26 января известный художник Никас Сафронов собрал в Городском музее "Искусство Омска" омских олимпийцев. Портреты, написанные им, станут основой для Аллеи чемпионов, которая появится в городе в этом году. В Омске художник уже не в первый раз - пять лет назад в музее имени Врубеля он представил новую выставку "Избранное". В начале января Сафронов "разогрел" публику выставкой "Ожившие полотна", а теперь прибыл в город лично, чтобы представить её.
- Никас, вы стараетесь не обделять Омск вниманием. Можете ли сказать, что поездка в наш город вдохновляет вас на новые свершения?
- Я взялся за цикл портретов в графике "сангина" (техника портретной живописи - прим. ред.) спортсменов. Как ни странно, их оказалось 46, 26 из них - олимпийцы. Около реки будут стоять бюсты из бронзы и мои картины, которые потом попадут в музей. Когда начинаешь общаться со спортсменами, ты обогащаешься. Понимаешь, что некоторые из них могут даже руководить государством. Это удивительное открытие для меня. Обычно, когда ты видишь депутата-спортсмена, понимаешь, что такую возможность им даёт известность. Но многие действительно приносят государству пользу. Буду надеяться, что моя маленькая лепта позволит миру узнать, насколько богата такая часть нашей страны, как Омск и Омская область. Какие великие и уникальные люди, которые прошли путь становления, живут здесь. Стать известным сложно. Я сам прошёл большую школу, прежде чем состояться. Труд - это обязательно. Никакой лени. Ведь художники - они такие витиеватые - ждут вдохновения. А спортсмену нельзя ничего ждать - нужно приходить в зал и работать.
- Вы упомянули о медийности. Как при большой популярности оставаться человеком и не растерять себя как спортсмена, как художника?
- Когда человек растёт как личность, он самодостаточен. Ему нечего делить ни с кем. Я занимаюсь благотворительностью. Во время пандемии я собирал врачей из провинции, из красных зон, и устраивал для них мастер-класс. Я пригласил актёров, музыкантов. Люди были потрясены! Я ведь ем гречневую кашу, что называется, и не ем фуагра. Люблю простых людей.
- Вы как-то сказали, что художнику необязательно быть голодным.
- Вы знаете, за редким исключением все художники, которые были великими, стали известными. Рафаэль, Леонардо и Микеланджело получали заказы от пап и королей. Рембрандт был одним из самых богатых людей Амстердама. Просто вложил деньги в тюльпаны в последние годы жизни и разорился. И за этот факт цепляются часто люди менее талантливые. В Москве 275 тысяч художников! Когда и кто тебя узнает? Ты должен доказывать и заявлять о себе в этом мире, в этой жизни. Если мне заказывают работы короли, президент, если я их написал, почему я должен быть бедным? Я этими деньгами делюсь - отдаю на благотворительность. Отдаю больше половины средств, и оставшейся части мне хватает, чтобы нормально жить. Поэтому были обеспеченными Модильяни и Ван Гог. Они специально продумывали план, как вырваться из нищеты. Тогда модно было, чтобы художник был голодным. На самом деле это редкое исключение из правил. Есть примеры Пикассо и Дали. Многие художники при жизни состоялись, и были бы ещё богаче, будь они живы.
- А где грань между тем, что ты делаешь "для кого-то" и что ты делаешь "для себя"?
- Вы знаете, говорят, что интеллигент - это тот, кто не ковыряет в носу, даже когда он один. Если ты художник и работаешь на заказчика, то ты не делаешь "ералаш". Ты можешь отказаться от этого в силу своего имени или финансовых возможностей. Конечно, никто не исключает, что бывают разные времена. Например, приходят люди и говорят: "Хотим портрет нашей жены или дочери". А она вся в "пластике", хотя тебе предлагают достаточно большие деньги за это. Я отказываю и обосновываю почему. Мне все люди интересны, и не потому, что я хочу заработать. Да, есть неинтересные люди, скучные. Я их уже переписал когда-то в юности студентом - и бомжей, и нищих. Сегодня меня интересует тот, кто нашёл свой миллион. Сегодня это всем интересно. Это и спортсмены, и актёры. Это может быть даже рабочий, шахтёр, который достал руду, или стахановец. Вот их я напишу.
- Что бы вы посоветовали молодым художникам, которые пытаются стать известными?
- Нужно освоить классику, не нужно исходить на разные NFT. Например, на выставке-аукционе на форуме в Петербурге выставляли Кандинского за 300 тысяч рублей, Малевича - за 200. Я сказал: "Вот у меня маленькая работа, она летает в космосе. Я её тоже прибавлю к этому". И она ушла за пять миллионов. Это говорит о том, что люди хотят реальности.
И, конечно, нужно оставаться милосердным человеком. Для художника важно оставаться личностью. Основа - это труд. Не нужно обольщаться, что после смерти тебя узнают. Я бы советовал не заниматься искусством, а заниматься этим делом как любительством. Потому что искусство - это такой же труд, как и труд шахтёра.
Рано утром я прилетел в Омск, не спал, сделал несколько набросков видов города. Пейзажи на будущее отметил. Нужен труд, если ты хочешь состояться как художник. И важно не терять человеческие качества. Надо оставаться сентиментальным, трогательным, душевным и тёплым и быть обязательным. Если ты пообещал однажды девушке своей Эйфелеву башню показать - иди спили и принеси. Не давай обещаний, которые ты не можешь выполнить. Если вы берёте заказ и нужно к 30 числу сделать портрет, то 31-го он уже не нужен. Нужно выполнить работу в срок и так хорошо, чтобы любой музей хотел иметь эту работу в своей коллекции. Это важно.
Фото: Илья Петров