Фростморн жаждет крови, а чего жаждет Frosthaven? Обзор сиквела настольной игры "Gloomhaven. Мрачная Гавань"
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь»  8 июня 2023, 11:12  •  печать

Фростморн жаждет крови, а чего жаждет Frosthaven? Обзор сиквела настольной игры "Gloomhaven. Мрачная Гавань"

15 килограммов картона, пластика и секретов. Стоило ли оно того? Ответы в нашем новом настольном обзоре.

Есть некая символичность в том, что сиквел монструозной и легендарной среди настольщиков "Мрачной Гавани" - Frosthaven (англ.: морозная гавань - прим. ред.) - начал добираться до западных игроков именно зимой 2022 года. Анонсированную ещё в 2019 году коробку можно назвать настоящим настольным долгостроем - свою роль сыграла мировая пандемия и вызванные ей проблемы логистики, но это лишь подогревало ожидание. А ожидать было кому - краудфандинговая кампания на Kickstarter собрала рекордную для настольных игр сумму почти в 13 миллионов долларов от 83 тысяч человек и стала четвёртым самым финансируемым проектом на платформе в принципе.

Вызван этот ажиотаж успехом оригинала, который в течение семи лет удерживал первое место в мировой подборке лучших настольных игр на международном сайте Board Game Geek. Огромная коробка с настольным приключением, способная затянуть вас на месяцы игры, - крайне амбициозное обещание, с которым автор игры Айзер Чилдрес и издательство Cephalofair Games справились на отлично.

Настольная игра "Gloomhaven. Мрачная гавань" (16+) представляла собой кооперативное сюжетное путешествие длинной в 95 сценариев, возможность генерации случайных миссий для свободной игры, ветвистую историю и 17 классов прокачиваемых героев. Ничего не напоминает? Это же полноценная ролевая видеоигра "старой школы", реализованная прямо на вашем столе! Немудрено, что она завоевала столь ошеломительный успех среди настольного сообщества, и взвинтила ожидания от сиквела до небес.

В отсутствие официальной локализации и поставок, сиквел в лице "Морозной гавани" (16+) добрался до не менее морозной России только весной-летом 2023 года силами третьих лиц - перекупщиков и любительских онлайн-магазинов. И поверьте, добираться было чему.

Думали, что Gloomhaven была огромной? Не вдаваясь в излишние "соревнования половыми органами" в виде сопоставления количества контента и компонентов, ограничимся простейшим сравнением. Коробка с содержимым Gloomhaven весила около 9 кг. Frosthaven весит более пятнадцати. Вдумайтесь - согласно интервью сайту Polygon (https://www.polygon.com/23627767/gloomhaven-sequel-frosthaven-big-box-submarine-engineer), издательство Cephalofair Games наняли настоящего инженера-подводника для того, чтобы все игровые компоненты легли в коробку "приемлемых" размеров. И если последовательное прохождение "Глума" занимает несколько месяцев, то сколько же времени отнимет у вас "Фрост"? Годы?

Увы, главный вопрос далеко не в этом. Как автор обзорной статьи я не могу не упомянуть, что полное прохождение оригинала в лице "Мрачной Гавани" подарило мне бессчётные часы интересного контента, непередаваемые эмоции от игры с друзьями… И жёстко сформировавшееся мнение о том, что Gloomhaven - плохая настольная игра, не заслуживающая своего места в топе Board Game Geek. Стал ли сиквел Frosthaven лучше, добавив в два раза больше того же контента?

Как и сиквел "Немезиды" (о всей линейке игр которой у нас вышла немаленькая статья), Frosthaven создавался по принципу "тех же щей, да побольше влей". Это значит, что избежать постоянных сравнений с оригиналом будет невозможно, а для этого стоит пояснить, что вообще оригинал собой представляет. Сама "Мрачная Гавань" является собой кооперативным приключением в уникальном фэнтезийном мире. Игроки в лице членов банды разношёрстных наёмников ненароком ввяжутся в авантюру по спасению мира из-за банального желания расплатиться по счёту в таверне.

