Зима прочно заняла свои позиции, а сезонные премьеры нашего жанра от ведущих постановщиков готовятся к выходу. И я поняла, что в нашей рубрике о мюзиклах мы просто не можем промолчать об одной из самых долгожданных премьер прошлой осени, да и всего года в целом. Репертуар Ленкома Марка Захарова пополнил спектакль главного режиссёра театра Алексея Франдетти "Маяковский" (16+).
"Это был непростительно высокий полёт!
Акробаты разбитых надежд срываются вниз.
Во что бы ни стало - вырваться из западни.
Выход один - лети!"
О том, что Франдетти - практически второе имя мюзиклов в нашей стране, говорить не приходится. Однако, взявшись за свою первую работу в новом "доме", режиссёр решил слить в единое, казалось бы, невозможное: музыкальные традиции Ленкома (если вы забыли, речь, конечно, о рок-операх "Юнона и Авось", "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты"); современное восприятие оперы и юбилей поэта, стиль которого до сих пор переворачивает сознание тысяч людей. Так "случайно" и была изобретена муздрама. Ошибки здесь нет, это не привычная всем музыкальная драма. Новый жанр жёстких законов не имеет - он рождается здесь и сейчас. Под стать главному герою: ищет формы, требует броского слова и дерзкого взгляда.
По задумке, Маяковский на протяжении всего спектакля говорит лишь своими стихами, остальные персонажи ведут диалоги адаптированными строками из писем и реальных воспоминаний современников того века. Лишних слов нет. Либретто создала Ника Симонова. В нём она разделила Маяковского на два воплощения - душу и тело. Музыку написал Баста. Да, свои хиты он тоже вставить не забыл. Иначе говоря, на сцене живой футуризм или первый рэп-мюзикл.
- Мир меняется, музыка меняется, театр тоже должен принимать непосредственное участие в новых творческих процессах, - считает музыкальный продюсер объединения "Газгольдер" Роман Козлов.
- Нам необходимо было превратить произведения Маяковского в песни, чтобы у этого была какая-то неопошляющая музыкальная составляющая, музыкальное сопровождение. Это была сложная задача, - отметил композитор Василий Вакуленко. - На меня произвели впечатление три больших человека: Бродский, Высоцкий и Маяковский. Это три мощных реформатора, это великие поэты. Если мой стиль схож с их творчеством - для меня это большая честь.
"Акробаты" дают старт кричащей, ломаной и болезненной истории души поэта. Ведь мюзикл - драма человека, а не документальное переложение биографии Маяковского. Хоть автор многим и знаком своими "железными" агитационными работами, в нём никогда не угасала жажда любви. Точнее, потребность в ней. Именно любви в муздраме Владимиру всегда мало. Он её требовал, но никогда не получал желаемого. Режиссёр называет постановку экзистенциальной историей об одиночестве. А то проявление святого чувства, присутствовавшее в его жизни, скорее, можно назвать насилием, что порой благотворно влияло на карьеру.
"Эльза Триоле: - Не ломай его!
Лиля Брик: - Наоборот, я его вылеплю".
Своё слово любовница сдержала. "Два метра разгильдяйства" навеки превратила в "два метра стиля". Лиля в понимании артистки Натальи Иньковой была женщиной до мозга костей, а также воплощением властности, свободы и независимости.
"Любовь - игра,
и я в ней больше, чем зритель"
Порыв, эмоция, страсть, огонь в душе и глазах - таким Маяковского видит и слышит зритель Ленкома. "Голос" поэта каждый раз "выходит" на сцену вместе со своим обладателем - придаёт физическую форму терзаниям и чувствам героя.
В свою очередь творческие столкновения с Сергеем Есениным превращаются в хип-хоп-батл двух душ. За "певца из народа" в нём выступает Айседора Дункан. Такие антропоморфные отражения внутренней сути писателей о многом говорят в моменты их смертей: девушка с красным шарфом не отпускает своего спутника до самого конца и даже дольше, в то время как Маяковский свой голос душит.
