Подкасты  •   2 июня 2023, 15:40, последнее обновление 31 июля 2023, 13:12

На качелях общественной любви. "Морковки", памятники и небо в алмазах из-под пера архитектора Александра Бегуна

Алина Бегун, автор и ведущая видеоподкаста "Зерно архитектуры", совместного проекта "Омск Здесь" и Skuratov coffee, вновь поговорила со своим отцом - почётным архитектором России Александром Бегуном. Речь шла о том, как договариваться с заказчиками, что делать с нереализованными проектами и, конечно, о том, чего не хватает архитектурному облику Омска и профессиональному сообществу, по версии гостя подкаста. Ну и про баррикады из тёплых остановок тоже поговорили.

ВИД НА ЖИЗНЬ СВЕРХУ

В этом году в октябре будет 39 лет, как я приехал в Омск, продолжаю работать архитектором и, надеюсь, ещё долго просуществовать в этом статусе и что-то ещё интересное сделать. Как всегда говорят, все самые лучшие постройки и проекты ещё впереди. И возраст 60 лет для архитектора - это только начало, расцвет. Я сам по себе чувствую, что какая-то есть уверенность, есть какие-то перспективы.

Наша профессия позволяет прикоснуться к совершенно различным сферам. Я за свою бытность спроектировал или прикоснулся, так сказать, затронул, "пригубил", "надкусил" и аэропорт, и крематорий, и церковь - католическую и православную <...>. Тогда "Мостовик" объявлял внутренний конкурс, хотел снести Фёдоровку и поставить новое здание, отвечающее духу времени, и я рисовал свой вариант аэропорта. Это не говоря уже про жилые дома, про общественные здания, офисы, гостиничные комплексы, микрорайоны с комплексной застройкой, детские сады, благоустройство, интерьеры. Даже театр сделал, пусть маленький, но всё равно прикоснулся к театру.

Когда я только начинал, у меня не было никаких построек, и я всё время боялся. То есть такой страх был, раз ты не строишь, значит, не реализовался в профессии. И это очень неприятно, когда ты даже хочешь вступить в Союз архитекторов, а одним из условий является реализация хотя бы одного проекта, хотя бы начатая. Сейчас, конечно, спустя столько времени, я понимаю, что этот страх преодолён.

Архитектор Александр Бегун

Я окончил специализацию "градостроительство". Она даёт комплексный подход, оценку - такой "вид сверху". Ты, как демиург, проектируешь всю жизнь. Но с другой стороны, ты понимаешь, что возможность спроектировать город даётся очень редко, чтобы ты мог увидеть свои планировочные работы сделанными. Поэтому я целенаправленно хотел попасть в мастерскую, где работают с объёмами.

И вот я пришёл во вторую мастерскую "Омскгражданпроекта". Там стояли такие кульманы (чертёжные приборы, - прим. ред.), и на уголках висели бумажки, где люди себе записывали, что им нужно сделать. И я не понимал, что там написано, и как это сделать, я тоже не понимал. Но со временем всё получилось. Поэтому я хочу выразить благодарность своим первым учителям. Это Мальцев Владимир Сергеевич, он был начальником мастерской, Татаринов Борис Александрович, это был главный архитектор проектов, непосредственный мой наставник, параллельно работал Богдан Степанович Мрыглод. Ну и, естественно, мэтр нашей архитектуры - Каримов Альберт Михайлович, который был главным архитектором города (с 1975 по 2005 годы, - прим. ред.).

Когда он приходил в институт, все по стеночкам стояли, как-то все бледнели и боялись. У него была такая особенность, что он ходил каждую неделю и смотрел, что делают архитекторы.

И ко мне подходил, я чего-то рисовал, он всё посмотрел, сказал, что всё здорово, продолжайте. Тоже путёвку в жизнь от него получил. То есть он меня увидел где-то в недрах "Гражданпроекта", а потом я ему памятник на мемориальном кладбище делал (Альберт Михайлович скончался в 2015 году, в память о нём названа набережная Оми от речного вокзала до Юбилейного моста, - прим. ред.). Вот так бывает.

