- Не могу сказать, что интересы у детей другие. Главное, за чем они приходят - найти себя, дело, в котором ты можешь реализоваться. И 10 лет назад, и сейчас дети хотят себя попробовать в телевизионной индустрии и найти свой жизненный путь. С этой точки зрения мало что изменилось.
- В споре "скорость или качество" сегодня, к сожалению, выигрывает скорость, так как нужно быть "здесь и сейчас", а под рукой всегда есть смартфон с камерой. Поддерживается ли в школе ТВ этот, можно сказать, тренд на "быстрый" контент? Можно ли создать качественный продукт вот так вот "на коленке", когда у тебя нет большого опыта?
- Можно сделать быстро и интересно, но чтобы сделать качественно, нужна подготовка, осмысленный поход. У нас, кстати, сами дети не поддерживают этот тренд. Ты не дашь мне соврать, что мы всегда говорим: "Ребята, снимайте! Давайте пробуйте вот это и вот это! Делайте больше!". Не всегда делают, потому что "заражаются", наверное, от нас: сначала нужно какие-то вещи узнать, осмыслить, подойти более основательно к реализации. Я лично не поддерживаю этот тренд, но принимаю.
- Школа ТВ активно реагирует на веянья телевизионной моды. Один из самых востребованных жанров - интервью, активно развивался и в школе ТВ. Каждый ученик в 14-15 лет уже получает телевизионную практику, снимаясь в проекте "Кадры". Как вы считаете, появился ли в телевизионной индустрии новый популярный формат? Если да, то будут ли над ним работать ученики. Или же формат "глаза в глаза" остаётся актуальным и проект "Кадры", например, будет модернизирован?
- Важно понимать, что проект "Кадры" родился не из-за моды на формат интервью, он появился для того, чтобы у молодых (а иногда очень юных) людей, была возможность на равных быть в диалоге с людьми, которые уже добились успеха в своей области. Это возможность поговорить и попробовать себя в роли журналиста. Изменилось ли что-то, появились ли новые жанры? Форма всё время меняется, а основа остаётся. Проект "Кадры", несмотря на то, что он "старичок", ему почти 10 лет и он ровесник Школы ТВ, мы хотим его сделать более динамичным. Разговариваем об этом, но всё-таки предоставляем возможность детям решать. Возможно, новый набор придёт и скажет: "А давайте "Кадры" сделаем вообще другой передачей!". Это же проект детей, построенный на их мыслях и харизме, проект, на котором можно учиться, набивать свои шишки, и если уж его и менять, то не по указке сверху. Интервью - это классная форма: ты помогаешь герою раскрыться и он тебе благодарен за то, что ты дорисовал картину о нём, которой не хватало окружающим. Новые формы будут появляться, и мы будем их обязательно внедрять в свою деятельность, но мы не будем это делать нашей взрослой командой, здесь всегда инициатива за ребятами.
- Если говорить о проектах, то в прошлом сезоне завершились съёмки программы "Кем быть", так как Соня Волкова, автор и ведущая передачи, выпустилась и будет продолжать свою карьеру в Москве. Что будет с проектом дальше: будет существовать с новым ведущим или же проект просто завершился?
- У нас было несколько вариантов. Всей нашей команде нравится этот проект и ответная реакция героев, потому что, когда герой программы уходит и благодарит тебя за то, что ты дал ему возможность окунуться в профессию мечты, это очень приятно. На закрытии 10 сезона я официально объявила, что проект "Кем быть" закрыт, потому что автором и ведущим являлась Соня Волкова, это её детище. Но сейчас мы вернулись к диалогу об этом проекте и, возможно, продолжим его снимать с Соней Волковой, только локация поменяется. Так что проекту "Кем быть" быть, если автор-ведущая будет с ним и дальше!
- Кстати, в истории, например, отечественного телевидения существует феномен: часто проект имеет популярность с определенным ведущим, но, когда происходит смена лидера, рейтинги передачи понижаются. Как вы думаете, почему так происходит?
