Арктический дневник. День первый

Зампредседателя омского отделения Русского географического общества Алексей Матвеев входит в состав экспедиции на остров Белый, посвящённой изучению событий августа 1944 года, когда немецкая субмарина U-365 атаковала советский конвой БД-5. Его "путевые записки" публикует "Омск Здесь".

15.07.2015 г.

4.30. Сижу в аэропорту города Тюмени в посёлке Рощино. Путь от Омска до Тюмени был недолог, но по-омски колоритен. На поезд "Омск-Нижневартовск" в наш отсек вместе с другими мужиками заселился Валера - дядька лет пятидесяти. Заселился уже поддатым. Через два часа неспешной беседы обо всём он решил усугубить и раздобыл где-то ещё одну бутылку водки. Выпив её половину, он начал сначала громко излагать свою концепцию жизни, а потом у купе проводников задавать вопросы проходящим молодым людям. Вопросы были типа: "Ты чё - не русский? Почему ходишь не в штанах, а в шортах?". Выяснилось, что зовут его Валера Волк, что он подъесаул и офицер. Вскоре он перешёл к глухим угрозам. Апогеем его выступления стал крик девочки-проводницы: "Он с ножом!". Выскакиваю. Два парня пытаются отнять у него нож. Безрезультатно. В Валере около 100 килограммов и примерно литр водки, который двигает этим центнером. Пришлось поучаствовать. Выкрутил нож из руки и отнёс его в туалет, где бросил на пол за трубы.

Проводницы вызвали начальника поезда. Тот вызвал полицию, и Валеру Волка ссадили в Ишиме, он взял с собой и нож.

После этих событий пришлось отстирывать рукав рубахи, запачканный чужой кровью.

Спал плохо. Девочки-проводницы из ОмГУПС, практикантки с двумя молодцами, участвовавшими в усмирении строптивого бугая, ещё полночи громко за стенкой обсуждали это событие. Видимо, знакомились...

В 2.00 меня разбудили, а ещё через полчаса прекрасная утренняя, вся в розовых оттенках, Тюмень встречала сонных омичей. До самолёта было ещё четыре часа. Поэтому я неспешно съел мороженое (60 руб.), посидел 30 минут в интернет-кафе (60 руб.), вызвал такси и за 300 рублей доехал до Рощино. Таксистом оказалась приятная интеллигентная дама пятидесяти лет, которая по дороге очень хвалила нынешнее руководство города. И была права. Тюмень значительно изменилась за последние годы, чего например не скажешь о некоторых миллионниках. Прекрасные дороги, новые дома. ЧИСТЫЕ улицы. На мой завистливый вздох по поводу "нефтяных денег" заметила, что "дело не только в них".

В аэропорту людно, как на базаре. Прошёл несложный и непафосный досмотр и сейчас сижу в зале ожидания. Кемарю. Народа постепенно становится всё меньше. Новый Уренгой, Надым, Санкт-Петербург, Симферополь - прекрасная география нашей Родины. Аэропорт Рощино трудится. И вообще, создаётся впечатление, что СЕВЕР трудится.

Об экспедиции на остров Белый мой старый археологический товарищ Александр Шлюшинский, ныне заведующий Археологческим сектором Музейно-выставочного комплекса имени Шимановского (г. Салехард), поведал нам с С. Ф. Татауровым три года назад. Тогда у нас и родилась идея принять участие в экспедиции. Большое впечатление затем произвёл на меня документальный фильм "Внутренний конвой", в котором Сергей Владимирович Шулинин - инициатор общественного проекта "Карские экспедиции" - и рассказал о том, как он искал сведения о страшной трагедии, разыгравшейся в водах Карского моря в августе 1944 года с советским арктическим конвоем БД-5.

Мне запомнились слова, которые он произносит в фильме: "Часто во сне я вижу глаза ребёнка, уходящего на морскую глубину. Они спрашивают меня: "За что, почему я?". Поэтому я должен воздать должную память о каждом из сотен погибших людей - пассажиров и участников конвоя".

И действительно, почему погибли более 500 взрослых и детей? Чем руководствовался капитан немецкой подводной лодки U-365, когда торпедировал корабли конвоя?

06.40. Сел в пассажирское кресло аэробуса авиакомпании "Ямал", носящего имя Юрия Эрвье. Очень приятное обслуживание, вежливый персонал. Пассажиры интересны с антропологической точки зрения. Много русских с примесью ненецкой, хантыйской, такой вот северной особенности. Часто у них приятные, красивые лица.

08.40. Сели в Салехарде. Светит солнце. Красиво. Саша встречает. Только, что передо мной в Салехард прилетели через Москву два участника экспедиции из города Севастополя - Алексей и Сергей. Оба стройные, подтянутые, темноволосые, скуластые. Только тёзка ростом 190 см, а Сергей 175 см. Серёжа - магстрант-историк университета. Алексей пока ещё не представил свой род занятий. Саша заселил нас в гостиный двор NORD, где уже со вчерашнего дня проживали приданные экспедиции спасатели из города Екатеринбурга Саша и Николай. Они были на Белом в прошлом году. Оба опытные. Саша - лет тридцати, коренастый, живой. Николай - лет сорока, спокойный, подтянутый. Познакомились и отправились на обед. После него удалось посетить место раскопок знаменитого на всю Сибирь археологического памятника Усть-Полуй. Здесь неожиданно встретил знакомого - бывшего омича и хирурга БСМП - Сергея Слепченко. Ныне он специалист-антрополог. Живёт и трудится в Салехарде.

Александр Шлюшинский довёл нас до Парка Победы, а сам отправился оформлять документы для экспедиции.

Парк Победы в Салехарде - удивительной красоты архитектурно-мемориальный комплекс. Есть в нём что-то от римской классики. Производит мощное и неизгладимое впечатление. На его территории стоят образцы военной техники 1930-1980-х гг. Мы долго разглядывали танки и самолеты, фотографировались. После чего отправились на ужин и в номер.

Завтра по программе у нас командообразующие мероприятия. Тимбилдинг. И это понятно. Мы будем на острове в одном коллективе. Хорошо было бы сейчас его собрать. Организаторы продумали и эти моменты.

Только что подъехали два специалиста из Новосибирска и Ноябрьска.