После второй мастерской я перешёл в первую, там тоже работали мэтры. Это Голенко Ирина Павловна, очень интересный архитектор, нестандартный, Захаров Юрий Алексеевич, Чиркин Геннадий Евгеньевич. А из молодых, к которым я тянулся и которые были более общительные и мы в одну компанию входили, это, конечно, Фрейдин Олег Михайлович (подкаст с ним можно посмотреть здесь), Кулагина Ольга Ростиславовна (разговор с ней о речном фасаде Омска здесь) и Гётте Андрей Павлович. Это те люди, с которых хотелось брать пример, которые тебя воодушевляли, и ты пытался их и обойти где-то. Такая здоровая конкуренция, все друг за другом смотрели, это была уважительная атмосфера. Сейчас такого, к сожалению, нет.

ДРУГИХ ПОСМОТРЕТЬ И УВИДЕТЬ НЕБО В АЛМАЗАХ

Основная тема, которая должна быть всегда на слуху у архитекторов, это выставочная деятельность, я считаю. Когда я был председателем Союза архитекторов (2016-2020 годы, - прим. ред.), я эту деятельность прямо будоражил, за что, наверное, и получил массу критических замечаний, что чего-то одни выставки да выставки. <…>. Вялость и пассивность некоторых людей в Союзе не позволяет сделать это всё более масштабно. Хочется, чтобы всё-таки люди понимали, что презентация самого себя, своего творчества, своего ремесла, - очень важная тема, и всегда интересно посмотреть на работы других. С конкурсами сейчас ещё хуже всё стало. Если раньше это были обязательные вещи, то сейчас про них забыли вообще.

 

Выставка работ омских архитекторов "СОЮЗ двадцати одного" в центре "Эрмитаж-Сибирь", 2020 год

А где ещё увидеть творчество молодых коллег? Если раньше мы все жили в одном проектном институте, ну максимум в городе их было два-три, то мы все друг друга знали, на собрания ходили, всё показывали друг другу даже на внутренних советах. Сейчас этих структур нет, нет таких "монстров". А есть мелкие бюро, которые просто работают по заказам. И мы не видим ничего. А может быть, рядом с нами существует какой-то необыкновенно талантливый молодой человек или молодая девушка, которой нужно помочь или, наоборот, у неё поучиться.

Мне не хватает сплочённости творческого сообщества, именно команды профессионально равных людей, которые реализовались, за которыми стоит какой-то бэкграунд, который ты уважаешь. Это сообщество формировало бы отношение и к архитектуре, и к архитекторам.

Думаю, если главный архитектор будет опираться на таких людей, за плечами которых не только слова, а ещё и реализации, которые могут выступать с единым мнением относительно архитектуры, застройки города, даже если оно будет отлично от мнения власти или общества, тогда к нему будут прислушиваться. Когда я пришёл на работу, это была архитектурная империя. Сейчас мы живём на её обломках. Наверное, все империи рано или поздно разваливаются, и на руинах возникает что-то новое. Поэтому только опора на профессионалов даёт нам надежду и возможность увидеть небо в алмазах.

АРХИТЕКТОР СРЕДИ ЮРИСТОВ

На городе ужасно сказалось отсутствие главного архитектора (пост был вакантен с 2018 по 2021 год, - прим. ред.). Хочется поздравить со вступлением в должность Воробьёва Романа Владимировича (назначен в апреле 2023-го, - прим. ред.). Со своей стороны готов оказать всяческое содействие вместе с Союзом архитекторов.

Мы вместе учились в институте. Он хорошо себя зарекомендовал в работе главным архитектором "Горпроекта". Так что желаю только всяческих успехов и хотел бы, чтобы он всё-таки наладил процесс. Сложно это сделать, потому что должность хоть и называется главный архитектор города, но это должность заместителя директора департамента архитектуры и градостроительства, у которого ещё несколько заместителей, которые юристы, экономисты и непонятно кто ещё. А директор департамента тоже юрист.

