Свободное время  •   4 июля 2023, 15:03, последнее обновление 4 июля 2023, 15:05

"Когда находишься с ними рядом, мир становится проще, маски слетают". Начинающий режиссёр - о своём инклюзивном спектакле

О том, как рождался новый пластический спектакль Театральной мастерской имени Саши Волгина, беседуем с его режиссёром-постановщиком.

В конце июня Театральная мастерская имени Саши Волгина "Планеты друзей" завершила очередной театральный сезон. Актёры с особенностями здоровья показали свою новую постановку "Я тут был. Меня там не было" (0+). Это уже второй пластический спектакль театрального коллектива. В хореографических постановках "планетяне" особенно органичны - через движения у ребят лучше всего получается передавать свои чувства и мироощущение. Режиссёром и хореографом-постановщиком нового спектакля стала Валерия Фролёнок-Снеткова. Уже почти два года девушка преподаёт ребятам современный танец. Мы поговорили с Валерией о том, для чего особенные артисты выходят на сцену, почему рядом с ними невозможно казаться кем-то другим и как выгорание привело молодого хореографа к первой большой театральной работе.

- Валерия, как вы познакомились с Театральной мастерской имени Саши Волгина?

- Осенью 2021 года к нам в Омск приезжал проект "Искусство инклюзии" из Екатеринбурга. В рамках лаборатории в течение двух недель хореографы ставили пластический спектакль с десятью ребятами из театральной мастерской и десятью профессиональными танцовщиками. Меня туда пригласили как танцора, и две недели мы провели с ребятами вместе. Меня заинтересовала их судьба - чем они занимаются, как проводят время, что им интересно. Да и в целом мне стало интересно, что происходит с людьми с инвалидностью в настоящем, прошлом и будущем. Мы занимались с ребятами современным танцем, и родители захотели, чтобы с ними кто-то продолжал работать в этом направлении. Куратор проекта предложила мою кандидатуру.

- Как вы искали общий язык с участниками труппы?

- Просто интуитивно, как с обычными людьми. Первое время было сложно, потому мы, к сожалению, не встречаем таких ребят в жизни каждый день. Было не совсем понятно, что можно делать, а что нет, как надо разговаривать, что они поймут, а что не поймут. Когда смотришь на таких людей, тебя пугает то, что они будто бы не понимают, что происходит на самом деле, не находятся в реальности, и ты не знаешь, что с этим делать. Основное, что нужно было понять мне и, как мне кажется, важно понять многим, - ничего в этом страшного нет. У ребят просто своё восприятие реальности, себя, этого мира, и это совершенно нормально. Это то, на что каждый человек имеет право. И как раз-таки общение складывается, когда ты начинаешь спокойно к этому относиться и настраиваться на их волну. Для меня это было делом времени, а потом всё выстроилось. Теперь я воспринимаю ребят как очень родных людей, с которыми у нас свой отдельный мирок, в котором я себя комфортно ощущаю и где я чувствую себя нужной.

- Как рождался спектакль "Я тут был. Меня там не было"?

- Изначально это было больше желание родителей - поставить что-нибудь с ребятами для сцены. Я слышала их просьбу, но как-то ничего не рождалось. А потом в какой-то момент мне стало очень сложно работать. Это случилось где-то в конце этой зимы. Прошло чуть больше года, как мы с ребятами занимаемся, и мне показалось, то ли у меня терпение кончилось, потому что, если говорить об особенностях общения с ребятами, то где-то нужно просто терпение. Потому что они более честные: если они устали или им что-то не нравится, они будут это показывать и стоять на своём. То ли самим ребятам стало совсем неинтересно, думала я, то ли я им вообще не нужна... Были мысли, может, мне не хватает знаний или педагогических навыков, чтобы работать с ними… Как будто бы зашла в какой-то тупик. Уходя с работы, я постоянно обо всём этом думала, нехотя шла на работу. В общем, было тяжко. Мне помог разговор с одной из мам ребят. Она сказала мне, что у меня случилось классическое выгорание после года работы с людьми, что естественно для каждого человека. А ещё это случилось из-за того, что у меня, как у человека с большим опытом в танцах и серьёзно относящемуся к этому делу, есть достаточно высокие ожидания от самой себя - как от преподавателя, постановщика и исполнителя. Я привыкла работать на результат, и если я до поставленной планки не достаю, мне очень сложно с этим смириться. Мне очень помогла эта женщина - она подсказала, что сами ребята работают не на результат, они работают ради процесса. И это здесь самое важное. Действительно, процесс нашей работы всегда очень переменчив, он зависит от общего состояния группы. Каждый день может быть отыгран совершенно по-разному, в зависимости от их настроения. Мне предложили для достижения результата мотивировать ребят сценой, ведь они её очень сильно любят. Каждый раз на поклоне не хотят уходить: улыбаются, танцуют, бесятся. И это помогло.

