременно с этим франшиза удачно совмещает славянскую эстетику с западной мифологией: тут можно повстречать драконов, троллей, вампиров, оборотней и многие другие виды фантастической живности.

Фольклор может также подкидывать идеи для другого жанра - хорроров. Люди веками придумывали страшных созданий в назидательных целях. Никакие аргументы о том, что нельзя ходить одному в лес или отплывать далеко от берега, не будут такими красноречивыми, как яркие образы тех же леших и водяных, которые могут утащить несчастного туда, откуда он уже не вернётся.

Скриншот из игры Until Dawn (store.steampowered.com)

Столкнуться с подобными существами не посчастливилось героям интерактивного фильма Until Dawn (18+). Угрозу для группы молодых людей будут представлять обитающие неподалёку вендиго - существа, пришедшие прямиком из индейской мифологии.

Отдельно можно упомянуть целую плеяду игр про злых духов, призраков, демонов, полтергейстов и других потусторонних силах. Тут есть как классика, вроде японской Fatal Frame (18+), так и огромная коллекция независимых проектов: Visage (18+) про дом с привидениями, The Mortuary Assistant (18+), в которой игрок берёт на себя роль работника морга.

Истории о привидениях или призраках распространены практически во всех культурах, и часто появление умершего человека в мире являлось недобрым знаком. Герои хоррор-игр знают об этом всё.

Новые прочтения

Инди-игры не отстают от большой индустрии, а иногда даже обыгрывают её - на поле экспериментов с жанрами и формой уж точно.

В 2020 году студия Supergiant Games выпустила основанную на греческой мифологии игру Hades (16+) в жанре roguelike. Главный герой - Загрей, сын бога смерти Аида, который намерен выбраться из загробного мира. Игроку предстоит преодолеть череду локаций, наполненных противниками. В случае смерти его побег заканчивается неудачей и Загрей будет возвращён в самое начало, чтобы попробовать снова, а потом ещё и ещё, пока наконец не достигнет свободы. Не будем спойлерить, но на этом игра не закончится.

Скриншот из игры Hades (store.steampowered.com)

Игра получила признание в том числе за высокую реиграбельность. Перепроходя игру снова и снова, игрок открывает новые детали этого мира.

В 2024 году в раннем доступе вышел сиквел игры, в центре которого находится сестра Загрея Мелиноя, а противостоять игроку будет титан Кронос. Можно сказать, что специфика жанра roguelike, которая заключается в многократных попытках пройти условное подземелье и постепенной прокачке персонажа, идеально подходит формату мифов с их неизбежностью судьбы и пафосным нарративом.

Есть примеры и более неожиданных решений. Игра Stray Gods: The Roleplaying Musical (6+) переносит греческих богов в современный мир и жанр мюзикла, причём нелинейного. Главную героиню игры зовут Грейс, она занимается музыкой, но её жизнь меняется, когда к ней в дом вваливается раненная девушка. Эта девушка была самой настоящей музой по имени Каллиопа, и теперь боги обвиняют Грейс в её убийстве. На то, чтобы героиня очистила своё имя и сняла с себя обвинения, ей дают всего 7 дней.

Скриншот из игры Stray Gods: The Roleplaying Musical (store.steampowered.com)

27 июня вышло сюжетное DLC к игре с подзаголовком "Орфей" - протагонистом новой истории стал персонаж популярного мифа. По его сюжету Орфей спустился в подземное царство, чтобы вернуть к жизни умершую жену Эвридику, но вновь теряет свою возлюбленную, потому что нарушил правило, которое ему установили боги - он взглянул на Эвридику до того, как они добрались до мира живых. В игре же бог Гермес поможет герою известного мифа выбраться из царства мёртвых.

Разработкой проекта занимался Дэвид Гайдер, который трудился в студии BioWare над серией Dragon Age (18+), а одним из композиторов был Остин Уинтори, написавший саундтрек к игре Journey (6+). Музыкальные номера играют важную роль в геймплее, а решения, которые принимает игрок, влияют на дальнейшее развитие сюжета.


Как видно, истории, которые сложились тысячи лет назад, оказались довольно живучими - и это хорошо. Рассказы о богах и героях навсегда останутся в человеческой культуре, а авторы раз за разом будут открывать в них новые смыслы и придумывать нестандартные прочтения этих сюжетов.

Главное фото создано с помощью Midjourney

Читайте также