Наверное, это нужные люди. Но мне кажется, система перевёрнута, голова стоит на земле, а ноги вверху. Кроме архитектора, никто не представляет, что должно быть и как это должно выглядеть. Всякими градостроительными кодексами с планами межевания, территориальными планировками мы всё в себе замыливаем. При таком подходе никогда интересных градостроительных решений, прорывных вещей не будет <…>. Ни Эйфелевой башни не будет, ни объектов типа Сити в Москве, потому что всё зарегламентировано, всё нарезано какими-то странными кусками без творческого осмысления. Юрист вам не нарисует, он вам только сухие строки градкодекса скажет. Ну как в суде, вы же знаете, что такое юрист.

Архитекторы отошли от решения политических вопросов и отстаивания своей профессии, и в область градостроительства проникла куча каких-то юристов, которые написали под себя Градостроительный кодекс, который, собственно говоря, работает не на архитектуру, а работает на заказчика, у которого есть определённые финансовые и административные ресурсы. Архитекторы поставлены на уязвлённую, зависимую позицию.

ЗАСТРОЙКА В ОМСКОЙ КРЕПОСТИ

Ушёл я из "Омскгражданпроекта", когда появился заказчик, которого привёл Гаценко Александр Андреевич. Он работал в "Омскархитектуре" (подведомственное учреждение администрации города Омска, - прим. ред.) с Каримовым, и к нему пришли люди, у которых была земля в Омской крепости. Им нужен был интересный дом, двор без машин, учитывая, что год был, наверное, 2002-й или 2005-й. Это была первая постройка, которую я делал самостоятельно. Рабочие чертежи делал "Мостовик" как проектная организация. Я как главный архитектор участвовал во всём, то есть, буквально до последнего гвоздя, как сумели, всё сделали. И вышла такая вот знаковая постройка, которая, конечно, вызывает массу сомнений.

Но я считаю, что постановкой этого дома мы крепость спасли. Дом получил высшую награду Союза архитекторов, медаль имени Захарова на выставке. Я считаю, что это удачный дом, и на фоне него все постройки крепости потом привели в божий вид. Создаётся многоуровневое масштабное видение всего этого пространства, которое говорит, что да, вот тут у нас застройка жилая, а тут у нас застройка общественная.

В крепости мы продолжали работать с тем же заказчиком. Была постройка гостиницы на набережной Тухачевского. Мы её ещё даже не закончили, а её уже купила компания, которая и сейчас там сидит, и переделала под офис. Была постройка здания на улице Таубе. Но это не моя концепция, я на неё надел свою "рубашку" - фасадное решение. Можно, наверное, похвастаться, что ансамбль в Омской крепости, нравится кому-то или не нравится, сформирован зданиями под моим авторством. Вдобавок на улице Некрасова сделана вставочка между [колледжем агробизнеса] и производственными помещениями. Заказчик получил право на участок земли в аренду на 99 лет. Как-то тогда всё это можно было сделать. И там мы поставили такой интересный объект.

  

Я хочу уточнить, что все эти объекты не то что бы я сделал втихаря и перед фактом всех поставил. Все эти объекты проходили архитектурные советы в Союзе архитекторов, проходили градостроительные советы на уровне мэра и получали одобрение. И поэтому я честен перед жителями, перед заказчиками. Я ничего из кармана не доставал, втёмную ничего не строил, в отличие от других объектов, которые не буду называть.

Вообще, территория крепости с самого первого года, как я приехал работать в Омск, меня интересовала. Там было несколько конкурсов, я участвовал как минимум в трёх. Ещё при советской власти был конкурс на так называемый арт-центр. Потом "Гражданпроект" делал проект, по которому они всё сносили и ставили жилой микрорайон. Тоже не получилось. Потом был ещё какой-то конкурс <...> А потом уже, когда у нас был губернатор Назаров (Виктор, глава региона в 2012-2107 годах, - прим. ред.), был возврат к этой территории, потому что появились федеральные деньги, нужно было их освоить на реконструкцию исторических зданий, и был снова конкурс <…>.

