"Я понял, в чём ваша беда. Вы слишком серьёзны. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица... Улыбайтесь, господа, улыбайтесь"
Под "Лестницу в небо", написанную Алексеем Рыбниковым, барон Мюнгхаузен взбирался в вечность. Да, так заканчивается одноимённый фильма Марка Захарова. Главный герой сюжета пытался подарить миру 32 мая, открыть людям глаза на простое и прекрасное, но принят обществом не был. Однако композитор этой кинокартины оказался своими современниками понят. Музыку Алексея Рыбникова знает каждый. Более 130 саундтреков (фильмы "Остров сокровищ", "Приключения Буратино", "Про Красную Шапочку", "Усатый нянь", "Тот самый Мюнхгаузен", "Вам и не снилось", "Сказки старого Арбата"), академические сочинения и, конечно, две рок-оперы, перевернувшие сознание меломанов СССР.
В конце июня Омский академический симфонический оркестр исполнил хиты Рыбникова, а также записал исполнение Концерта для струнного квартета с оркестром по пьесе Метерлинка "Слепые". Ещё прошлой осенью дирижёр Дмитрий Васильев отправил простую видеозапись исполнения произведения коллегам из столицы. Легко, искренне и по-дружески. Автору понравилось - незатейливое послание превратилось в крупный проект. Для записи главных партий из Москвы прилетели София Третьякова (первая скрипка квартета), Мария Елина (вторая скрипка квартета), Варвара Гринденко (альт), София Щукина (виолончель). Вместе с ними прибыл и Сергей Свиридов - дирижёр театра Алексея Рыбникова и московского театрально-концертного объединения "Градский-Холл". Обсудил с нашим маэстро нюансы музыки для записи и заодно продирижировал вторым отделением концерта, где наш оркестр исполнил хиты Рыбникова.
- Его музыка подкупает разноплановостью. Даже в академических сочинениях, с которыми экспериментирует с десяти лет, он использует электронную технику. Рок-звучание многих композиторов отпугивает. Здесь наоборот - оно становится фишкой и приёмом, частью почерка. При этом академическая музыка сохраняет все традиционные формы, хоть часто её слушатели воспринимают как что-то инновационное, - говорит Сергей Свиридов.
Сергей Свиридов
Рыбников сам сумел подобрать ключ к слушателю, однако интересно, что он является "внуком" Римского-Корсакова. В юности композитор был учеником Арама Хачатуряна. Да, "Танец с саблями" - его рук дело. Так вот тот, в свою очередь, являлся учеником Римского-Корсакова. Такая музыкальная родословная сформировала основательность и масштабность самого подхода к музыке у автора всемирно известной рок-оперы "Юнона и Авось".
- Понимаете, Рыбников потрясающе владеет композиторским ремеслом, но при этом остаётся художником, - продолжает Сергей Свиридов. - Присутствие автора в музыке - вот, что сегодня важно. В мелодике сочинений кроется его язык. Даже так скажу, по первым двум тактам можно понять: Рыбников написал / не Рыбников написал. Это мои личные критерии, возможно, кто-то видит и слышит его музыку по-другому:
- Его почерк - это движение по мелодии в триолях.
- В интервальных ходах видны малые и большие сексты.
- Присутствуют постоянные скачки вверх и вниз.
- Трёхдольная схема, при этом в одном произведении в одно время у разных инструментов может быть разный ритмический рисунок - таким образом у Рыбникова везде присутствует внутренняя полифония.
- Всегда есть одна тема, которая проходит сквозь каждый голос оркестра.
Также дирижёр поделился, что Алексей Рыбников никогда не "вымучивает" музыку - пишет, что чувствует, и делает это сразу. В 70-е и 80-е годы композитор ежедневно генерировал десятки новых мелодий. Просто садился и отдавался потоку.
Кстати, музыка из "Того самого Мюнгхаузена" изначально не была саундтреком. Мелодии были написаны за 10 лет до начала съёмок фильма Захарова. Когда Рыбникова пригласили в картину как композитора, он пришёл уже с готовым материалом. Режиссёру музыкальные темы понравились не сразу. Однако спустя 3-4 дня режиссёр картины дал добро. Настолько засели мотивы в его мыслях.
- Благодаря музыке барон стал значимым лирическим героем. Были бы другие развития музыкальных тем, герой и контекст картины воспринимался бы совершенно иначе. "Лестница в небо" - это лирика, полная трагикомедии. По сути, весь сюжет кроется в мелодии. Так же происходит и с рок-операми Рыбникова. "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", "Юнона и Авось" поднимали Ленком. "Юнона" - это вообще феномен - она же взорвала мир и сознание людей - показала, что, оказывается, в Советском союзе можно писать и так, - отмечает маэстро Свиридов.
Микс плотного рока и богослужения - вовсе не осквернение религии, а стратегический ход композитора, взрывающий мозг публики. Текст рок-оперы - слова одноимённой поэмы Вознесенского.
- "Юнона и Авось" - произведение, которое словами описать... нереально. Выходишь со спектакля и говорить не можешь. Ты всё ещё чувственно и мысленно в том музыкально-вокальном моменте. Ты выходишь и не понимаешь, то ли любовь, то ли вера в бога превращает людей в ангелов. "Ангел, стань человеком" - тот фрагмент произведения, который постоянно на репите в моём плейлисте. Песня моряков "Авось" - отражение каждого из нас. Авось нас реально вывозит постоянно. Поэтому сегодня на концерт музыки А. Рыбникова я пришла, чтобы услышать пару мелодий из любимой рок-оперы от нашего оркестра. Кстати, должна признаться и нашему музыкальному театру. Рок-балет и Андрей Матвиенко в роли Резанова меня заставляет рыдать каждый раз, - делится зрительница Александра.
Омский академический симфонический оркестр под руководством Сергея Свиридова в этот вечер исполнил "Белый шиповник". Дирижёр же, в свою очередь, поделился своим топом из рок-оперы (далее - прямая речь маэстро):
"Романс морских офицеров" - затрагивает каждое сердце, находящееся в момент спектакля в зале. Каким бы ты ни был специалистом в музыке, ты сначала чувствуешь эту композицию, а потом уже начинаешь на неё смотреть осознанно. Именно этот номер всегда идёт на бис.
"Голос Богородицы" - гармонический склад и очень точное, острое, "живое" высокое интонирование даёт нужный эффект. Очень проникновенно и, не побоюсь этого слова, свежо.
"Аллилуйя" - это всегда слёзы радости. Это круто. Тут я даже пытаться что-то умное говорить не буду. Слова в синтезе с музыкой - дают... Не надо ничего говорить, нужно слышать!
Кстати, профессионал заметил, что такое эмоциональное восприятие музыки для профессии опасно. Ведь дирижёр - это, в первую очередь, разговор об аналитическом и структурированном восприятии музыки. Управлять музыкальным процессом здесь и сейчас плюс одновременно предаваться эмоциям и воспоминаниям, связанным с произведением - чревато последствиями: можно "слететь" с дирижёрской схемы, а можно и забыть про контрабас в какой-то момент. Если оркестр сильный, он провал дирижёра, конечно, вытащит. Но такого может и не случиться. Поэтому эмоции дирижёр в работу специально не закладывает. Когда выполняется техническая часть, они появляются сами собой.
Фото: Илья Петров