"Людям нравятся чёрный юмор и сцены насилия, но они это тщательно скрывают". Как Тарантино стал феноменом?
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 27 марта 2023, 11:49  •  печать

"Людям нравятся чёрный юмор и сцены насилия, но они это тщательно скрывают". Как Тарантино стал феноменом?

Сегодня, 27 марта, свой 60-й день рождения празднует значимая фигура на постмодернистском пространстве, режиссёр, чьи фильмы смотрел, пожалуй, каждый и чей стиль настолько узнаваем, что спровоцировал целую армию подражателей. Возможно, вы догадались, что речь пойдёт об американском кинорежиссёре Квентине Тарантино.

Мы узнали у киноведов и режиссёров, как Тарантино удалось, используя жестокие сцены, большой хронометраж (например, фильм "Убить Билла" имеет 2 части продолжительностью более 4 часов) и зачастую откровенно неполиткорректный юмор, завоевать сердца тысяч зрителей.

Кто-то говорит, что секрет успеха бывшего продавца кассет на Манхэттен-Бич в его умении завернуть детские представления о справедливости в экшен, а кто-то ссылается исключительно на его гениальность.

Сергей Токарев, режиссёр, основатель студии "ТоКИНО":

- Квентин Тарантино - один из первых, кто начал придавать форму такому жанру, как боевик. Возможно, он понял, что стрелять без смысла не стоит, а стрелять с особым смыслом более увлекательно. То есть главный герой не просто бандит, а он Библию цитирует с оружием в руках (сцена из фильма "Криминальное чтиво", 1984 (18+) - прим. ред.), у него есть философские умозаключения, поэтому за ним так интересно наблюдать. При этом в его картинах есть место абсурду, юмору и, конечно, кровавому зрелищу. Тарантино мастерски выстраивает форму своих фильмов из этих компонентов.

Скриншот из фильма "Криминальное чтиво", 1994 год, произодство A Band Apart, Jersey Films, режиссёр Квентин Тарантино

Евгений Матейко, ведущий киногостиной The Big Apple:

- Тарантино талантливый. Да и вообще, скажем прямо, он - гений. Квентин затрагивает в своих фильмах злободневные темы. Поэтому он остаётся свежим и оригинальным. Во-вторых, он подаёт кино как то, что вы никогда больше нигде и ни у кого не увидите, и это подкупает. То есть, такой маркетинговый ход - возбуждать интерес зрителя. В-третьих, как я думаю, Тарантино вскрывает для зрителей что-то новое неожиданное, это может быть взгляд на какую-то проблему, особый ракурс. Ну и этот режиссёр не изменяет себе - его фильмы на протяжении всего времени сохраняют свой стиль и почерк. Это привлекает, влюбляет и делает тебя его поклонником

Картины Квентина пестрят циничным чёрным юмором, иногда встречаются шутки "с характерно расистским оттенком", за что многие критикуют режиссёра. Так, яркими примерами могут послужить "Джанго освобождённый", 2012 (18+) и "Бесславные ублюдки", 2009 (18+). Однако стоит ли воспринимать услышанное и увиденное в фильмах Квентина буквально и подвергать сами картины этическому анализу? Мнения кино знатоков разделились.

Скриншот из фильма "Джанго освобождённый", 2012 год, произодство A Band Apart, Columbia Pictures, режиссёр Квентин Тарантино

Сергей Токарев:

- Чёрный юмор Квентина - радикальная форма честности. Хронометраж фильма ограничен, поэтому это наиболее быстрый способ добраться до эмоций большинства зрителей. Но это может и оттолкнуть. Есть режиссёры, которые берут этот приём за основу, но часто делают плохое кино. В случае с именинником - он умело пользуется этим инструментом.

Александр Кузовков, режиссёр кино:

- Наверное, потому что людям нравятся чёрный юмор, сцены насилия и ксенофобия в той или иной степени. Хоть они и тщательно это скрывают.

Евгений Матейко:

- Мы смеёмся в фильмах Тарантино над тем, над чем мы в обычной нашей современной жизни, смеяться, скорее всего, бы не стали. Герои Тарантино зачастую попадают в нелепые гротескные ситуации. Кстати, это часто отсылки к элементам немого кино - Бастера Китона и Чарльза Чаплина. Они, как и герои Тарантино, попадают в нелепые и почти невозможные ситуации, поэтому это вызывает улыбку и смех. И стоит учитывать предпочтения российского зрителя. В картинах много смеха сквозь слёзы. Как говорится: было бы смешно, если бы не было так печально. Такой юмор близок нашему зрителю.