То, что сейчас там происходит, это именно то, что Каримов с Коноваловым (Игорем, омским историком, краеведом, - прим. ред.) закладывали. Какие-то подворья, сено, солома, деревянные телеги и прочее. Насколько это интересно и соответствует духу исторического места, я не знаю. Возможно, оно имеет право на существование, но оно, мне кажется, должно быть более опрятно. Ну а так как нет общей концепции, видения этой крепости, то появляются такие точечные вещи, как памятник Петру, аллея. Наверное, это хорошо, зелень - это всегда хорошо. Но есть вопросы к комплексности подхода. Когда идёт движение, значит, оно всё равно куда-то приведёт. Поэтому давайте будем наблюдать и по мере сил участвовать, если мы кому-то нужны.

Я не против того, что там появляется масштабное сооружение в виде то ли апарт-отеля, то ли гостиницы, то ли общественного центра - неважно. Я только за, чтобы что-то строилось. Но, конечно, хотелось бы всё-таки соотнести то, что показал автор вместе с заказчиком, на что они замахнулись и что они предложили.

ОЖИДАНИЕ VS РЕАЛЬНОСТЬ

Почему очень радостно смотреть на город Москва? Потому что главный архитектор города Москвы, который прекрасно проектирует, каждую неделю показывает, какую прекрасную работу они согласовали и как это всё будет прекрасно реализовано. И потом мы приезжаем в Москву и видим: то, что было показано, оно так и реализовано.

Это сразу снимает кучу напряжённости, потому что люди знают, что обещание выполнено, что их не обманули, что там сделано вот прямо по проекту. Лавочка стоит в том месте, как указано в проекте, а черёмуха - она именно черёмуха, а не прутик непонятного какого происхождения.

Открытость и прозрачность - важная составляющая архитектуры. Во времена моей молодости существовала архитектура с большой буквы. Когда был главный архитектор города, он же начальник департамента архитектуры, большая величина. И он 30 лет был главным архитектором, сменилось уже и государство, и мэры, и губернаторы, а он был один (речь про Каримова, - прим. ред.). Потому что это основа, на которой держится жизнь города, которая формирует его вид.

 

Мастерская Александра Бегуна

Была управляемость этим непростым процессом. И когда проходили градсоветы, а они регулярно проходили, показывали новые объекты. Это всегда был такой праздник архитектуры. Сейчас этого нет. Сейчас сначала появляется забор, потом котлован за забором, потом это заброшка какая-то, потом вдруг там начинается какое-то шевеление, что сразу вызывает отторжение. А если ещё там какая-то бумажка висит чёрная, грязная, где якобы написано, что это будет то-то, то никто этому не верит. Открытость и прозрачность, ещё раз повторяю, в нашей профессиональной деятельности - это основные постулаты, на которых всё должно держаться. [Единственное], архитекторы не могут влиять, если заказчик разорился, а котлован остался.

КРАСНЫЙ ГОРН "ПИОНЕРА" НА ИЛЬИНСКОЙ, 1

Это прекрасно, что его критикуют (в сети и в профессиональном сообществе ЖК "Новый пионер" приняли, мягко говоря, неоднозначно, а башенку за её цвет и форму некоторые даже прозвали морковкой, - прим. ред.). Значит, что-то в нём есть. А то люди строят какие-то объекты, и никто их и не заметил и ни разу ничего не сказал. А тут про меня говорят. Уже в этом доме окна горят, люди живут и радуются, а кто-то всё не может успокоиться.

Я считаю, что постановкой этого дома я как бы задавал новый масштаб исторического центра, сделал новую панораму. Есть Музыкальный театр с очень активным силуэтом, есть река, есть гостиница "Турист", офисный центр (11-этажное здание рядом с "Туристом", - прим. ред.). И какой-то был провал в этом месте.