Игровой процесс представляет собой этап подготовки в самой Мрачной гавани, являющейся городом-хабом, путешествие до места выполнения задания, и главное блюдо - само задание, целиком и полностью сконцентрированное на планомерной зачистке локации от противников. Во время этапа подготовки игроки приобретают в Гавани снаряжение, тратят заработанный в подземельях опыт на прокачку своего героя, а также заслушивают событие, произошедшее во время их визита в город. Сами события крайне разнообразны: в один день ваша команда снова решит устроить пьяный дебош в таверне, а в другой - спасёт город от нашествия орд крысолюдов.

Дорожные события, случающиеся по пути до места задания, работают по аналогичной схеме. При этом у игроков всегда есть как минимум два варианта решения возникшей проблемы, за которые они коллективно голосуют. Иногда результат события может поменяться, если в вашей команде присутствует определённый персонаж: Плутовке ничего не стоит что-нибудь украсть, Заклинательница без труда разогреет остывшую кузницу, а Варвар одним своим грозным видом может заставить бандитов пересмотреть свои взгляды на жизнь.

Но основной геймплей начинается именно на задании. Заранее выстроив очередное подземелье, пещеру, лесную чащу или другую локацию, игроки зачитывают вступительный текст, узнают об итоговой цели своего похода, получают секретные боевые задания, а затем рвутся в бой. Минутку… Секретные боевые цели? Разве Gloomhaven - это не кооператив?

А тут начинается самая интересная и одновременно самая противоречивая механика игры. Персонажи игроков - не слаженная группа героев, сражающаяся за всё хорошее, против всего плохого. Вы - самая настоящая шайка склочных оппортунистов, которые не хотят работать в команде и легко предпочтут личную выгоду выполнению миссии. Секретное боевое задание вроде "наступите на капкан" или "убейте меньше всех врагов" даёт игрокам прогресс прокачки и имеет приоритет над общей целью задания. Если встаёт выбор между добиванием последнего противника и прыжком в капкан "на всё здоровье" - вы обязаны прыгнуть в этот капкан, даже если тем самым провалите задание и заработаете пожизненное презрение от своих друзей. Невозможность прямо сказать о выбранной очерёдности хода своим товарищам и делиться собранными деньгами и лутом тоже играет на мотив разобщённости, порой превращая даже самые серьёзные задания в цирк.

Как и в любой уважающей себя ролевой игре, в Gloomhaven есть классы персонажей, и в их разнообразии игре не откажешь. Шесть классов доступны на старте, и ещё 11 - откроются вам в процессе прохождения. Каждый класс имеет свой набор прокачиваемых карт действий, иногда переворачивающий геймплей с ног на голову. Контролирующий противников крысолюд-телепат, маленький и безобидный с виду изобретатель, устраивающий воспитательные огнемётные туры по подземельям, или уходящая в невидимость плутовка - лишь стартовые классы, не представляющие особого интереса. В секретных коробочках с новыми видами персонажей вас ждёт неподдельный восторг от каждой просмотренной карты действий.

Так почему же с таким огромным арсеналом необычных и привлекательных механик "Глум" - плохая игра? У зарубежных настольщиков есть термин Admin (англ. администрирование, управление - прим. ред.), и обозначает он различную "бухгалтерию" настолки - выкладывание жетонов эффектов и урона, управление ходами противников, подготовку к новой партии, построение локации перед миссией и т. д. Высокий admin у настолки означает, что кому-то придётся постоянно возиться с огромной горой игровых компонентов, следить за правильным и своевременным выкладыванием всех жетонов, запоминать очерёдности, варианты и особенности ходов противника… И иметь от всего этого колоссальную головную боль. В "Мрачной гавани" admin просто огромный. Вы проклянёте день, когда вам, как владельцу игры, нужно будет раздвоить семь враждебных сгустков слизи, нанеся урон каждому из них.