"Надо вырвать радость из грядущих дней
В этой жизни помереть не трудно,
Сделать жизнь значительно трудней"
Актёр выбирает движения угловатые, резкие, импульсивные - так он отражает постоянную надорванность нервов поэта. На зрителя здесь воздействуют не только эмоционально. На сайте театра при покупке билетов висит предупреждение: "В спектакле используются яркие световые вспышки, высокочастотные мерцания и громкие звуковые эффекты". Скажем честно, по глазам вас и правда будут периодически "бить". Художник по свету находит физический контакт с аудиторией, ещё больше "включает" её в действие.
Впервые зритель увидел муздраму Франдетти ещё до премьеры. В день рождения Владимира Маяковского прошёл предпоказ - Москва "погуляла" на 130-летии футуриста.
Самоотдача требовалась не только от постановщиков - артистам пришлось освоить новые стили жизни на сцене.
- Пришлось овладеть таким стилем танца, как хип-хоп. Мы изначально не знали, кто кого играть будет, но уже начали усиленно заниматься по несколько раз в неделю. Не могу сказать, что прям тяжело было, но это новый формат, я этим никогда не занимался - мы в театре немножко другими направлениями как-то увлечены. И, конечно же, рэп! Было трудно, но расслабление пришло, когда ребята из "Газгольдера" сказали: "Слава богу, это не пародия на рэп". До ненужного фарса мы не довели, с задачей справились, - считает Дмитрий Никонов, исполняющий в мюзикле Сергея Есенина.
Однако на этом диковинные явления для труппы не кончились. Постановочная команда, как говорит Сергей Пиотровский (исполнитель роли Якова Агранова), заговорила на странном языке. Все театральные команды впервые в Ленкоме были обозначены иностранными словами: давайте вернёмся назад - stepback, главные герои - "принципалы" и, конечно, go!
"Пусть всё будет красиво,
Пока живы, всем спасибо"
Компромисс для Маяковского - стопроцентное поражение, игра, не стоящая свеч. Каждый конфликт он развивает до предельных децибелов. Только вот разногласие с собой пережить не в силах.
С самого начала на главной роли Алексей Франдетти видел двоих: Игоря Коняхина - "фактурно подходящий, двухметровый, большой, громкий, мощный" и Станислава Тикунова - "изломанный, экзистенциальный, сложный Маяковский".
Станислав Тикунов:
Маяковский - он грубый, он нежный, он молодой, он сложный - он разный. Я играю человека, переживающего свою драму, свою любовь, и этот спектакль для меня - о любви.
Игорь Коняхин:
Самоед, неврастеник, человек, живущий своей мечтой, и в тот момент, когда он разочаровался в своей утопии, он не смог дальше жить. Очень интересно копать в Маяковского. Там столько слоёв: он как лук, который снимаешь слой за слоем, а там ещё и ещё.
"Я просто хочу человечности"
Трагедия героя понятна во все времена: общество на Маяковского давит, в любви он счастья не находит. Его используют, им манипулируют, а он продолжает верить в любовь. До конца. Кричащая фигура бежит от оглушительной реальности и разбивается о свои же иллюзии.
Короткая жизнь, высокий полёт, меткие стихи - так говорят о поэте те, в чьих сердцах он не умрёт никогда. Выйдете вы с рэп-мюзикла одухотворённым или разбитым - предсказать невозможно, но попробуйте вместе с артистами… "зажечь на небе хоть одну звезду". Покидая зал Ленкома, вы поймёте, что это точно кому-нибудь нужно. Признаюсь, я была безумно счастлива, когда "в метелях полуденной пыли" ощутила всё эмоциональное содержание моего билета на "Маяковского" - запрыгнула в последний вагон, забрав последнее место и в зале и в осеннем блоке.
"Любовь - это закон природы"
Напомним, совместный проект с Musical Universe, главным гидом в мире мюзикла, мы начали с материала, в котором рискнули разобраться, кто и за что любит этот "нелёгкий лёгкий" жанр, зачем там "так много поют" и почему ожидаемой сказки с блёстками в спектакле и вовсе может не оказаться.
Фото: скриншоты Musical Universe