"Укол в сердце и новая планка": верный путь в "Страну чудес" мюзикла Глеба Матвейчука в Омске
На сцене Омского государственного музыкального театра состоялась премьера семейного мюзикла "Алиса в стране чудес". 20 декабря новое актуальное прочтение известной сказки Льюиса Кэрролла публике представили приглашённые режиссёры Александра Каспарова
и Георгий Диевский (Театральная компания Глеба Матвейчука).
Чтобы вымостить для зрителя дорогу в страну чудес, в сказку было необходимо поверить всей постановочной группе проекта. После открытого кастинга (выбор артистов в формате "докажи, что ты достоин стать звездой, здесь и сейчас" был проведён в Омском государственном музыкальном театре впервые) музыкальный руководитель "Алисы в стране чудес" Екатерина Гусар приступила к проведению вокальных уроков с исполнителями ролей. Работа над музыкальной драматургией материала, точным и характерным звукоизвлечением и расширением диапазона артистов продолжалась вплоть до премьерного дня.
Зал Омского музыкального вмещает почти 1000 зрителей. И за то, чтоб хотя бы на один вечер люди отключились от прозы жизни и поверили в реальность чудес, в ответе цеха театра, где создают настоящую магию. Фантасмагоричные переходы главной героини постановки между мирами реализует художник по свету. Преобладающий цвет визуальных эффектов, элементов декораций и костюмов - голубой. Как отмечает художник-сценограф мюзикла Даниил Ющенко, это цвет инфантильности и вместе с тем безграничной фантазии. В оформлении самой постановки художник виртуозно работает с графикой: запускает воображение зрителя, "играя" силуэтами и абстрактными фигурами.
- Наша фишка - "одежда сцены" - фигурные кулисы и фон. Работа с освещением фронтальным и контражурным позволит задникам буквально оживать во время спектакля: вот мы смотрим на сад, видим цветы на чёрном фоне, в какой-то момент свет начинает меняться, силуэты выделяются и вот через проекцию сада (его уже видно лишь в прожилках) мы попадаем в новую локацию. По похожей системе работаем и с дворцом Красной королевы.
(Москва)
Так оркестровая яма превращается в нору Белого кролика, того самого, что в этой интерпретации истории славится на всю страну чудес вовсе не страхом опоздать, а чувственной харизмой. Илья Скляров на премьере стал отменным "дерзким пушистиком", кроликом-актёром, который беззастенчиво выписал бы сам себе все театральные премии мира. Ради сладкой жизни (хотя уместнее сказать не в шоколаде, а… в морковках) он готов и жениться по расчёту, и влюбляет в себя… Кого? Узнаете в театре, где яркие вокальные номера, что ежедневно исполняются вживую, артисты по закону жанра, работая на развитие действия, совмещают с точным следованием хореографическому рисунку, созданному Надеждой Добровольской. Визуально страну чудес формируют 12 масштабных фигур и работа световых дел мастера, ежесекундно "подсвечивающего" все приключенческие повороты взрослеющей девочки Алисы.
- Своей сложностью мюзикл задаёт новый уровень, новую планку для спектакля музыкального театра. Всё-таки это детский репертуар: дети должны видеть лучшее. Потому что если ребёнок не получил, скажем так, "укол" театра в сердце, то он и не придёт в него в следующий раз уже в подростковом и во взрослом возрасте. Ребёнок должен получить самое яркое впечатление от театра, самое положительное и самое доброе. У нас сейчас проблема в обществе в принципе такова, что дети мало общаются со своими родителями, особенно с папами. Все на работе, все заняты, у всех проблемы: театр же - то место, куда могут дети с родителями прийти и провести время вместе совсем не лишний раз.
В момент завязки сюжета главная героиня - одиннадцатиклассница, бурно "страдающая" (как ей кажется) от гиперопеки родителей. Она заявляет, что устала отчитываться о том, что не забыла пообедать, и всеми силами парирует их "нападения" с расспросами о планах насчёт грядущего поступления в высшее учебное заведение. Только вот в процессе бега по жизни, стремительно набирающей темп, Алиса уже успела заблудиться - в себе! Героиня, похоже, не помнит, что умеет мечтать; забыла, как любила путешествовать по миру своего воображения, читая книгу Льюиса Кэрролла, которую ей в детстве подарили родители и то, как обещала Шляпнику и Мартовскому зайцу всегда помнить, что 6:00 - время для "безумного чаепития".
Но вот зритель слышит скрежет тормозов, и повзрослевшая Алиса оказывается в государстве собственной фантазии, где жители один другого "страньше", события - "все чудесатее и чудесатее", а порядки "всё любопытственнее и любопытственнее". Путь к себе настоящей героиня находит в диалоге с маленькой девочкой. Той, которой она была 10 лет назад.