Кроме того, основная "продающая" фича "Гавани" - постепенный прогресс и открытие нового контента. 17 классов персонажей, каждого из которых можно прокачать до 10 уровня, и каждый уровень которого открывает новые способности и карты. Секретные конверты, открывающиеся только при выполнении условий, о которых вы можете не узнать за всю игру, - на одном из них вообще написано "Откройте, когда посчитаете, что заслужили это"! Тянущаяся через всю игру загадка, подсказки к которой могут быть буквально везде, а награда вообще сломает вам мозг. Постепенно добавляемые в игру события, влияние решений игроков на мир настолки, встреча с уже ушедшими из команды персонажами - перечислять можно бесконечно.

Но вот все персонажи открыты, город процветает, даже новички в команде начинают с предпоследним уровнем, в магазине можно купить слона, в колоде событий остались только повторяющиеся карты, а ответ на загадку подсмотрен в интернете, потому что я прихожу в подземелья бить морды демонам, а не ребусы решать. Но сюжетно у вас пройдено чуть больше, чем половина игры. Где-то на 55-м сценарии из 95 игроки исчерпывают возможности для дальнейшего прогресса в игре, исчезает тот дух первооткрывателя, и вас больше не мотивирует желание узнать, что же лежит в той секретной коробочке. Всё, что остаётся, - спидранить сюжет, и бить морды демонам.

Но так ли хорош этот сюжет? Как сказать… Первую его треть вас будут баловать динамичной историей, которая будет иметь шедевральную кульминацию. А дальше вам предложат череду полубессвязных событий, об итоге которых вы легко забудете в перерывах между партиями. Зачем мы должны были очистить этот артефакт? Для чего нам нужно найти способ дышать под водой? Это что серьёзно точная копия всадника без головы? Что он тут делает?

И приведёт это… к концовке. Звучит глупо, но добавить и правда нечего. Катарсис от завершения долгого путешествия вы испытаете, а вот удовольствие от раскрытия всех сюжетных нюансов - нет. Хорошо хоть, что всё это не было "сном собаки" - и на том спасибо.

Подытожим: огромное количество компонентов, за которыми надо следить, игровые механики, которые интересны, только пока ты не узнал о них всё, и посредственный сюжет. Нельзя сказать, что потраченного на игру времени было жаль, но осадочек остался. Если подготовка к заданию выглядит настолько нудной, что вы коллективно решаете пропустить его - хорошей такую игру назвать сложно.

К этому моменту вы, вероятно, возмутитесь: "Нам обещали обзор Frosthaven, а не "Мрачной Гавани"! Где обещанный контент?". Что ж, раскрою карты: такая длительная ретроспектива Gloomhaven была необходима, потому что - сюрприз! - Frosthaven не исправил всех проблем оригинала. Но давайте по порядку.

Скажу сразу: сюжетных деталей "Фроста" в этом обзоре не будет. Во-первых, никто не любит спойлеры, а во-вторых, я уже предположил, сколько уйдёт на полное прохождение. Ограничимся лишь тем, что Frosthaven - приквел "Мрачной гавани", а игроки берут на себя роль наёмных "побегушников" пограничного городка "Морозная Гавань", находящегося в ледяных пустошах за горными хребтами оригинала.

Игрокам щедро насыпали ещё 17 новых классов персонажей, каждый из которых может похвастаться гораздо более усложнёнными действиями, чем в оригинале. Отныне каждый класс представляет собой настоящий логический пазл, который предстоит решить для успешной игры. Чего стоит один только стартовый "перевёртыш", имеющий две разные колоды действий для двух своих личностей! Стоит отметить, что Айзек Чилдрес и его команда геймдизайнеров постарались на славу: сделать абсолютно ту же самую игру интересной заново - задача крайне нетривиальная, и они справились на отлично. Не пройдя и трети игры, сложно рассуждать о продвинутых классах, которые сперва надо открыть. Но когда откроешь хотя бы один, становится очевидно - это новый уровень геймплея. Такого разнообразия нет даже в асимметричной ROOT, и стремление узнать, какого ещё волшебства насыпано в конверты с персонажами, будет съедать вас без остатка.