Архивное фото 2016 года. Здесь в 2020 году появится ЖК "Новый пионер"

Это уже, наверное, третья редакция этого пространства <…>. Потому что сначала был проект Вахитова (Игоря, архитектора, - прим. ред.), сделанный в стиле историзма с куполом, но полностью поглощавший историческое здание делового клуба (объект культурного наследия "Коммерческий клуб, дом купца Кузьмина" на Лермонтова, 6, - прим. ред.). Потом был более упрощённый проект Владимира Сергеевича Мальцева, который сохранял этот клуб. Но, наверное, у него не получался выход жилья. И потом заказчик обратился ко мне, я нарисовал эскиз. Нужно отдать должное Александру Анатольевичу Галынскому (возглавляет в Омске несколько строительных компаний, - прим. ред.), он как-то мои эскизы воспринимает правильно <…>. И получился вот этот проект, который сохраняет памятник культуры, а вокруг выстроен объем нового жилого дома, который решает те задачи, которые заказчик сформулировал, а именно - по выходу метров квадратных.

Мы всё-таки зависимые люди. Нам заказывают не для того, чтобы мы себя реализовали, а для того, чтобы мы принесли какую-то экономическую эффективность заказчику, и он в этом прав совершенно, но с учётом интересной архитектуры.

Может быть, я не прав, я не знаю, но мне судьба дала шанс сделать там интересный объект. Он такой, как конфетка, получился, как рука, которая огибает этот старое здание делового клуба и такой большой палец - башня. Её ещё можно представить, как такой пионерский горн. Ну и цветовое решение сделано так, что кровля красная, как пионерский галстук. Могла быть патинированная медь состаренная, но финансовые трудности возникли <…>. А что касается маленькой башенки, это чисто композиционный приём для уравновешивания объёмов. На мой взгляд, там не хватало какого-то акцента.

 

Построенный жилой комплекс и альтернативный проект

Я ни в коем случае не собираюсь оправдываться. Я считаю, что это завершенное авторское высказывание, которое для данного места совершенно уместно. Будет другой автор - будет другое высказывание. Хорошо, когда у каждого человека есть своё мнение. Мы беседовали с заказчиком, и он говорил, что все делятся примерно пополам. 50 % говорят, что это здорово, 50 % не понимают, что это, говорят, что это уродство какое-то. Но я вспоминаю пример в Москве: дом на Патриарших, у которого на крыше и башня Татлина (проект памятника III Интернационалу, - прим. ред.), и какой-то купол. Мне он нравится именно неординарностью подхода и своей смелостью. Он формирует среду и до сих пор не оставляет людей равнодушными.

Жилой дом "Патриарх" на Малой Бронной, 44 в Москве 

Мы свой объект показывали на градсоветах. То, что построено, на 99 % соответствует тому, что было нарисовано. Ну а то, что не всем нравится, я не считаю это аргументом. Лучше как бы даже негативное мнение, чем равнодушие или некролог.

Тут развивающаяся территория, всё может быть уплотнено, реновировано. И постановка на другой стороне реки объекта, который строит господин Морев (Сергей, советник генерального директора ОАО "Высокие технологии", речь об апарт-отеле, - прим. ред.), показывает, что это живая территория, и застройка ТЭЦ, которая рядом предлагалась московскими архитекторами, тоже интересная, пока спорная, может быть. Но я считаю, что это правильное направление, эти объекты будут задавать тренд развития города.

СВЕТЯЩИЙСЯ ЦЕППЕЛИН НА БУЛЬВАРНОЙ, 7, К. 1

Появился тоже благодаря Галынскому Александру Анатольевичу, который приобрёл этот участок. Он довольно маленький, угловой, были определённые сложности "вставить" туда объект, чтобы получить с него какой-то экономический выход. Необходимо было набрать определённую площадную характеристику, чтобы это всё было интересно и красиво.

Получился вертикальный дирижабль, как я его называю, цеппелин (дирижабль жёсткой формы, названный по фамилии создателя Фердинанда Цеппелина, - прим. ред.), из треугольной формы переходящей в куполообразное завершение. Я считаю, что на данный момент это, наверное, самая лучшая из моих построек, за которые мне не стыдно. И заказчик переселился в этот офис. Там интересные виды, и в отделке был использован новый материал для Омска, поэтому он весь получился из такой металлической чешуи. Это прорывные вещи.