- Знаете, я хочу попасть в такую страну, где было бы много конфет! И я бы там каталась на горках из конфет, сладости бы там были везде! Это моя детская мечта. Я очень люблю конфеты. У меня была даже такая история: я съела дома все конфеты и свалила всё на папу. Сказала, что это папа всё съел.
Историю о том, как в процессе взросления суметь не предать своего внутреннего ребёнка, рассказывают артисты омской интерпретации мюзикла Глеба Матвейчука, который сегодня востребован на площадках Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска. По режиссёрскому замыслу Александры Каспаровой и Георгия Диевского Алиса и есть страна чудес! Её обитатели - воплощения граней личности героини: Белый кролик - эгоизм, Красная королева - ярость, Гусеница - интуиция, а Шляпник - её богатая фантазия. К слову, именно он "режиссирует" путешествия дерзкого подростка по лабиринтам несговорчивого упрямого "я".
- Он добрый, безумный и счастливый! Привлекает его непосредственность, он практически никогда не унывает. Когда ему становится очень грустно, он может найти в себе силы воспрять! Он как птица феникс: затухает и сразу же вновь становится весёлым! Он делает это не столько для себя, сколько для других, он весельем пытается заразить. Это же очень замечательно, когда человек энергию не поглощает, а делится ей, излучает её для других. Я мечтал сыграть Шляпника. Есть у актёра список ролей, которые бы он хотел сыграть, да. Конечно, я всегда фантазировал на эту тему: бегал по своей стране чудес, со всеми стрелялся (смеётся), а кого-то реанимировал.
Шляпника
Проходя испытания в стране чудес, Алиса и Шляпник попадают в плен Красной королевы - во "фламинговые" рукавицы правительницы-тиранши, жаждущей казнить на территории своих владений даже Тишину. Одолеть деспотичную натуру (а по сути, собственный гнев) героине помогает самообладание: в её сознании складывается "пазл" из деталек-подсказок, которые ей на протяжении всего спектакля "вручают" давние сказочные друзья. Героиня осознаёт, что ситуация (да и на самом деле жизнь) находится под её контролем, поскольку случается то, что Алиса диктует и во что искренне верит сама.
Над собой мы точно можем взять власть. Это, конечно, непросто, но контролировать свои чувства, эмоции, научиться не позволять выходить злости наружу (возможно, во благо окружающих даже подавлять её в себе) мы точно можем научиться. Мне кажется это важным. К сожалению, я очень часто вижу на улицах людей злых, недовольных жизнью, агрессивных, огрызающихся. Понимаю, что для них это просто выплеск эмоций, всегда проще отдать негатив другим людям, особенно незнакомым: дорого, невкусно, нет денег. А вот научиться бы всем нам недовольства переработать в положительные эмоции! Да, плохо себя чувствую, но хорошо, что живу! Знаете, у любой истории есть оборотная сторона. Приходите на спектакль "Алиса в стране чудес" и вместе с главной героиней сможете научиться управлять своими эмоциями.
(Санкт-Петербург)
Полная версия интервью с артисткой культовых мюзиклов, лауреатом премии "Золотая маска" Мананой Гогитидзе совсем скоро появится на нашем сайте, следите за публикациями. Напомним, что в постановке "Алиса в стране чудес" в ближайшее время примет участие ещё один приглашённый артист: в роли Шляпника на омскую сцену выйдет Павел Стукалов.
(ДИАЛОГ ВЗРОСЛОЙ АЛИСЫ С МАЛЕНЬКОЙ СОБОЙ)
- Я делаю всё, что захочу! Ты можешь так же!"
Полина
зритель
Елена Ерыгина
зритель
Татьяна Назаренко
зритель
Подробности о каждом этапе постановки сказки в Омске, а также видеоинтервью с режиссёрами мюзикла найдёте в нашем специальном материале: "В детстве мы все умели мечтать". Документальный фильм "Внутри Алисы. История одной премьеры" выпустил телеканал "Продвижение" в преддверии спектакля, задающего новую планку проектов Музыкального театра в Омске.
Овации первого показа отзвучали, нам остаётся лишь процитировать Шляпника из известной киноадаптации сказки: "В добрый дальний, Алиса!"
До 8 января "Страна чудес" ежедневно будет оживать на большой сцене, а после новогодней поры мюзикл войдёт в репертуар театра.
Автор текста: Виктория Абзамилова
Оформление: Татьяна Лисмент
Фото: Илья Петров