Разумеется, с новыми персонажами приходят и новые враги, и интересно здесь не столько их видовое разнообразие, сколько обилие новых способностей. Поверьте, вы не раз успеете удивиться, ужаснуться и побледнеть от того, что теперь умеет игровой зверинец. Прогресс сложности начинает напоминать аниме JoJo’s Bizarre Adventures, где с каждым сезоном способности антагонистов будут становиться всё сильнее и абсурднее.

Сильнее всего изменился этап отдыха между миссиями. В отличие от "Мрачняка", поселение Морозная Гавань в нашем полном распоряжении, и состояние его крайне плачевное. Стены обвалились, инфраструктура в упадке, большая часть домов разрушена, бюджеты на восстановление попилены. И поскольку игрокам предстоит в прямом и в переносном смысле жить здесь, задача привести город в приемлемое состояние лежит на плечах игроков.

Внутриигровой валютой теперь служат не только монеты, но и ценные ресурсы, используя которые вы будете возводить в городе новые постройки, прокачивать старые и… крафтить. Да, во Frosthaven завезли полноценную систему крафта предметов и зелий. В полярном захолустье нет богатых рынков, поэтому чертежи и ингредиенты здесь могут быть дороже денег. Постройки открывают новые бонусы для вашего отряда, повышают благосостояние города и его защищённость от снующих в ледяной пурге чудовищ. Варка зелий представляет собой мини-игру, в которой придётся смешивать разные компоненты, а затем вскрывать окошки на специальном календаре, чтобы узнать, что у вас получилось. Работает это в точности так, как и задумано - иногда хочется потратить абсолютно все накопленные ресурсы просто на то, чтобы узнать о тайнах календаря зельеварения. Кому нужна городская администрация, когда можно воплотить четверостишие "…охапку дров и плов готов!" в реальность?

Суровый климат Морозной Гавани выражается не только в "ледяной" тематике графического дизайна. Теперь в игре есть трек времени, отсчитывающий дни до прихода зимы. Нет, с её наступлением к вам не нагрянет армия мертвецов, как в "Игре Престолов", но подготовиться к ней всё же стоит. Летняя колода городских и дорожных событий сменится на зимнюю, и происходящие в ней события будут отнюдь не в вашу пользу.

Потеряться в своём месте в рамках сюжета стало сложнее. Последовательность как сюжетных, так и второстепенных заданий теперь имеет полноценную "дорожную карту" в виде всё того же календаря с открываемыми окошками. Больше вы не сможете проспойлерить себе все локации игры разом, бросив случайный взгляд на лист с наклейками для карты мира - игра тщательно охраняет свои секреты.

Сами миссии теперь расставляются постепенно - данные для подготовки теперь разбиты на две книги, и вам не будет доступен обзор всей локации разом. Это добавляет интересный, пускай и не всегда честный, челлендж - вы можете быть сколь угодно крутыми и прокачанными защитниками Морозной Гавани, но даже вам может не хватить карт действий на внезапно большое подземелье.

На этом нововведения заканчиваются. Чем же ещё забита 15-килограммовая коробка?

 

Зачем? Для чего было доверху набивать здоровенную коробку картонными жетонами здоровья, статусов, эффектов, атак монстров и прочей ерундой? Проблема admin-а в Gloomhaven была понятна - проба пера большой и амбициозной игры во времена, когда настольщики относятся к цифровым приложениям с презрением.