Совместное творчество архитекторов, заказчика и строителя привело к такому очень хорошему результату. В отличие от "Пионера", на него никто не ругается. Тем более что там интересная подсветка. Он вечером прям сияет, может, перебор небольшой, но всё равно здорово. Вот если бы таких объектов было побольше, то, наверное, было бы здорово для Омска <…>.

В перспективе кольцо должно быть превращено в многоуровневую развязку, согласно генплану. Улица Жукова, которая запроектирована была ещё, наверное, в советское время и начала реализовываться с путепровода да с моста, потом башни Сакена, апарт-отель, который на замыкании улицы Жукова, мой [цеппелин] - это все темы, которые были заложены в генеральном плане, то есть запроектированы архитекторами, градостроителями. Юристы так не сделают. Поэтому архитектор должен быть главным, а юристы - помогать.

"ЗВЕЗДА" НА КУЙБЫШЕВА, 29, К. 2

Тоже сложный участок, потому что там проходили инженерные сети, их нужно было перенести. Это определённые затраты, и нужно было понимать, что можно там построить, чтобы затраты окупить. Когда мы начинали проектировать, это был жилой дом, потом всё ушло, и в итоге получился офисный центр, а теперь это превратилось в магазин. Но мы запроектировали универсальную планировочную структуру, которая позволяет включить всё, что угодно.

Я считаю, что очень даже интересное решение получилось. С другой стороны улицы находится здание картографической фабрики, в работе над которым я тоже принимал участие. Когда я был совсем молодой, я рисовал этот фасад, то есть "рубашку" надевал на это здание. А спустя годы поставил точку в виде офисного комплекса.

ИЗ "КЛАДБИЩА" - В АЛЛЕЮ ЛИТЕРАТОРОВ

Это история взаимной эмпатии к главному архитектору, которым был Павлов (Игорь, главный архитектор Омска в 2017-2018 годах, - прим. ред.). Тогда пришли и новый мэр Оксана Николаевна Фадина (глава Омска в 2017-2021 годах, - прим. ред.), и новый губернатор (Александр Бурков, врио главы региона в 2017-м, губернатор в 2018-2023, - прим. ред.). Появилась тема, что нужно что-то сделать из бульвара Мартынова, который превращался в кладбище в центре города. Может быть, это, конечно, очень резко, но я от этих слов не отказываюсь.

Благие намерения без архитектурного осмысления превращаются в довольно-таки унылое и тяжёлое существование. Это как чёрные доски памятные. Прекрасно, память нужно чтить, но не в таком виде, и не отдавать центральное место в городе под такую кладбищенскую тему. Было предложено решение, которое сохраняло, на мой взгляд, и память о писателях, которые там были увековечены и имели какие-то привязки к Омску, и в то же время создавало новые общественные пространства.

Ну, как всегда, у нас концепция прекрасная, рабочие чертежи делать некому. Точнее, мы готовы были делать, но мы же тоже должны кушать и жить на что-то. Мы же не можем просто так отдавать свой труд. Это наша работа, за которую мы должны получать своё вознаграждение, хотя бы минимальное, но достойное.

 

Соответственно, не получилось полностью поучаствовать в проектировании. Как-то оно было сделано странно. Ну и в реализации тоже непонятно, кто это реализовывал. Оно процентов на 60 похоже по замыслу, но остальное не получилось (террасная доска оказалась непригодной для уличного покрытия, сценическая площадка получила вместо живого зелёного обрамления пластиковое покрытие и так далее, - прим. ред.). По крайней мере, новое качество для среды всё же получилось. Люди, которых там раньше не было, там сейчас есть. И посыл в планировочных решениях, направлениях пешеходных связей и в оформлении был верен. Я в этом убеждаюсь, когда там бываю. Просто такой блин первый - комом. Его можно доработать, обновить и всё сделать так, как было придумано.

