Интервью  •  30 апреля 2022, 16:41, последнее обновление 25 мая 2022, 13:56

"Если плачется, значит нужно плакать". Омский онкопсихолог о личном опыте столкновения с диагнозом

Совсем скоро в Омске откроется первая городская фотовыставка в поддержку людей с онкологическими заболеваниями. Её организует фонд "Обнимая небо", оказывающий паллиативную помощь. Выставка расскажет двадцать историй о принятии, борьбе и преодолении. Фотопроект "Я улыбаюсь жизни" в этом году проходит уже в восьмой раз, его автор - психолог Инесса Шереметова, сама несколько лет назад столкнувшаяся с онкологией. Мы поговорили с Инессой о проекте, который она придумала, личном опыте борьбы с болезнью, а также о том, как может помочь себе психологически тот, кто только узнал о диагнозе.

- Инесса, расскажите, как родился фотопроект "Я улыбаюсь жизни"?

- Родился он 8 лет назад. Я поняла, что сама бы с удовольствием поучаствовала в такой фотосессии, и, если никто не предлагает, значит нужно это сделать самой. Проект меняется с каждым годом, причём, мне кажется, в лучшую сторону. Ещё 8 лет назад я с трудом находила людей, которые были готовы поучаствовать в такой фотосессии, а сейчас всё по-другому. Люди осознали, что в этом есть сила, осознали необходимость разрешить себе увидеть себя по-новому через глаза фотографов, стилистов, открыться всему миру и рассказать: что бы ни случалось, нужно продолжать улыбаться, быть, действовать, радоваться жизни.

Когда человеку ставят диагноз "рак", он испытывает большой стресс. Люди встречаются с утратой, кто-то с горем, происходят очень большие изменения и физические, и социальные, и психоэмоциональные. Наша задача - поддержать таких людей, сказать о том, что сдаваться не нужно, нужно двигаться дальше, находить ресурсы, возможности для новой жизни, даже если сейчас она такая сложная, кризисная. Наверное, это самая главная цель проекта. А также, для того чтобы общество перестало что-то додумывать, ведь существует огромное количество мифов по поводу онкологии. Это заболевание есть в нашей жизни, и нам хотелось бы, чтобы люди смотрели на него открыто, а это значит вовремя диагностировались, и если вдруг это с ними произошло, конечно, не дай бог, то понимали, что есть огромное количество способов и возможностей пройти это испытание.

- Как вы находили участников для фотосессии?

- Есть люди, с кем я уже давно общаюсь, и те, кто находятся у меня в терапии. Есть те, кто откликнулся на объявление-призыв поучаствовать в такой фотосессии. Есть участники, с которыми мы взаимодействуем в рамках проекта равного консультирования "Я рядом". Это люди, которые уже прошли лечение, выздоровели, находятся в ремиссии и готовы помогать другим. 

У нас в этом году некоторая победа, потому что до этого все 7 лет участвовали только девушки. На этот раз у нас трое мужчин. Они тоже согласились открыться и примерить на себя какой-то определённый образ. Перед фотосессией мы подготовили анкету для участников. В ней были вопросы про мечту, какие-то желания, книги, фильмы, которые нравятся - всё, что отражало бы их характер и настроение. Мы собрали эту информацию, продумали образы и предложили их нашим участникам. Они были заинтригованы, но приняли эту затею с удовольствием. Мы получили очень тёплую обратную связь после фотосессии. Люди благодарили всю команду, говорили, что испытали невероятное количество позитивных эмоций, что они вдруг обнаружили, что умеют позировать и нравятся сами себе. Онкология - это часто калечащие операции, которые меняют людей. Фотопроект даёт увидеть нечто новое в себе, поверить в себя, открыться. Многие, сталкиваясь с болезнью, "схлапываются" эмоционально, потому что слишком много изменений, слишком это тяжёлое состояние, лечение. И в первую очередь наш проект, наверное, про то, чтобы изменения произошли внутренние, которые помогли бы сформировать новый взгляд на самого себя и быть вот в этой открытости, доверии миру.

 

- Как попасть в проект тем, кто тоже хочет поучаствовать в такой фотосессии и рассказать свою историю?

- На сегодняшний момент с благотворительным фондом "Обнимая небо" мы делаем это раз в год. Достаточно много ресурса необходимо для того, чтобы провести такой проект, плюс ко всему в этом году мы ещё готовим выставку. Поэтому, если кто-то увидел и понимает, что хотел бы поучаствовать, то нужно просто написать мне или в благотворительный фонд "Обнимая небо", и на следующий год мы вас обязательно пригласим (о том, как проходила фотосессия в этом году, читайте в нашем материале).

- Инесса, почему вы стали онкопсихологом?