Но времена поменялись, admin Мрачной Гавани был настолько велик, что даже самые стойкие перешли на созданное фанатами приложение, убирающее необходимость в отслеживании огромного количества жетонов, эффектов и атак. У Cephalofair Games было несколько лет на то, чтобы обдумать и исправить ошибки оригинала, они даже выпустили собственное платное приложение, но всё равно решили добавить в коробку несколько килограммов ненужной макулатуры, чтобы немногие настольные пуристы не изошли на фекальные массы.

И без того муторная "бухгалтерия" Gloomhaven в сиквеле разрослась ещё сильнее из-за новых элементов и механик. Даже содержимое разбросанных по игровым локациям сумок с лутом нужно собирать из карточек на каждую миссию индивидуально из немаленькой такой колоды. Frosthaven больше не задорный настольный аналог Diablo, а целая экосистема. Сделана эта экосистема, увы, на костылях предыдущей игры. Айзек Чилдрес мог бы разделить версии для приложения и для пуристов, сделав коробку без лишнего картона более дешёвой - чудеса краудфандинга могут и это. Более того, сами Cephalofair Games когда-то предлагали две версии Gloomhaven, правда, там разница была в наличии пластиковых миниатюр персонажей.

Но этого не произошло, и игрокам предлагают купить как целую кучу ненужного хлама, так и цифровой способ от него избавиться. Браво!

Можно до посинения спорить о том, что все эти проблемы - лишь придирки. Мало какая настолка предлагает вам потеряться в ней на пару лет. Даже внушительный ценник в 38 000 руб. в магазинах третьих лиц выглядит оправданно, если разбить его на количество получаемого удовольствия. Но проблема искусственно раздутых кикстартерных настолок реальна, как бы сильно её ни хотелось игнорировать. И хотя Frosthaven честен со своими покупателями, его можно было сделать не таким громоздким и значительно более дешёвым.

Получается, что при написании обзора к игре был сплошной негатив? Зачем вообще обозревать игру, которую не любишь?

Потому что это неправда. Я люблю Gloomhaven, даже со всеми его проблемами. Я люблю Frosthaven ещё сильнее, потому что новые механики держат интерес игроков гораздо дольше, а новый сюжет (во всяком случае пока что) выглядит гораздо более целостным. Но улучшив то, что работало хорошо и добавив ещё гору контента сверху, "Морозная Гавань" не починила то, что было сломано в оригинале. И порой это просто выводит из себя.

Gloomhaven и без этого был игрой не для всех. Для кого же тогда создавался Frosthaven? Для ещё более узкого круга лиц, которые ПРОШЛИ "Мрачную Гавань", прошли её эпилог в виде дополнения, возможно, прошли мини-приквел "Челюсти льва", и им всё еще не хватило. Для коллекционеров, которые любят видеть огромные кикстартерные коробки с настолками на икеевских шкафах CALLAX. Для перекупов, которые мечтают заработать на двух предыдущих категориях.

Но не для обычных настольщиков. Если вы никогда не играли в "Мрачную Гавань" - не приближайтесь к Frosthaven. Если вам понравился "Глум", но вы его не прошли и теперь засматриваетесь на яркую, красивую коробку с "Фростом" - просто допройдите оригинал. Если вам очень хочется пережить настольное приключение, но боитесь, что вам не понравится - сыграйте в "Gloomhaven: Мрачная Гавань - Челюсти льва". В разы более дешёвая и короткая игра, которую вы реально сможете пройти в приемлемый срок и оценить, нравится вам игромеханика "Гавани" или нет.

А если вы пристрастились к вселенной Мрачной Гавани настолько, что испробовали все варианты, купили огромное фанатское дополнение Crimson Scales, следите за выходами кастомных сценариев и вообще жить не можете без возможности пройти ещё одно подземелье и вскрыть ещё одну секретную коробку - добро пожаловать в ледяные пустоши за Медными Хребтами.

Frosthaven ждёт.

Источники фото: https://boardgamegeek.com/

Читайте также