Изобилие жестоких сцен - ещё одна художественная черта, которой славятся фильмы Тарантино. В своём интервью 1994 г. Чарли Роуз он говорит, что замечания людей о наличии большого количества насилия в его кино - большой комплимент и знак качества для него. Как же так, спросите вы: один из самых великих режиссёров - садист? Всё не так просто, уверены эксперты.

Скриншот из фильма "Бесславные ублюдки", 2009 год, произодство The Weinstein Company, Universal Pictures, режиссёр Квентин Тарантино

Тася Филина, киновед, автор телеграм-канала "Кинозапой":

- Зрители знают, что идут смотреть игру. А Тарантино никогда не скрывал, что играет в симуляцию побоищ. Создаёт подобие жанра уся (жанр китайского фэнтези с упором на единоборства - прим. ред.) с американским налётом. При этом насилие у Тарантино, например, как в "Однажды в Голливуде", 2019 (18+) - своеобразная разрядка после долгого ожидания и нагнетания.

Ксения Савченко, библиотекарь, ведущая кинолектория "Кино с акцентом":

- Сцены насилия, обсценная лексика, неполиткорректность - такие же инструменты воздействия на зрителя, как использование музыки, слом четвёртой стены или особенный стиль монтажа. Сами по себе сцены насилия в фильмах Тарантино не сработали бы в других фильмах, при других сценариях, потому что не произвели бы нужного эффекта. "Бешеные псы", 1992 (18+) могли бы вполне обойтись без сцен, в которых мистер Блондин пытает и собирается убить захваченного в плен полицейского, но эти сцены важны по двум причинам. Первая причина - это момент характеристики персонажа, и он выглядит с точки зрения воздействия на зрителя гораздо мощнее, чем любой другой. Сцена, в которой мы видим, на что способен мистер Блондин, гораздо действеннее, чем сцена, в которой мы бы об этом услышали или увидели только последствия его поступков. Вторая причина необходимости этой сцены в том, что она является катализатором дальнейшего действия, а её исход характеризует уже мистера Оранжевого. Эти сцены выглядят органично в "Бешеных псах", поэтому ощущение страха, шока вызывают не оружие, а персонажи, которые это оружие используют.

Скриншот из фильма "Бешеные псы", 1991 год, произодство Live America Inc., Dog Eat Dog Productions, режиссёр Квентин Тарантино

Евгений Матейко:

- У Тарантино зло с насилием, но и добро с кулаками. Герои Квентина так защищают себя или спасают кого-то. А ещё, если вы заметили, битвы у него в фильмах часто происходят в виде дуэлей - 1 на 1, кто кого. Это честно и благородно со стороны режиссёра.

Внимательный зритель при просмотре картин Тарантино мог заметить, что почти во всех фильмах, где Квентин выступает в роли режиссёра, он и сам снимается, причём не в главных, а в эпизодических, на первый взгляд, неприметных ролях.

Ксения Савченко:

- Появление в собственных фильмах или камео - это распространённая "мода" среди режиссёров. Например, в каждом своём фильме снимался Альфред Хичкок. Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов, Джордж Лукас, Питер Джексон и Такэси Китано тоже любили и любят появляться в кадре своих фильмов. Почему и зачем режиссёрам интересно сниматься в своих фильмах? Возможно, это гордость или, наоборот, самоирония, здесь зависит от каждого конкретного появления в кадре.

Скриншот из фильма "Криминальное чтиво", 1994 год, произодство A Band Apart, Jersey Films, режиссёр Квентин Тарантино

Тася Филина:

- Режиссёры любят оставлять "пасхалки" в фильмах как образцовые рассказчики, и себя в некоем ключе оставить так же. Быть частью произведения, приобщиться к действу - может казаться ритуальным для Квентина. При том, Квентин такой фактурный образ, смотрится пикантно и органично рядом с Винсентом Вегой, например.

Евгений Матейко:

- Тарантино с детства мечтал стать актёром и даже получил образование, поэтому ему, наверное, просто хочется побыть по ту сторону камеры. И знаете, я слышал историю, не знаю, может быть, это байка, но тем менее. Когда Тарантино снимал свой первый фильм - "Бешеные псы", то ему не хватало актёров. А он принципиально хотел, чтобы грабителей было 8. Поэтому он просто вошёл в кадр и сыграл пусть маленькую эпизодическую, но всё равно очень запоминающуюся роль.

