Уже несколько лет Яна Брыш является популярным в Омске стилистом, а недавно в копилке её регалий появилась должность коммерческий директор Bitblaze - компании, которая занимается высокотехнологичной разработкой серверов хранения данных. Совмещая работу в этих совсем разных сферах, девушка успевает воспитывать двоих сыновей.
Как у любого человека, у Яны бывают трудные моменты и встряски, но сила воли и желание прыгнуть выше головы дают ей энергию. В интервью "Омск Здесь" девушка рассказала, как она всё успевает и почему иногда ругает себя за эти "скачки".
- С чего начался ваш творческий путь и повлияло ли на него то, что вы родились и росли в креативной среде?
- Можно сказать, что он начался ещё в школьные годы. Я росла в творческой семье - у меня две старшие сестры, и я всегда стремилась им соответствовать. Они активно следили за модой, и одна из них переехала жить во Францию. Она присылала мне оттуда уникальные вещи, какие-то я из поездок привозила. У меня была возможность купить то, что здесь, в Омске, в 2000-х было невозможно.
Мои сверстницы часто брали у меня что-то "погонять", а в выпускных классах я делала девчонкам макияж, придумывала, что им надеть. Уже тогда в голове прорисовывались какие-то образы. К тому же я с детства любила рисовать, особенно женские фигуры. Я всегда замечала в женских лицах и изгибах тела красоту. Первый креативный наряд я создала в начальной школе, классе в третьем, я сшила полноценный костюм из конфетных фантиков в технике, подобной "пэчворк". После школы я решила учиться на архитектора-конструктора.
Я вообще рано начала работать - с 12 лет. Мы с подружкой нелегально устроились на подработку в пекарню. Я была известна среди своих сверстников тем, что я всегда где-то работаю (смеётся). В последних классах школы я неплохо разбиралась в бытовых компьютерах и сетях, работала администратором в локальной сети (это подобно интернет-провайдерам в наши дни). В 18 лет я официально устроилась в российский телекоммуникационный холдинг, который только начинал развиваться в Омске. Поняла, что совмещать работу с очным обучением не получится и, проучившись чуть больше года на архитектора-конструктора, ушла.
Поступила на кафедру кино-, фото-, видеотворчества факультета ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Визуальная составляющая мне тоже всегда импонировала, меня всегда увлекала фотография. Но в какой-то момент я поняла, что обучение мне ничего не даёт, и через два года решила получить серьёзное образование, чтобы развиваться дальше в IT-сфере, строить карьеру. Я перевелась на матфак в ОмГУ, специальность "Философия". Вот таким был мой путь.
- Когда возникла любовь к стилю?
- Любовь к эстетичности образов присутствовала всегда. Но в 2010 году я стала обращать внимание на то, что тема красоты набирает обороты. Стали появляться блогеры, стилисты, визажисты, но в нашем регионе это не так активно развивалось. Я подумала, а почему бы и нет? Мне всегда делали комплименты относительно стиля и макияжа. Даже когда я строила карьеру в ИТ-сфере, ко мне часто обращались девушки-коллеги за советами по гардеробу и имиджу.
Я думала, что я про эту сферу всё знаю и интуитивно понимаю, разбираюсь, а потом увидела в одном из видеороликов, сколько кистей у визажиста, подумала - зачем? И решила разбираться во всём этом глубже. Я прошла специализированное обучение и поняла, насколько интересен, многогранен мир стилистики и макияжа. Я стала ощущать внутренний потенциал, который мне хотелось реализовывать. Я хотела состояться как профессионал в этой сфере, и толчком для развития стал мой декрет, когда появилось больше свободного времени. Я начала участвовать в профессиональных конкурсах, вместе с этим росла техника, качество, и скорость работы. Конкурсы были не только региональные, но и всероссийские, и международный фестиваль красоты "Невские берега", который проходит в Санкт-Петербурге…
- Причём выступили вы тогда с триумфом…
- После первой поездки на международный фестиваль в 2016 году я сразу же привезла серебро (до этого омские мастера не занимали призовые места такого уровня), а через несколько лет с победой вернулись уже мои ученики, выпускники моей студии. И на сегодняшний день наш успех остаётся непревзойдённым в нашем регионе.
- Как пришло решение создать свою студию - Mag Beauty Club, и насколько было это сложно сделать в Омске?
- Легко! В Омске благодатная почва для того, чтобы создавать свой проект - было бы желание. Первая студия появилась в 2016 году - это было небольшое помещение в цокольном этаже. Для этого не требуется больших вложений - аренда помещения, набор оборудования и инструментов. Кейс у визажиста, как правило, появляется уже на начальном этапе работы. Потихоньку работала, а потом появился спрос на то, чтобы я обучала макияжу, помогла подобрать стиль, давала консультации, проводила масштабные мастер-классы на сотни участниц.
