Речь всего об одной статье Кодекса об административных правонарушениях РФ - 8.52 "Несоблюдение требований к содержанию животных", но кроется за ней гораздо больше, чем знают большинство владельцев питомцев. Сама статья появилась в июне прошлого года, о чём подробно рассказывал "Омск Здесь". В части первой норма вводила денежную ответственность владельцев, физических или юридических за отсутствие ухода, контроля численности потомства, а также за брошенных животных. В части второй в поле зрения закона наконец попали случаи жестокого обращения, когда жизнь и здоровье питомца подвергались опасности, но фактически смерть не наступала. Часть третья касалась вреда, причинённого питомцем людям или имуществу.
Нововведение связано с тем, что раньше применение части 1 статьи 8.52 не распространялось на требования содержания домашних животных, изложенные в статье 13 федерального закона № 498-ФЗ об ответственном обращении с животными, который считается в этой сфере базовым.
Требования, например, регламентируют условия проживания питомца в многоквартирном доме, выгул и самовыгул, в том числе запрет на выгул без намордника, если это потенциально опасная собака, уборку продуктов жизнедеятельности животного (полный текст требований приводим ниже).
Да, федеральный закон обязывает наклоняться и прибирать за питомцем, если всё произошло не на личном участке. Это затруднительно сделать в случае самовыгула собаки: увы, до сих пор не для всех очевидно, что ситуация, когда любимца выпускают скитаться по улицам, опасна и для самого животного, и для окружающих.
Нормы были и раньше, но начиная с сегодняшнего дня за их несоблюдение прописаны штрафы: для граждан - до 3 тысяч рублей, для должностных лиц - до 15 тысяч рублей, для юридических лиц - до 30 тысяч рублей. Если же в момент нарушения животное находилось под присмотром другого человека или было, допустим, украдено, то владельца не накажут. Но это, конечно, надо будет доказать.
- Теперь административная ответственность должна наступать не только за нарушение общих требований к содержанию животных, но и за нарушение всех требований, перечисленных в статье 13 [№ 498-ФЗ]. Но у нас право толковать закон принадлежит административному органу и суду, поэтому практика покажет, как будут применяться эти нововведения в КоАП РФ. Составлять материалы и привлекать к ответственности должно управление ветеринарии, - прокомментировал "Омск Здесь" юрист и зоозащитник Игорь Пушкарь.
Всё это, как предполагается, должно приблизить состояние баланса между потребностями питомцев, их владельцев и остального социума. В этом контексте в Омске постепенно развивается культура содержания животных. Это и уход, и воспитание поведения в общественных местах. Но показать пример, конечно, должен человек.
- Здесь мы говорим о культуре. Точно так же как не выбрасывают бутылки в урну, так и не убирают за собакой <…>. Нужно, чтобы были конкретные штрафы, чтобы они действовали. Плюс чтобы были условия [для выгула и уборки]. Мы оставляли как-то на собачьей площадке пакетики с совочком, так даже их воруют, - делилась с "Омск Здесь" активист движения дог-френдли Анастасия Бурыгина (Минаева).
Примириться сторонам помогают дог-френдли-инициативы (или pet-friendly, если речь обо всех животных) - создание среды, где адекватно могут находиться питомцы и владельцы. Одно такое мероприятие ранее провели прямо в торговом центре, где четвероногие друзья показали и навыки дрессировки, и модные наряды. Причём фестиваль собрал не только собаководов, доказывая, что это не просто яркое события, а важное социальное явление, стимулирующее развитие общества.
К слову, 10 декабря вместе с Международным днём прав человека отмечался Международный день прав животных, главные из которых - право на жизнь и защиту от страданий. Жестокость взращивает только жестокость, причём по отношению ко всем, а не только к животным.
Что ещё изменится
В России готовят введение федерального реестра домашних животных. Петербургская инициатива получила одобрение законодателей, сообщила накануне "Парламентская газета", официальное издание Федерального собрания РФ. Потенциально речь идёт обо всех питомцах, но в первую очередь - о собаках. Предпосылки очевидны: рост числа брошенных животных, увеличение количества случаев нападений на людей.
Аналогичные реестры уже есть в Ленинградской и Московской областях, проекты нововведений рассматриваются ещё в нескольких регионах. Это государственная автоматизированная информационная система, содержащая сведения о питомцах и их владельцах, учёт которых ведёт орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора.
Правоприменительная практика подтвердила, что некоторые положения закона № 498-ФЗ вызывают разночтения в регионах и в реальности часто не выполняются. Особенно это касается регулирования численности безнадзорных животных, в том числе потерявшихся. Владельцев планируют обязать регистрировать своих питомцев. Вступление поправок, предложенных в № 498-ФЗ, ожидается 1 января 2026 года.
- Предлагаемые законопроектом изменения актуальны и будут способствовать более эффективному обеспечению безопасности людей, повышению ответственности владельцев домашних животных, а также позволят снизить возникающую социальную напряжённость между гражданами и владельцами животных, - говорится в заключении.
Требования к содержанию домашних животных
(Статья 13 № 498-ФЗ, актуальна на момент публикации)
1. При содержании домашних животных их владельцам необходимо соблюдать требования к содержанию питомцев, а также права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме.
2. Не допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности (за исключением случаев разведения и торговли; в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений; в области реабилитационных (за исключением услуг по медицинской реабилитации) и социальных услуг).
3. Предельное количество домашних животных в местах содержания определяется исходя из возможности владельца обеспечивать условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учётом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
4. Выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц.
5. При выгуле домашнего животного, за исключением собаки-проводника, сопровождающей инвалида по зрению, необходимо:
1) исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного вне мест, разрешённых для выгула (в Омске такой перечень есть, его планируется скорректировать, что порождает противоречивые мнения);
2) обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;
3) не допускать выгул животного вне мест, разрешённых для выгула животных, и соблюдать иные требования к его выгулу.
6. Выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.
7. Перечень потенциально опасных собак утверждается правительством РФ (сейчас в него входят акбаш, американский бандог, амбульдог, бразильский бульдог, булли кутта, бульдог алапахский чистокровный (отто), бэндог, волко-собачьи гибриды, волкособ (гибрид волка), гуль дог, питбульмастиф, северокавказская собака, метисы всех перечисленных пород).
8. Органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные требования к содержанию домашних животных, в том числе к их выгулу.