Возможно, Тарантино единственный в своём роде изобретатель такого эклектического стиля и ему нет равных, однако мы постарались найти тех, кого по мощи воздействия на зрителя можно поставить с ним на один пьедестал.

Скриншот из фильма "Бешеные псы", 1991 год, произодство Live America Inc., Dog Eat Dog Productions, режиссёр Квентин Тарантино

Сергей Токарев:

- Конечно, Тарантино не абсолютная величина, если рассматривать кинематограф в целом. А если говорить о конкуренции внутри жанра, то и тут есть равные имена: Гай Ричи и Мартин Скорсезе.

Ксения Савченко:

- Когда мы говорим о режиссёрах, равных Тарантино, Скорсезе или Кэмерону, мы говорим, о величине таланта или о продолжателях традиции, жанра или стиля? В настоящее время благодаря более доступным и простым способам проката фильма работы многих режиссёров и студий стали более доступны зрителям. Среди режиссёров 2010-х и 2020-х гг. есть достойные имена: от снявших по фильму или больше в кинофраншизе "Марвел" Хлои Джао, Джеймса Ганна и Тайки Вайтити до специализирующихся на ужасах Андреса Мускетти, Ари Астера и Джордана Пила. Мне лично нравятся работы Вайтити, Астера и Пила благодаря узнаваемому режиссёрскому почерку.

Александр Кузовков:

- Конечно, есть равные. И эти имена у нас на слуху. Джеймс Кэмерон, Стивен Спилберг, Роберт Родригес, Стэнли Кубрик, Дэвид Линч, Сарик Андреасян, Уэс Андерсон и многие, многие другие. Все, кто имеет свой уникальный стиль.

Скриншот из фильма "Отель "Гранд Будапешт"", 2014 год, произодство American Empirical Pictures, Babelsberg Film GmbH, TSG Entertainment и Indian Paintbrush, режиссёр Уэс Андерсон

Евгений Матейко:

- Сравнение - дело неблагодарное. До Тарантино никто так не снимал, а после это в любом случае это будет подражание. Наверное, по мощи воздействия и по духу - Алексей Балабанов. Он абсолютно культовый режиссёр и личность. Но это не наш ответ Тарантино, каждый снимает по-своему, безусловно. Но хорошо, что Балабанов у нас есть. А Тарантино великолепен, и, наверное, не стоит его ни с кем сравнивать. У него свой мир, своя вселенная.

10 фильмов. Именно столько и не больше пообещал снять Тарантино, после чего он должен уйти в отставку. Позицию режиссёр объясняет тем, что хочет покинуть кинематограф на вершине своей карьеры. Кстати, недавно стало известно, что сценарий к последней кинокартине Квентина уже завершен. Подходит ли эпоха Тарантино к концу? Мнения экспертов вновь расходятся.

Тася Филина:

- Нет ощущения, что эпоха начиналась. Тарантино словно ворвался в структуру кинематографа, создав прецедент, и идёт самобытным, необычным путём. Квентин словно над эпохой и модой. Он сам задаёт течение, он сам из него выходит.

Скриншот из фильма "Бешенные псы", 1991 год, произодство Live America Inc., Dog Eat Dog Productions, режиссёр Квентин Тарантино

Ксения Савченко:

- Сам Квентин Тарантино заявлял, что готов закончить свою карьеру, после того, как снимет десять фильмов. Является ли карьера Тарантино, начавшаяся в 1990-е годы и ещё не завершившаяся в 2020-е, эпохой? Мне кажется, что Квентин Тарантино - режиссёр вне времени, и его фильмы будут популярны ещё десятилетиями после его решения завершить карьеру.

Евгений Матейко:

- Я думаю, энергия и неуёмная тяга к творчеству не даст Тарантино закончить совсем. Возможно, он возьмёт паузу, может быть, достаточно длинную, а потом явит миру что-то совершенно невообразимое и потрясающее. Каждый фильм Тарантино, какой бы он ни был, - это событие. Событие, которое стоит смотреть, ждать и выделять что-то для себя.


А как вы относитесь к фильмам Тарантино? Напишите в комментариях.

Главное фото: скриншот из фильма "Криминальное чтиво", 1994 год, произодство A Band Apart, Jersey Films, режиссёр Квентин Тарантино

Читайте также