- Можно ли назвать омичей модными? Если сравнивать с жителями других сибирских городов, то следят ли они за трендами?
- Омичи вообще очень талантливые! В части моды у нас есть очень мощная база - Институт дизайна и технологий ОмГТУ, известный в fashion-индустрии по всей стране. Это такой триггер к развитию бьюти-сферы в нашем регионе. У нас действительно много крутых самобытных дизайнеров, которые востребованы и ценятся по всей стране и даже в мире. В нашем городе много интересных действующих дизайнеров, многие сейчас открывают крафтовое уникальное производство, постоянно происходят модные съёмки, показы, к которым требуются стилисты, визажисты.
- При этом многие уезжают, стремясь развиваться дальше.
- В Омске можно реализовать любой свой проект, но здесь есть потолок. И если ты хочешь масштабировать свой бизнес, это может требовать переезда, смены потока с "реки" на "море" или "океан".
- А почему вы не уезжаете? Не достигли ещё потолка?
- Он есть, я честно об этом говорю. Я переезжала из Омска в Краснодарский край несколько лет назад. Когда я уезжала, Омск мне казался серым и неперспективным, у меня здесь было депрессивное состояние. На юге я наслаждалась тем, как там всё хорошо организованно, какие там красивые и ровные дороги, зелёные цветущие клумбы. Но в каждом городе есть как плюсы, так и минусы.
Спустя полгода я вернулась в Омск и не ожидала, что посмотрю на него совершенно другими глазами. Во-первых, в Омске очень крутые люди, отзывчивые и инициативные, готовые создавать и творить. Ещё у меня такой инсайт произошёл - все стремятся в столицу, в центральную часть России, потому что там всё так классно, люди там создали всю инфраструктуру: дороги, зелень, детские площадки, проводят концерты. У нас это просто никто не создаёт. Это меня подвигло к тому, чтобы активно заняться изменением среды, взять на себя ответственность за происходящее вокруг. У меня появилось много единомышленников. Вернувшись в Омск, я начала проводить мероприятия - экологические, социально-культурные, музыкальные, профильные.
- Вы были художественным руководителем одного из Дней омича. Сложно вообще в нашем городе реализовывать общегородские проекты? Охотно ли власть поддерживала все ваши инициативы?
- В 2017 году мне предложили провести День города в парке 300-летия Омска, в то время почти заброшенной территории. Потом было ещё несколько совместных с администрацией города проектов. В 2018-м мне доверили стать художественным руководителем Дня омича. Конечно, были ограничения, потому что всё-таки у мероприятия есть свой формат. Какие-то свои идеи удалось отстоять и реализовать. И это было одно из самых масштабных моих мероприятий.
А началось всё с совершенно небольших инициатив. Я придумывала мероприятие, выбирала день, как частное лицо согласовала всё с администрацией города, находила партнёров, которые мне предоставляют необходимое оборудование, приглашала артистов и участников фуд-кортов. В результате получается такое наполненное, яркое и масштабное городское мероприятие.
- Охотно ли омские компании включаются в этот процесс?
- Большинство да. Некоторые относительно популярные компании скептически к этому относятся, мол, зачем это нам надо. Я прихожу и говорю: "Я буду делать мероприятие. В Омске всё тухнет, давайте будем делать что-нибудь хорошее", и люди откликаются. И главная мотивация - позитивный отклик людей, высокая посещаемость таких мероприятий позволяет сделать вывод, что это действительно нужно. Сейчас я организовываю мероприятия только в сферах, в которых работаю, - бьюти и IT. Социальные и культурные проекты я сейчас не беру, просто не хватает времени.
- Вы не только стилист, но и коммерческий директор омской компании, которая производит отечественное ИТ-оборудование, что редкость. Как приняли решение работать в этой сфере?
- Так воооот… (улыбается). Я занималась стилем, ничего другого не планировала. У меня был свой план успешного развития. Я помню, как однажды участвовала в каком-то проекте как организатор съёмки, и у меня один заказчик спрашивает: "А вы же не только как стилист работаете, наверняка есть основная работа?". Как это не может быть основной работой? Я даже как-то обиделась на него. У меня своя студия, стилисты, ученики, всё серьёзно.
В 2019 году мы встретились с моим хорошим давним другом Максимом Копосовым (руководитель компании "Промобит" - разработчика и производителя систем хранения данных под торговой маркой Bitblaze, интервью с ним выходило на нашем сайте в 2020 году, - прим. ред.). Он рассказывал про свою деятельность, о каких-то рабочих моментах, сложностях. Так как у меня есть опыт в коммерческой деятельности, я такая: "Тут можно сделать так, а тут так". Он: "Ты права, но где найти людей, кто это сможет сделать?", и я говорю: "Давай я приду и сделаю. Он: "А давай". Я пришла и сделала.
