Секреты актёрского мастерства в Омск привезли педагоги ГИТИСа. Профессионалы одного из главных театральных вузов страны провели в нашем городе прослушивания и серию мастер-классов для студентов и артистов.
В преподавании сценических дисциплин всегда важен педагог - мастер. Большую роль играет его субъективный подход к методике и непосредственно личное участие в процессе обучения студентов.
- Наша гитисовская методология без ложной скромности - начало русского театра. Я получила её от своего мастера, а он в своё время от своего - Марии Иосифовны Кнебель. Ни много ни мало, мы находимся в двух рукопожатиях от Станиславского. Педагогу важно понимать исключительность профессии. Педагог и врач - благородные, но очень часто неблагодарные профессии. Но сегодня они очень важны. И вопрос педагогических кадров стоит очень остро, - рассказала проректор по учебной и воспитательной работе, старший преподаватель ГИТИСа Эдита Тибилова. - Актёрская профессия при всей своей лёгкости требует спартанской дисциплины. Хотя мы и говорим всегда, что научить нельзя, можно лишь научиться. Я думаю, в этом мы где-то лукавим, как педагоги мы отдаёмся работе без остатка. Как говорит мой мастер, если до прихода в ГИТИС мы чего-то не знали - это было нашей бедой, а если после - это стало нашей виной. Потому что нам всё это дали, а мы разрешили себе не взять и не выковать из себя стоящих артистов.
Сформировать правильное отношение к работе - не дать актёру относиться к себе через запятую. Заложить в ещё начинающего артиста ответственность, отучить его лениться и показать всю важность постоянного саморазвития - вот главные цели театральных педагогов.
- Осознанность в нашей профессии важна, ведь на твой результат влияет всё: выспался/не выспался, отношения с родственниками. Сегодня мы узнали, что особенно важно понимать, кто мы есть. Актёрам нельзя быть просто людьми: ты либо мужчина, либо женщина. Энергетика, которую ты примешь, может сыграть на сцене важную роль. Разная природа, постоянное желание друг друга и столкновения друг с другом - вот правда человеческих отношений, - поделилась студентка третьего курса актёрского факультета ОмГУ Анастасия Лобова.
Работать над ролью от внутреннего к внешнему или наоборот - решать артистам, но совершенное владение своим телом и реакцией - обязательное условие профессии.
- Сегодня мы поняли, что у нас в группе страдает внимание. Будем повышать, потому что на сцене необходимо следить не только за собой - есть сцена, партнёр, декорации, которые нужно видеть, - отметил студент первого курса Иван Мельников.
- Чувствуется, что приоритеты у разных мастеров различны. Наш режиссёр больше уделяет времени тому, чтобы мы научились верить в предлагаемые обстоятельства. У Эдиты Анатольевны в приоритете единение тела и сознательности. Наверное, всё рождается внутри тебя, но без физических аспектов ты не будешь артистом. Тело, жесты, пластика должны быть точно выверены, всегда должны быть к месту - не должно быть лишних движений. Ты должен чувствовать своё тело от кончиков пальцев ног и до макушки, - поделилась студентка актёрского факультета Анастасия Поплевичева.
Ощущать себя здесь и сейчас - в предлагаемых обстоятельствах и в логике персонажа - навыки непростые, но роль сама над собой не поработает. Труд и постоянное обращение к литературным источникам - вот секреты мастеров сцены. Иногда, чтобы спектакль "задышал", нужно 200 раз чисто механически переписать свои реплики и поменять режиссёрские задачи.
- Когда ты серьёзно относишься даже к массовой роли, приходит осознание того, что ты важная часть большого механизма, что спектакль без тебя не соберётся. Даже если у тебя небольшая роль - ты зачем-то прописан. Твои диалоги и мысли - текст есть. Даже если текста нет, ты зачем-то есть, - отметил студент третьего курса Пётр Палатов.
-Писатель не пишет стихи, когда ему всё равно. Произведение - это внутренняя боль. Тебя всегда что-то должно волновать - это естественный толчок к действиям. Если у тебя всё спокойно, то ты в комфортной обстановке и тебе не о чем сказать, - поделилась студентка Софья Крюкова.
По словам профессионалов, на сцене артисту постоянно необходимо быть занятым: делом, партнёром, событием, но никак не собой. Как только появляется мысль: "Зачем моему герою идти направо?", зритель уже готов на свинцовое "не верю".
Простые, но действенные рекомендации оставили омским коллегам профессионалы ГИТИСа, которые за три дня в городе успели и прослушать желающих поступить в театральный институт, и провести мастер-классы для студентов и артистов Омского музыкального театра. Но для самого ГИТИСа важно было не только собирать лучших абитуриентов по всей стране, но и способствовать их последующему возвращению в родной город. Для того чтобы пройти прослушивание в театральный вуз, омичи готовы даже бегать по лестнице.
Фото: Елизавета Медведева