"ЖИВОПИСНЫЕ" БАРРИКАДЫ ИЗ ОСТАНОВОЧНЫХ ПАВИЛЬОНОВ

К архитекторам раньше обращались предприниматели, которым город отводил земли в аренду или собственность, и они понимали, что нужно что-то делать интересное, чтобы к ним пришли покупатели. Что касается моей остановки на улице Рабиновича, то это был первый шаг к реализации большого замысла.

За ней стоит здание Сбербанка, а раньше там должен был появиться такой центр флористический "Белой орхидеи", то есть они должны были съехать с улицы Карла Маркса. Мы на базе "Гражданпроекта" сделали проект, прошли экспертизу. Не получилось опять же из-за финансовых сложностей. На этом месте построили Главснаб, ну а остановка, которая проектировалась в общем стиле с созданием "Белой орхидеи", была раньше сделана. Какую-то часть сумели в собственность взять, и там, где сейчас KFC, был ресторан. Эта часть осталась, а вот навес и всё остальное снесли, потому что нужно было сделать что-то типовое.

 

Остановочный комплекс "Улица Рабиновича" раньше и сейчас

Очень жалко, что интересные решения, которые были на "Водниках", на улице Ленина, ушли. Это показывает отношение власти. Хотя, я так понимаю, что от тех павильонов серых (ТОКи, торгово-остановочные комплексы, коммерческая сеть тёплых остановок, - прим. ред.), которые сейчас везде стоят, тоже радости никакой.

Проблема этих павильонов в том, что их ставили, когда в городе не было главного архитектора. Если бы он был, то никогда бы на Главпочтамте они не стояли. Задний фасад этих павильонов превращается в какое-то гетто, заброшку, хотя это центр города. По функциональности - да, павильоны нужны, но должна быть какая-то дифференциация и понимание, где это уместно, а где - нет.

Уж не говоря про эту линию, которая стоит на улице Гагарина возле городской администрации, потому что там все узко, плохо, неудобно, некрасиво и особенно вот эти задние фасады, как дворы какие-то неухоженные. Или когда мы идём с улицы Щербанёва и видим этот фронт, который закрывает "Летур". Даже на улице Карла Маркса, где транспортный институт, тоже эти ужасные павильоны, а там должна быть лёгкая, обычная остановка.

  

Без комментариев

Всё идёт от места. Как нас учили в институте? Берёшь генплан, топосъёмку, фотосъёмку или аэрофотосъёмку и смотришь привходящие все вещи. Поставил квадратный объём - получилась одна структура, поставил круглый объём - получилась другая. И начинаешь понимать, какое из предложений более уместно.

"ОБИДЫ" ОТ НЕРЕАЛИЗОВАННЫХ ПРОЕКТОВ

Тут не может быть обиды, потому что основная работа архитектора состоит из 10 % построенного и 90 % не построенного, и это в лучшем случае. Если мы возьмём великих, я ни в коем случае себя с ними не сравниваю, то у кого-то вообще ничего не построено. У великого архитектора Леонидова, которого знает весь мир, из реализованного, по-моему, только одна лестница в Евпатории, и то совершенно не в его стиле, а всё остальное - проекты. Тем не менее все его идеи реализуются, правда, не в нашей стране, а в других, но до нашей тоже дойдёт.

Есть работа, есть заказчик. Ты каждый раз относишься так, что это должно быть построено. Что касается моих нереализованных проектов, то мне очень жалко, конечно, пивзавод (объект культурного наследия "Производственный корпус пивзавода" XIX века постройки на Волочаевской, 9, - прим. ред.), потому что там, мне кажется, была нащупана правильная идея, которая могла бы вернуть это здание городу и создать новое качество всей этой среды.

Нужно понимать, что имеет ценность, а чем можно поступиться. Если бы был реализован проект пивзавода так, как я его задумал, то он бы заиграл всеми своими архитектурными достоинствами, получилось бы ещё новое качество в виде большого атриумного пространства, которое соединяет разрозненные корпуса. Просто я смотрю на примеры, которые нам показывает та же наша столица, Нижний Новгород, Казань, где всё это прекрасно сосуществует, и люди получают новую среду. Это здорово, современно <…>.