Я изначально вообще на всё это смотрела так, что я выстрою систему, и через три месяца вернусь к своим основным делам. Я думаю, что именно за этот срок ты показываешь максимальную отдачу и появляется результат. Но уйти у меня не получилось. Когда я решала одни задачи и достигала результатов, открывались новые возможности и новые захватывающие горизонты, новые вызовы, и я поняла, что это моё место.
- Сложно ли балансировать? Перестраиваться с технической работы и возвращаться снова в творчество?
- Да, и в какой-то момент было ощущение, что я выхожу из одной жизни в другую. Я проводила мастер-классы (я легко разговариваю вообще и нахожу общий язык с людьми), делала прямые эфиры. В IT-сфере совершенно другая среда - мозги должны по-другому работать. Здесь уже не коммуникативная или творческо-прикладная вещь, а аналитическая, организаторская. Этот внутренний конфликт до сих пор сохраняется. Сейчас для того чтобы провести мастер-класс, мне нужно больше времени на подготовку и настройку, на "переключение" в бьюти-режим.
- Чем занимается компания Bitblaze?
- Компания занимается производством полного цикла высокотехнологичного оборудования - серверы, системы хранения данных. Среди физических лиц оно не особо популярно, и многие даже не знают о существовании такого оборудования. На самом деле каждый из нас обращается к нему, потому что сейчас идёт эпоха общей цифровизации. Все наши данные оцифровываются, обрабатываются и где-то хранятся. И для их хранения требуется много площадок. До сегодняшнего момента было оборудование иностранного производства. Потом вышел закон, обязывающий хранить ключевую информацию только на отечественных серверах. Такое оборудование мы и разрабатываем - мы моделируем корпус, платы. То есть все составляющие, которые можно сделать отечественными. На самом деле это реально крутой продукт. Мы первые в России, кто сделал ряд моделей на базе отечественного микропроцессора "Эльбрус".
- Но последователи уже есть? Трудно ли вообще развивать такой бизнес в Омске, ведь многие привыкли доверять зарубежным брендам?
- Есть в стране пару компаний, которые также занимаются производством аналогичного оборудования. Но наша локализация на сегодняшний день в отрыве, остальные догоняют. Разработка была инициативной ещё до того, как вступили в силу санкции по импортозамещению. Те, кто раньше делили этот рынок, были перепроджаниками. Закрытием этой ниши занимались компании, которые просто перепродавали импортные железки, а потом вышли ограничения, и они задумались, что делать дальше. Сначала они просто переклеивали наклейки - купили иностранный сервер, получился отечественный. Потом всё стало ужесточаться в плане контроля за реальностью отечественности оборудования. Раньше было достаточно и наклейки, а теперь нужно подтвердить что именно, какие компоненты, произведены в России, и войти в специальный реестр. И эти компании, привыкшие к "наклеечному импортозамещению", стали подстраиваться под новые условия, пытаться что-то производить. Но у них не такой задел, как у нас. Они догоняют.
- Что сегодня востребованнее? IT-индустрия или сфера моды?
- Это две супервостребованные сферы! (смеётся). Красота востребована с сотворения мира, а высокотехнологичная тема на пике актуальности именно сейчас. И мой новый проект как раз на стыке этих двух направлений. У меня была мечта найти какое-то совмещение. Это будет что-то вроде Агентства цифрового имиджа. Проект, который позволяет осознанно сформировать свой образ, исследовать свою матрицу. Он комплексный: с одной стороны, ориентирован на то, чтобы сформировать какое-то транслирование себя на цифровых площадках, но с другой, возможность переносить этот образ в жизнь. Я хочу сформировать возможность комплексной проработки имиджа и его трансляции в цифровую среду, с подключением психологов, визуализаторов, фотографов, стилистов, визажистов, дизайнеров, копирайтеров, таргетологов, SMM-щиков. Я думаю, что такой проект актуален сейчас и будет всё более востребован.
Я счастлива, что судьба так распорядилась, что я имею возможность заниматься тем, что мне нравится. Хотя у меня не было никакой подушки безопасности никогда, я всегда начинала не с нуля, а с минуса. Просто я выбирала тот путь, который откликался.
- Близкие поддерживали вас в этом или говорили, чтобы вы устроилась на "нормальную" работу?