- Это моя личная история. Много лет назад мне самой поставили диагноз "рак". Для меня это было большой неожиданностью: когда ты живёшь в общем-то успешной здоровой жизнью и вдруг тебе ставят такой диагноз. Конечно, очень многие планы были разрушены. Мне нужно было время, чтобы осознать, что это не конец жизни. Конечно, могло случиться по-разному, в моём случае, это выздоровление, и это привело к тому, что я захотела изменить свою жизнь. В какой-то момент я поняла, что ко мне обращаются за помощью, по-видимому, я находила какие-то слова, которые помогали людям. Я поняла, что эту помощь нужно оказывать профессионально и грамотно, чтобы никому не навредить, и решила пройти ещё одно обучение. Я окончила Московский институт психоанализа и стала психологом. Моя жизнь изменилась кардинально. Став онкопсихологом, понимаю, что, может быть, это громко звучит, но я чувствую, что это какая-то моя миссия. Я понимаю, что испытывают люди в тот момент, когда им ставится диагноз. Возможно, мне от этого чуть легче как специалисту, а моим пациентам легче, потому что они знают, что я это тоже проходила.

- Вы как психолог как относитесь к мнению, что онкология возникает от непрожитых обид? Вы верите в это?

- На сегодняшний момент природа рака до конца не изучена. Это такая многофакторная болезнь: кто-то может столкнуться с ней, если это передалось по наследству, кто-то в результате длительного стресса и, возможно, каких-то непрожитых эмоций. Ко всему нужно относиться внимательно. Удивительным образом одному помогает что-то одно, а другому человеку - другое. Медицина, конечно, необходима всем, но ко всему этому ещё есть нечто наше личное, вот эта наша внутренняя сила, которая очень важна, и если какие-то эмоции, обиды, страхи могут застревать внутри нас, с этим тоже конечно нужно разбираться.

- Какие шаги были сделаны вами на пути к принятию своего состояния и избавлению от страха?

- Путь был очень разный. Вообще моя история лечения это 4 года в общей сложности. Я думаю, что первые полгода я находилась в состоянии отрицания, страха, гнева. Мне было непонятно, что происходит, что теперь с этим делать, где нужно лечиться, как лечиться. Меня очень сильно поддержали семья, друзья и коллеги по работе. Я получила невероятную поддержку от многих знакомых и незнакомых людей, потому что при всех этих страхах, которые у меня были, я приняла внутри себя решение, что я не буду скрывать это, я буду говорить открыто о том, с чем я столкнулась. Многие писали: "Спасибо, что вы рассказываете об этом", многие говорили: "Я за тебя", "Я молюсь", кто-то говорил: "Ты - мой герой", всё это давало мне поддержку. А сделано было очень много: и в плане питания, и в плане физической нагрузки, чтения книг, фильмов, общения с людьми, то есть я полностью пересмотрела всю свою жизнь.

- Что вы порекомендуете людям, которые только узнали о диагнозе и не знают, что делать?

- Самое первое - это разрешить себе прожить вот это состояние шока, которое длится, как правило, не очень большое количество времени, несколько дней. Прожить так, как оно идёт - если плачется, значит нужно плакать, если человек замыкается, закрывается, чтобы прожить внутри себя эту историю, значит нужно разрешить себе это делать. А второй шаг должен идти наверное параллельно - это обязательно обратиться к медикам и попробовать найти тех людей, которые уже прошли этот опыт. Они смогут рассказать, поддержать, направить, потому что маршрутизация - она создана для пациента, но её так много, что люди теряются. И вот поэтому нужен чей-то опыт. Такой опыт есть и в книгах, в фильмах, он есть в нашем проекте равного консультирования. Самое главное, понять, что я не один. К сожалению, большое количество людей проходят это испытание, но, к счастью, всегда найдутся люди, которые захотят поделиться и поддержать.

- Как нужно вести себя близким человека, который заболел?

- Родственники тоже испытывают невероятный стресс, они часто проходят с близким человеком все эти этапы, и им не менее сложно, чем самому пациенту. Поэтому я как специалист рекомендую родным, друзьям заботиться о себе точно так же, потому что часто близкие люди всё своё внимание перенаправляют на болеющего человека - "надо ему помочь, а мне потом или мне не нужно". Это неправильно, нужно себя поддерживать, тоже обращаться к психологам, если есть необходимость, и обязательно продолжать жить, потому что часто многие думают, что, если поставлен такой сложный диагноз, мы не имеем права улыбаться, мы не имеем права ездить в отпуск или мы больше не празднуем дни рождения и юбилеи. Это совсем не так. Нужно продолжать жить и встречать каждый день по-новому, со всеми радостями, иногда горестями, сложностями. Родственники должны о себе тоже очень сильно заботиться.

- По вашим ощущениям, отношение в обществе к людям с онкозаболеваниями становится положительнее?

- На самом деле, да, очень многое за последнее время поменялось. Но ещё остаются вот эти мифы, например, некоторые думают, что рак - это заразно. Есть даже случаи, когда людей с онкологией увольняют с работы, бывает, из-за этого распадаются семьи. Но тем не менее в связи с тем, что мы говорим об этом, и не только мы, а многие люди готовы сегодня об этом рассказывать, общество поворачивается, люди поворачиваются, перестают шарахаться. Перестают думать о том, что рак - это обязательно смерть, потому что медицина двигается вперёд и делает очень много успехов. То есть наше сознание меняется, но всё-таки ещё очень много нужно работы в этом отношении.

Фото: Илья Петров

Читайте также