  

- О чём этот спектакль? Вы шли от идеи или от актёров?

- Наверное, всё-таки больше от актёров, потому что идея, лежащая в основе постановки, связана с ребятами, с их реальностью и моей рефлексией насчёт их жизни и существования. Для меня это спектакль про путешествие. Про путешествие скорее нематериальное. Про мечты, мысли и надежду. Про возможность переместиться из одного места в другое, ярко представив заветную для себя картинку. Я думаю, это тема близка каждому человеку, не только "планетянам". Этот спектакль - размышление о том, насколько ребята имеют возможность коммуницировать с внешним миром и насколько они могут выходить наружу из мира внутреннего. Поэтому название "Я тут был. Меня там не было" является очень говорящим и отражает то, что я вижу в них и в том, как они живут.

- Как проходили ваши репетиции? Какие эмоции вы испытывали в это время?

- По-разному (смеётся). Ну на самом деле меня больше мучили внутренние вопросы, чем внешние, потому что ребята очень трудоспособные, много информации умеют поглощать и не жалеют себя. У меня была рефлексия, ведь это моя первая постановка. Было очень много размышлений о том, как нужно к этому подойти. Потому что, конечно, хочется сразу стать гением, знать всё про драматургию, композицию и сделать хороший продукт. Но я понимаю, что, сколько бы времени я ни потратила на размышления, я всё равно сделаю так, как могу на данный момент. Поэтому я решила успокоиться и делать то, что приходит в голову, слушать собственные ощущения и трансформировать это в пластику тела и природу движения актёров.

 

- Спектакль получился? Какие у вас впечатления после проделанной работы?

- Я боялась, что ребята могут забыть задачи, которые у них есть, дезориентироваться в пространстве, но всё сложилось чудесно. Они смогли это сделать, хотя года полтора назад я бы подумала, что это невозможно. Я очень довольна результатом и процессом, который происходил.

Для меня это огромный опыт для осознания своих возможностей. Мне было порой очень сложно понять, почему у меня случаются такие приступы синдрома самозванца, почему очень сложно поверить в собственные достижения. Выгорание мне показало, что я длительное время очень сильно вкладывалась в своё дело, но я успела за это время набрать много опыта и вырасти. Для меня это тоже очень важная вещь, как для человека, который не стал поступать в вуз, а решил пойти тернистой тропой художника. Всё, что сейчас происходит, - для меня очень большое достижение, и то, что заставляет меня саму к себе относиться по-другому - с бо́льшим уважением, любовью и гордостью за себя. Я рада тому, что какие-то свои травмы я могу прорабатывать не только в разговорах с самой собой, но и в опыте взаимодействия с людьми, в опыте работы.

- Что важного вы узнали об особенных ребятах?

- Я начала больше понимать, что такое социальное меньшинство и с какими проблемами оно сталкивается. Это относится и к ребятам, и к их близким людям, родителям. Я ещё больше стала осознавать, что социальные меньшинства имеют точно такое же право на существование, право быть заметными и услышанными. Да, они другие, но они точно такие же люди, с которыми можно коммуницировать и которые совсем не обязаны где-то прятаться. Нужно, чтобы люди понимали это. И если есть возможность, амбиции и желание менять такое сложившееся отношение не только в России, а в принципе во всём мире, здорово, если люди будут это делать.

 

- В чём уникальность "планетных" артистов?

- Это действительно честность и очень яркая, неподдельная искренность, которую ты не сможешь не увидеть, и они в этой честности пребывают всегда. Даже если они на сцене что-то забыли, где-то потерялись, мы не увидим картинку того, что человек что-то забыл и резко попытался исправиться. Если он запнулся, он продолжит запинаться и будет в этом очень честным. А кто-то другой из них на это обязательно отреагирует, приложит руку ко лбу или рассмеётся прямо на сцене. И это тот материал, с которым действительно можно работать, потому что за этим тоже можно наблюдать. Это то, что из них вообще не стоит выбивать. Мне кажется, это одна из самых важных особенностей ребят.

Когда находишься с ними рядом, мир как будто бы становится немножко проще, маски слетают, причём с тебя самого же. Они как будто напоминают, что действительно можно быть самим собой, без всех наших "загонов" и попыток казаться не тем, кем мы являемся, и всё будет нормально. Они будто бы могут "отзеркалить" наши естественные состояния, которые мы можем показать далеко не каждому человеку. Я их за это очень ценю и считаю, что ребята таким образом тоже делают большой вклад во внутренний мир нашего общества.

Фото: Елизавета Медведева, Илья Петров

Читайте также