- Когда я начала заниматься макияжем и уволилась из телекоммуникационной компании, то близкие меня не поддерживали. На начальном этапе моей деятельности как стилиста мне пытались навязать своё мнение. Но я всё видела по-другому, я не стала никого слушать и сделала всё по-своему. На самом деле, возможно, каждому человеку нужно начать делать какие-то шаги и заниматься тем, что ты любишь. Если бы меня сейчас спросили, чем бы я стала заниматься, если бы была такая возможность, я бы ответила: "Тем, чем сейчас занимаюсь". Мне сейчас интересна моя деятельность.
- Говорят, что творческим людям всё даётся легко, в отличие от тех же технарей. Согласны ли вы с этим, и с какими трудностями пришлось столкнуться в той и другой сфере?
- Я бы сказала, что каждый человек творческий, другой вопрос, насколько он позволяет своему творчеству раскрываться. Программисты, конструкторы, архитекторы, математики - очень творческие люди, у них такое пространство в голове, целая вселенная!
Быть творческим - помогает, ведь это значит уметь открыто, свободно и широко мыслить, а не ограничиваться лишь какими-то форматами, правилами и шаблонами. Креатив - это открытость к миллионам альтернатив и возможностей решения задачи, готовность и смелость использовать нестандартный подход, синтезировать свои собственные прикладные методы, а не только рисовать или писать стихи.
- Всё-таки что сложнее: работать со стилем и имиджем, строить бизнес или воспитывать детей?
- Сложно находить баланс между разными направлениями деятельности. Есть моменты, когда работа во всех этих сферах приносит удовольствие, а есть моменты, когда каждая из них требует большего внимания и решения реальных проблем. Но я скажу так: дети и семья - это то, что нужно держать как самое важное в жизни и уделять им большую часть своего внимания, ведь в конечном итоге именно близкие и любимые люди придают смысл всем достижениям и успехам. Это моё мнение, мой вывод, который сформировался со временем.
- Что в вашем понимании значит успешная женщина? И считаете ли вы себя таковой?
- Я считаю, что у каждого свой успех. Успешен тот человек, который во внешнем мире, в своей самореализации синхронизируется со своим внутренним содержимым. Не всем женщинам нужно материнство, например, или полная реализация в работе. Успешный тот, кто может себе позволить жить так, как ему велит его сердце.
Ну что такое успех? Кто-то может сказать о машине, квартире, брендовой одежде. Но это не успех, это пустота. Успех глубже. Можно сидеть в тунике и крутить корзины, находиться в полном одиночестве и получать от этого удовольствие. А можно печь пирожки в уютной многодетной семье и также быть счастливым. Или строить бизнес или карьеру, внешне реализовываться, и на этом всё. Вариантов успеха - бесчисленное множество. Успех - это прийти к своему внутреннему ресурсу и выразить в жизни своё содержимое, реализоваться, жить в гармонии с окружающим миром. Важно не подхватить посторонние навязанные ценности, оставаться верным себе, чувствовать то, что нужно именно тебе.
- Топ-3 книг, которые повлияли на ваше мировоззрение и которые можете порекомендовать другим?
- Главное - это любовь к миру и к людям. И чем больше я общаюсь с разными людьми, тем больше в этом убеждаюсь. Это важно и для гармонии, и для успеха, и для реализации. Если ты тепло ко всему относишься, то и в жизни всё складывается.
Первая книга, которую я бы порекомендовала, "Магия" Ронды Берн. Она как раз про то, что нужно благодарить за всё. Проснулся - найди пять поводов сказать спасибо. И даже если что-то в течение дня было не так, как ты планировал, найди позитив в этом. Вторая книга - "Сила подсознания" Джо Диспензы. Она о том, что наше сознание имеет возможности, которые мы даже не замечаем и не обращаемся к ним. И чудеса, на которые мы способны, мы не воплощаем и не реализуем. Если из бизнес-литературы выбирать, то это "Психология влияния" Роберта Чалдини. Но то, о чём там пишут, может распространяться на разные сферы жизни. Ты осознаёшь, что заставляет тебя принимать те или иные решения.
- Что вам не хватает для полного счастья? О чём сейчас мечтаете?
- Я часто считаю себя счастливым человеком ))). Но иногда сама себе поражаюсь, насколько я критично ориентирована! Я постоянно себя куда-то гоню, к каким-то достижениям, целям. Я сейчас это осознаю и пытаюсь замедлиться, наслаждаться моментом.
Ко всем своим проектам я отношусь требовательно, мне не спокойно, когда я знаю, что могла сделать ещё лучше. Стремлюсь к идеалу. Ведь всегда есть, к чему стремиться.
А если говорить о мечте, то есть внутренняя потребность сделать что-то действительно грандиозное и значимое, мирового масштаба, но конкретно ещё не сформировалось понимание, что это будет.
Фото: Илья Петров