В Омске стартовал Четвёртый Национальный кинофестиваль дебютов "Движение". Церемония открытия фестиваля состоялась накануне в омском Драмтеатре, а сегодня омичи начали знакомиться с работами молодых режиссёров и картинами уже признанных российских мастеров. По инициативе Союза кинематографистов России в рамках кинофорума прошёл круглый стол "Нужна ли цензура в российском кино?", на котором режиссёры, продюсеры и кинокритики обсудили неоднозначную тему ограничений и запретов в кино.
Модератором встречи выступил киноэксперт, первый заместитель председателя Союза кинематографистов России Олег Иванов. Он привёл несколько мнений о цензуре известных кинорежиссёров. Так, советский и российский кинорежиссёр Геннадий Полока считал, что нужна, прежде всего, нравственная цензура, а кинорежиссёр Вадим Абдрашитов относился к ней скорее как к данности.
Олег Иванов
Государство даёт деньги и что-то за это требует, вопрос только в том, кто олицетворяет государство: умный прогрессивный редактор или неграмотный чиновник, хотя ещё не ясно, с кем лучше иметь дело, - привёл слова режиссёра Олег Иванов. - У меня самого нет определённой точки зрения за или против цензуры, мне интересно то, какие аргументы возникают. И возможно, что мы сегодня придём к какому-то единому мнению хотя бы по основным смыслам.
Режиссёр Наталия Мещанинова, в прошлом году завоевавшая Гран-при "Движения" за "пилотные эпизоды" сериала "Красные браслеты", а в этом году оценивающая в составе жюри конкурсную программу, уверена, что кино, которое не содержит мат, не получает прокатное удостоверение. В отношении её работы как раз и было нарушение 2-й статьи Конституции.
Фильм не вышел на большой экран и оказался только в интернете, доступный скачиванию пиратским способом. Многие киноклубы его не показывали, потому что боялись быть оштрафованными за то, что больше 20 человек пришло посмотреть совершенно бесплатное кино, - говорит Мещанинова. - Здесь нарушены причинно-следственные связи: если вы запретите мат в кино, это не значит, что дети перестанут на улице его употреблять. Это совсем разные пути.
Стас Тыркин и Наталия Мещанинова
Редактор, креативный продюсер, программный директор образовательного центра "Культбюро" Анна Гудкова считает, что должно быть другое кино, не скованное никакими запретами.
Оно ищет язык и попытки отразить реальность в себе. И всё, что есть в реальности, - это как диагностика: описание, поиск, выход из ситуации, и она должна быть отражена на экране. Без диагностики невозможно лечение, и такого рода острое кино эту диагностику проводит. Либо мы не будем диагностировать общественные проблемы, сложности и болезненные ситуации, не ругаясь матом, то есть, не показывая грязные улицы и не разговаривая о национальных конфликтах, либо мы вынесем всё это наружу, и это позволит нам создавать гораздо более здоровое общество с гораздо более интересным искусством, - считает редактор.
Программный директор фестиваля "Движение" кинокритик Стас Тыркин выступил также против цензуры и ограничений, отметив, что на экраны должен выходить продукт, не противоречащий Уголовному и Административному кодексам России. Как рассказал кинокритик, он как раз и стал жертвой неоднозначной политики в сфере цензуры в российской киноиндустрии.
Я в своё время стал заикаться, посмотрев сказку студии Горького. Может быть, это настолько страшный и плохо сделанный был фильм. Ну давайте закроем студию и не будем показывать эти фильмы. Поэтому и стал критиком, испуганным на всю жизнь российским кинематографом. Всё сугубо индивидуально, и вопросы рейтингов, на мой взгляд, есть, как и в любой развитой стране. Так что давайте их придерживаться, и придерживаться статьи Конституции, - отметил он.