Мосты без проектов, фильмы без сценария. Члены жюри фестиваля "Движение" обсудили проблемы кино
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 29 апреля 2016, 12:31  •  печать

Мосты без проектов, фильмы без сценария. Члены жюри фестиваля "Движение" обсудили проблемы кино

Известные режиссёры и продюсеры, приехавшие в Омск на кинофестиваль "Движение", пытались выяснить, почему российскому кино сегодня не хватает серьёзных сценариев и есть ли вообще на них заказ у киноиндустрии и зрителей.

В Омске проходит четвёртый Национальный кинофестиваль дебютов "Движение", президентом которого является Артём Михалков. До конца недели в кинотеатрах города омичам будет представлено более 30 фильмов, большая часть которых - дебютные работы молодых режиссёров.

В первый день кинофорума зрители уже успели познакомиться с одной из самых любопытных по сюжету картин неигрового конкурса - фильмом Михаила Бушкова "Русский тур". Он рассказывает о том, как группа европейских авангардно-джазовых музыкантов отправляется в концертный тур на автобусе через всю Россию - от Москвы до Владивостока. Кроме этого, было показано два фильма из секции полнометражного игрового кино - "Дачники" и "Феррум". Вчера свои дебютные работы представили Надежда Михалкова и сёстры Катя и Даша Носик.

По инициативе Союза кинематографистов России в рамках форума также прошёл круглый стол "Нужна ли цензура в российском кино?", а вчера звёздное жюри и участники фестиваля встретились, чтобы обсудить вопрос о том, что происходит в современной кинодраматургии. 

Как отметил модератор встречи, программный директор "Движения" Стас Тыркин, без хорошего сценариста не может быть полноценного кино, и для этого достаточно проследить, что происходит с хорошим режиссёром, когда он остаётся без "своего" сценариста. В качестве примера кинокритик привёл поздние фильмы Эльдара Рязанова, созданные уже без участия сценариста Эмиля Брагинского, а также "красноречивое молчание" Вадима Абдрашитова в связи с переквалификацией Александра Миндадзе из сценариста в кинорежиссёра. Избавляясь от рудиментов "литературщины", современные российские сценаристы, по словам Тыркина, пишут "лесенкой", как в Голливуде, однако наша киноиндустрия по-прежнему мало похожа на западную, и "хороших сценарных идей кот наплакал".

Даже самые высокооплачиваемые наши сценаристы способны, кажется, только на это. Последний пример - "Экипаж" Николая Лебедева. Сценарий - явно не лучшая составляющая этого, без сомнения, главного и лучшего отечественного блокбастера. <…>. Вообще не раз приходилось слышать от известных режиссёров, запускающихся с сырым сценарием: "На съёмках доделаем!". Это примерно то же самое, что начинать строить мост с сырым проектом: может, упадет, а может, и нет. Нормальное российское "авось". Стоит ли удивляться, что рухнули практически все российские блокбастеры? - высказался он.

Член жюри фестиваля "Движение", кинорежиссёр и сценарист Алексей Мизгирёв, работавший над авторским кино, отметил, что существует проблема в нарушении взаимоотношений между авторами картин и реальностью. Фестивальное кино, по его словам, раньше было иное и даже картины "Кинотавра" семилетней давности отличаются от нынешних работ.

Реальность на экране у нас вообще не представлена, и говорить о том, что лучше, а что хуже, на мой взгляд, бессмысленно. Причём корни этого не лежат только в авторах - зритель сам повёрнут спиной к реальности, и меньше всего он хочет смотреть на самого себя и то, что его окружает. У него нет этого социального запроса в том, чтобы увидеть и узнать себя на экране. У нас всё опрокинуто либо в историческую перспективу, либо это сериал с намёком на реальность, но сделанный в глянцевом виде. <…> Сейчас всё устроено по Эйнштейну - появляются какие-то архаичного содержания фильмы. Драматургия о маленьких волосатых людях - это скучно. Это клишированное действие.

Стас Тыркин, Роман Борисевич и Алексей Мизгирёв

Сейчас в расцветающей отечественной индустрии телесериалов востребован именно "труд" - неблагодарный труд сценаристов, и драматургия ушла из кино на телевидение. Как отметил кинопродюсер Игорь Мишин, генеральный директор ТНТ, в середине 90-х много людей хотели научиться быть сценаристами и снимать кино, однако тогда запроса на их работу не было.

Был хронологический разрыв в полтора десятилетия. В 95 году было много людей, которые хотели писать сценарии, а потом случился провал. В последние же годы объём средств на телевидении увеличился в десятки раз - а писать некому. В результате получилось, что человек, который должен написать 40 сценариев в стол и только 41-й продать, получает деньги уже за первый-второй. У нас нет конкуренции! Просто сценаристов должно быть в десятки раз больше, чтобы мы могли намного больше сценариев отсеивать. Но ситуация уже улучшается, и через 10 лет она будет совершенно другой. Я совершенно позитивно смотрю на то, что по драматургической мощи и по тому, как российское кино и телесериалы могут вновь производить эффект на зрителя, он будет плакать и даже пересматривать их. Тяга русских людей к драматизации личной и общественной жизни выше, чем у среднестатистического зрителя Соединенных Штатов.

Аудитория у экрана, по его словам, делится на две категории - та, которая хочет посмотреть на реальную жизнь, и та, которая от неё устала, и хочет увидеть на экране реальную жизнь, но уже со сказочным подтекстом.

Игорь Мишин

Человек вправе определять свой вкусовой ориентир, и трудно ему в этом отказать. Здесь возрастной вопрос. В 25 лет, когда либидо по максимуму, зритель хочет смотреть жизнь как она есть, в 30 плюс - люди уже пожили, соплей на кулак намотали, им надоела реальная жизнь, в которой они уже пожили, и им подавай сказку. Женщины в 40 плюс уже смотрят длинную деревенскую сказку про любовь, в которой реальной жизни уже вообще нет. И в этом им нельзя отказать. Поэтому удержание зрителя с точки зрения качества драматургии - это вопрос уже конкурентной борьбы, и тем интересней.

Не уличённый пока в работе на телевидении продюсер Роман Борисевич, "сделавший практически всю классику русского кино", изучил не одну тысячу сценариев. Он уверен, что именно сценарий является основой кино, однако в последних российских картинах работы над ним не видно.

В Советском Союзе задачи ставило государство, и функция кинематографа была просветительская, патриотическая и, наверное, производственная. Я согласен, что наш кинематограф был в своё время брошен, бесхозный, было слишком мало времени вырастить тех драматургов, режиссёров и продюсеров в том числе, которые могли бы формировать среду. Сейчас есть социальный заказ на фильмы-события, потерялся государственный заказ на создание каких-то интересных, с точки зрения качественной драматургии и хорошего сценария, художественных фильмов. Я не хотел бы обижать коллег с телеканала, я крайне положительно к ним отношусь, но кино и сериалы должны быть разные, и у каждого наверняка есть свой зритель. Но в моём понимании, каналы однобоко исполняют заказ, у них есть своя аудитория, и они за неё борются. Другая часть аудитории, к которой отношусь я и бо́льшая часть сидящих здесь, - другой запрос. Я продолжаю смотреть развлекательное кино, но сейчас меня тянет больше в драму и к высокохудожественному кино.

ЗВЕЗДА "ИНТЕРНОВ" ПРОШЛА В ОМСКЕ КУРС ФЛОРИСТИКИ

НАДЕЖДА МИХАЛКОВА ПРИЕХАЛА В ОМСК ПОДДЕРЖАТЬ БРАТА

Фото: Илья Петров

Читайте также