- Бывает по-разному. Я думаю, должно всё совпасть. В проекте - как в жизни: должна быть любовь, желание что-то делать, усилия и какая-то усидчивость. Если все эти винтики совпадут, то и с новым ведущим может быть круто. Но если мы возвращаемся к "Кем быть", то здесь немного другая ситуация: Соня этот проект придумала, это была её инициатива. Я не считаю нужным цепляться за каждый проект. Да - он классный, да - мы его любим, да - мы хотим его делать, если будет такая возможность, но придут новые ребята, и будут новые проекты. Чем больше мы сможем помочь детям попробовать себя, тем, я уверена, больше успешных проектов у нас будет.
- Школа ТВ славится командой профессионалов. Какими качествами должен обладать "учитель", чтобы работать в Школе ТВ?
- Я думаю, что этот вопрос нужно задать каждому нашему наставнику, и, я уверена, что будет много интересных ответов, потому что каждый наш преподаватель уникален. Наверное, есть одно общее качество - это любовь к детям. Знаешь, кажется это абсурдно, ведь детей же не возможно не любить: объективно, они клёвые, интересные, талантливые, молодые, у них куча идей. Если ты можешь это в ребёнке разглядеть, поддержать и быть с ним рядом на протяжении большого количества времени, а потом ещё и с радостью его отпустить и кайфовать от того, что он реализуется дальше, - вот это, наверное, главное, по крайней мере, для меня.
- Для человека непосвящённого странным может показаться наличие в расписании таких предметов, как "актёрское мастерство" и "сцендвижение". Скажите, в чем здесь смысл?
- У нас в младшей группе, у наших семилеточек, вообще всего четыре направления: "актёрское мастерство", "сценическая речь", "психология общения" и "учебная студия", в рамках которой дети участвуют в съёмках и фотосессиях. Занятия проходят в игровой форме, и каждый раз, когда ребята приходят после занятий и родители спрашивают, чем вы занимались, они отвечают: "Мы играли". Иногда родители у нас спрашивают: "Мы ходим, а вы всё играете и играете". На самом деле, у нас нет ни одной лишней дисциплины. Когда мы только открывались (и это тоже опыт), у нас было 14 дисциплин, сейчас мы сократили их количество до 11. У нас ушла "режиссура звука", потому что технически было очень сложно работать в группе, и не всем, что греха таить, это было нужно. У нас ушел "имидж и стиль" (оставили несколько тренингов). Ещё у нас был предмет "мировая художественная культура", мы заменили этот курс посещением разных мастер-классов, новых экспозиций, экскурсий по городу. За исключением этих дисциплин, остальные работают только на одну задачу: помочь ребёнку сначала "выдохнуть", потом всё-таки вспомнить, что он молодец, и начать творить.
- Расскажите подробнее о дисциплинах?
- "Актёрское мастерство" снимает телесные зажимы, "сценическая речь" - речевые зажимы, "сцендвижение" помогает почувствовать своё тело и понять, что у тебя всё получится. Всё это работает на уверенность в себе, но самое главное - каждый ребенок, пришедший в нашу школу, должен почувствовать себя как дома. Когда ты в безопасности, когда ты знаешь, что с тобой здесь обращаются как с партнёром (не просто учителя, которые сказали выучить, например, таблицу, и будут тебя потом спрашивать), а когда все работают на одно дело, тогда ты успокаиваешься и начинаешь слышать себя и раскрываться творчески. Это главная задача всех дисциплин. Просто у кого-то круто получается работать в кадре, тебя, например, зацепила журналистика, некоторым нравится снимать, в этом году наша выпускница Настя Раптопова уже защитила диплом по операторскому искусству. Наша задача - рассмотреть все грани таланта: у кого-то проявятся организаторские способности, он "продюсирование" прослушает и поймёт, что это моё. Кто-то за кадром лучше будет работать, например, в качестве режиссёра, поэтому нет лишней дисциплины. Они все для того, чтобы каждый ребёнок нашел себе место под нашим "телевизионным солнцем".
