Общество  •  17 июня 2020, 16:33, последнее обновление 8 июля 2024, 15:36

Если память изменяет. Способы тренировки памяти

С переходом в XX веке к информационному обществу люди стали ежедневно получать большие объёмы информации. Даже появился термин - информационная перегрузка, суть которого заключается в том, что количество поступающих сведений превосходит объективные возможности восприятия их человеком.

Не мудрено, что в таких условиях память у многих из нас даёт сбой: тяжело запоминать что-то новое, да и уже когда-то выученная информация воспроизводится иногда с трудом.

Артём Зубрицкий, руководитель научно-исследовательского отдела ООО "Брейнландия", международный мастер по шахматам рассказал "Омск Здесь", как можно натренировать память и как "чертоги разума" может использовать каждый из нас.

- Какие виды памяти существуют?

- Если различать по времени воспроизведения после того, как информация была запомнена, то выделяют мгновенную, оперативную, долговременную и генетическую память. Чаще всего мы используем долговременную и оперативную память. Последняя используется для выполнения текущих задач, а после того, как всё готово, информация забывается. Пример: студент готовится к экзамену, сдаёт его, а потом всю информацию забывает.

Следующий пункт классификации - это органы чувств, которыми мы воспринимаем информацию. В связи с этим мы можем выделить визуальную, аудиальную, кинестетическую, обонятельную, вкусовую память. Если рассматривать человеческий организм более целостно, то он может воспринимать информацию не только органами чувств, но также и мышцами тела (мышечная, она же моторная память), и даже на основе вызываемых эмоций (эмоциональная память)."

Память можно различать в зависимости от типа запоминаемой информации. Есть люди, которые лучше запоминают числа, кому-то проще запоминать слова, кому-то - звуки.

- Почему у одних людей память от природы хуже, а у других - лучше?

- По той же причине, как и какой бы то ни было талант вообще, такова генетическая информация, кому что досталось. Другой вопрос в том, что, несмотря на наши изначальные данные, мы можем натренировать память.

Память начинает "тренироваться" самостоятельно с первого дня жизни человека, поэтому ограничений по возрасту для занятий не существует. По моему мнению, у нас есть какой-то запас памяти, как на жёстком диске, и пока на нём есть место, информация очень легко усваивается. Для этого нам нужна помощь со стороны родителей и учителей, чтобы с самого начала запоминать необходимое.

Наиболее эффективный критерий для того, чтобы запомнить что-либо - это встраиваемость этой информации в вашу жизнь. Тренажёр, его условия, должны быть естественными для вас. Например, запомнить номер телефона человека, его имя, электронную почту. Такое обычно требуется в рабочей обстановке. Таким образом, все те абстрактные тренажёры, которые представлены в интернете, могут быть бесполезными для многих. Нам нужно моделировать такую ситуацию, какая была бы у нас в обычной жизни. Так как я тружусь в сфере, которая занимается исследованием мозга, на турнирах, которые проводим, мы ставим участников во вполне реальные предлагаемые обстоятельства. Когда память становится "заточенной" под приём подобной информации, в реальных условиях ей будет гораздо проще справиться с таким "заданием". Чтобы тренировки имели успех, необходимо, чтобы они были регулярными.

Способ 1. Существуют классические методы тренировки памяти и хранения информации. Например, "Дворец Цицерона", который использует Шерлок Холмс, но называет его "чертоги разума". Как он работает: мы представляем себе помещение и информацию, которую хотим запомнить, её мы "располагаем" в этом помещении. Каждый человек в зависимости от своих предпочтений сам выбирает, как систематизировать хранение информации в этом месте.

Поясню: мы представляем какую-то комнату, расставляем в ней шкафы, полки и раскладываем сведения в ящики. Пользуясь таким методом, человек вспоминает что-то не сразу, а поэтапно. Сначала он вспоминает информацию ассоциативно: например, она лежала на 10 ряду. Если человек представлял, как он доходил до 10 ряда, до третьего шкафа, то и информацию он тоже вспомнит.

Это предназначено для того, чтобы хранить большое количество данных. Но этот метод может работать даже в том случае, если мы использовали "дворец" для какой-то текущей задачи. В таком случае у нас работала оперативная память, но даже через несколько месяцев мы будем помнить информацию, потому что вспомним, как и каким способом она "хранилась" во дворце.

Способ 2. Каждому из нас периодически приходится запоминать списки продуктов. Можно записать необходимое на листочек и в магазине, не пользуясь списком, попробовать по памяти всё купить и сверить только в самом конце перед кассой. Можно усложнить и добавить некоторые детали. Например, не только ЧТО нужно купить, но и СКОЛЬКО этого нужно приобрести или КАКОЕ ИМЕННО: не просто мороженое, а фисташковое.

Способ 3. Мы запоминаем расписание дел на сутки, на неделю с учётом времени начала и окончания работы. Например, я занимаюсь с учениками, составляю расписание на неделю и держу его в памяти. Такое же можно проводить со списком выхода в эфир телепрограмм, если человек смотрит телевизор. Сразу запоминать всё не стоит: сначала названия передач и их последовательность, затем время их выхода в эфир. Ещё можно запоминать продолжительность программ.

Способ 4. Запоминать номера телефонов. Один из способов тренировки - выписать префиксы номеров телефонов и запомнить, к какому оператору они относятся. Затем мы запоминаем и номер телефона, и кому он принадлежит. У нас получается в два раза больше информации.

Способ 5. Мне, как шахматисту, приходится запоминать варианты - последовательности ходов. Поэтому я сажусь, скажем, читать книжку, где они приводятся. Я запоминаю варианты по очереди, потом закрываю книжку и по памяти воспроизвожу, после чего перехожу к следующему.

Это примеры таких видов заданий, с которыми сталкивается каждый из нас ежедневно. Если человек выделит для себя ситуации, которые возникают чаще всего, когда он пользуется памятью, то именно их и нужно моделировать для тренажа.

Читайте также