Ладно мы. У города были шансы, когда заходили очень хорошие иногородние архитектурные бюро. Вот, если говорить сейчас, какие-то варяги странные, они все работают по нынешнему законодательству, чем дешевле, тем лучше. А раньше на тот же микрорайон Академический (проектировался на берегу Иртыша в районе ОмГАУ, после долгих разбирательств вопрос был закрыт, - прим. ред.) заходило бюро "Спич" и рисовало микрорайон с террасной застройкой. Заходило московское бюро "Остоженка", тоже прекрасные мастера, но тоже как-то не пошло. У нас всё время что-то мешает.

Ну и район у арены (бывшая "Арена Омск", сегодня "G-Drive Арена", - прим. ред.). Там должен был появиться торговый комплекс гигантский с кинотеатром, катком внутри, то есть такая "Мега" № 2, только в два раза больше. И должен был быть такой большой микрорайон, который проектировали американские архитекторы. Я с подачи "Мостовика" адаптировал этот американский проект под наши жизненные реалии. Получился интересный микрорайон, который был поддержан на градостроительном совете области. Потом кризис финансовый, и земля ушла от "Латиса" четвёртому тресту, и четвёртый трест начал строить свои типовые дома, которые у него лучше всего получаются, в которых он был уверен.

Эскиз застройки территории, прилегающей к хоккейной арене на Левом берегу, проект 2009 года

НАДЕЖДЫ НА ТО, ЧТО БУДЕТ РЕАЛИЗОВАНО 

Если не получается работать с муниципалитетом, появляются заказчики, которые являются собственниками территории, и с ними проще. Последняя работа, которую я закончил, - "Омский телеграф". Это рядом с мэрией Больничный переулок, здание с аркой, где раньше "Ростелеком" сидел, и внутренний двор (объект культурного наследия "Дом доходный В. И. Зайцева" конца XIX - начала ХХ века на Гагарина, 36, - прим. ред.). Люди выкупили это здание и попросили сделать интересное пространство для общепита, как-то вдохнуть новую жизнь. Надеюсь, что всё-таки события, которые сейчас происходят в стране и в мире, не помешают этому реализоваться.

 

По тому же принципу [когда есть частный запрос] переформатируют [бывшее] здание Сбербанка на Красном Пути, 111, у остановки "Городок Водников" (рядом идёт благоустройство "Зелёного острова" по федеральной программе, - прим. ред.). Там тоже есть посыл сделать общественное пространство. Я сделал концептуальное предложение, заказчик воспринял хорошо. Будем надеяться, что как-то дальше это разовьётся, рабочее название у него "Остров-молл".

Хотелось бы увидеть реализацию, возвращаясь к старым зданиям своим, недостроенной входной части у бизнес-центра на Бульварной. Если заказчик за лето как-то соберётся с силами, со средствами, то, возможно, мы получим там интересный такой навес. То же самое у комплекса на Звездова/Куйбышева. Мы пытаемся подвальное помещение, которое там запроектировано, в коммерческую структуру включить. И для него сделан тоже вход в виде такой большой арки стеклянной. То есть мы всё время как бы возвращаемся к этим объектам. Сначала мы их построили, потом мы сделали благоустройство возле них, а сейчас ещё добавляем всякие ништяки.


В прошлый раз беседа с Бегуном касалась торговых центров Омска, в том числе его работ (часть 1 и часть 2). Ранее другой известный архитектор рассказал, почему Омск уничтожается градостроительными кодексами и бюрократией. А градостроитель - как превратить частный сектор Омска в Прагу.

Как строили омские башни-близнецы на Жукова, реставрировали роскошные памятники архитектуры на Либкнехта и где вообще начать учиться архитекторскому искусству - смотрите и слушайте здесь. Ещё больше подкастов на самые разные темы можно найти тут.

Фото: архив "Омск Здесь", скриншоты подкаста "Зерно архитектуры", arch-omsk.ru, скриншот сервиса "Яндекс Карты"

Читайте также