- Омск, как известно, живет спортом, в особенности "болеет" хоккеем. Как Школа ТВ реагирует на этот запрос общества?
- С недавних пор Школа ТВ стала участвовать в одном очень интересном проекте совместно с Фондом развития спорта имени Александра Вьюхина, который организовала Елена Вьюхина. Этот проект направлен на развитие способностей у детей спортсменов в области спортивной журналистики и журналистики в целом. Дело в том, что у ребят, которые занимаются хоккеем, вся жизнь вертится вокруг этого вида спорта, и это неплохо, это позволяет им достичь высоких результатов, однако есть одно но: не все могут профессионально реализоваться в спорте по разным причинам. Представляешь, что в 13-14 лет подростку говорят: "Всё, до свидания!". В этот момент у него просто рушится мир, а кроме спорта ничего нет. Вот мы хотим дать возможность ребятам остаться в спорте, но только в другой роли - телевизионная адаптация ребят. Этот проект находит отклик у многих людей, они подтверждают, что такая проблема есть. Поэтому сейчас мы делаем журналистскую смену в лагере "Чемпионик", там все мальчишки - хоккеисты и наш маленький журналистский отряд. В следующем году мы планируем сделать смену 50 на 50, а также мы хотим реализовать смену журналистки в "Орлёнке" совместно со спортсменами. То есть планы, уходящие далеко вперёд. Среди спортсменов очень много талантливых ребят. В прошлом году мы уже пробовали такую форму общения с ними, и у них очень круто получается. Знаешь почему? Потому что они могут рассказывать профессионально обо всех тонкостях. Рассказывать круто может только человек, влюблённый в дело, поэтому из них получаются обалденные спортивные журналисты.
- Что круче: быть профессионалом своего дела или же быть ребёнком, пусть пока без какого-либо опыта, с классными идеями и желанием воплощать их в жизнь?
- Конечно, у ребёнка больше шансов. Как только ты поймешь, что ты "профессионал" - всё, пиши пропало, дальше ты будешь катиться вниз. Пока ты ребёнок, который хочет учиться, пробовать, неважно 40 тебе лет, 13 или 20, - у тебя всё получится.
- Вы общаетесь с большим количеством детей. Давайте честно, бывают ли неталантливые дети?
- Неталантливых не бывает, вот ни одного не было неталантливого. Бывает такое, что не сложились обстоятельства так, чтобы ребёнок узнал, что он талантливый. Ведь много и взрослых людей, которые живут, а спросить себя, чего они хотят, не хватает времени. Было ли у нас так, что к нам приходил ребёнок, занимался, а мы ему говорили: "Попробуйте себя в другом направлении", - такое было. Ребёнок уходил и круто реализовывался в другой сфере. Задача взрослых - предоставить возможность ребёнку сходить в разных направлениях и выбрать своё, понять, что тебя цепляет и в чём ты можешь реализоваться. Ещё раз скажу, что классно проявить себя ты сможешь в том деле, которое ты полюбил. Это должна быть любовь, тогда всё будет классно.
- За вашими плечами большое количество проектов, и большинство - в цель. Есть ли какая-то формула классного успешного проекта?
- Я такой формулы не знаю, очень бы хотела её узнать. Вот ты сейчас начинаешь свою профессиональную карьеру уже как моя коллега, и если ты узнаешь, ты обязательно со мной поделись. Я знаю, что очень классно работать с людьми, которые любят своё дело и честны по отношению к тому, что делают, - это я уважаю. А что нужно сделать по формуле, чтобы было супер, не знаю.
Напомним, что Школа ТВ телеканала "Продвижение" открыла юбилейный набор и ждёт заряженных творческой энергией ребят!
Фото: Елизавета Медведева