Участникам госзаказа рассказали в Омске, как повысить эффективность госзакупок

Сегодня в Омске во второй раз прошёл Большой сибирский конгресс участников госзаказа (БСК). Его участники обсудили, как усовершенствовать систему госзакупок и снизить фактор коррупциогенности.

Форум собрал представителей из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Тюмени, Уфы, Челябинска и других городов. Они стали участниками расширенного заседания координационного совета БСК, цель которого - разъяснить трудности законодательства в данной сфере.

Контрактная система действует в России с 2014 года и пока ещё полностью не сформировалась. К примеру, в Омской области ФАС получает больше тысячи жалоб в год, треть которых касается ошибок в документах, половина - критериев и результатов отбора победителей.

- Проблемы одинаковы для всех регионов - слабая подготовка заказчиков в рамках работы с ФЗ-44, отсутствие квалифицированных кадров и денежных средств на их обучение. Самая большая проблема - это то, что в отличие от администрации Омска на уровне области не создан уполномоченный орган или учреждение, которые профессионально занимались бы осуществлением госзакупок, - констатирует замначальника УФАС России по Омской области Тамара Шмакова.

Замначальника управления контроля госзаказа Федеральной антимонопольной службы Артём Гриненко выделяет несколько системных проблем, к примеру, уход от выполнения закона о госзакупках путём субсидирования государственных и муниципальных предприятий или перевод закупок в сфере строительства в процедуру конкурса.

- Конкурс - это повышенный субъективизм. Критерии оценки субъективные, поэтому здесь необходима дополнительная аргументация. Это самая крупная проблема, - говорит Артём Гриненко. - В Госдуме находятся несколько законопроектов, призванных устранить пробелы в законодательстве. Самый крупный из них - о введении электронных конкурсов: все беды бумажных конкурсов будут устранены. Принятие законопроекта ожидаем к концу года, чтобы электронные конкурсы заработали в июле 2016 года.

Предприниматель Анатолий Каплунов, который на практике знает, как работает система госзакупок, говорит, что она достаточно прозрачная, но недостатки по-прежнему очевидны:

- Конечно, есть коррупционная составляющая. Но раньше она была в части торгов, а сейчас переносится в часть исполнения контракта - взаимодействия заказчиков и поставщиков, непосредственно тех, кто производит приёмку работ, услуг, товаров, поступающих в государственные и муниципальные учреждения. Когда вступает в игру человеческий фактор, коррупционная составляющая повышается.

Контроль процессов, происходящих после заключения контракта, должны осуществлять не только специализированные органы. Это в интересах самого заказчика, оплачивающего и получающего услугу.

- Если заказчик не контролирует процесс от и до, подрядчик начинает этим пользоваться. У нас были случаи, когда при строительстве подрядчик, например, заменяет материал на марку хуже и дешевле, не выполняет весь объём работ, предусмотренный сметой. А когда идёт достаточный контроль, многие недобросовестные подрядчики, видя, как проходит приёмка первых работ, уже на начальном этапе расторгают контракты, - рассказывает Александр Гусейнов, начальник отдела внепланового контроля в сфере закупок главного контрольного управления Челябинской области.

Фото: Илья Петров

Читайте также