"Укол в сердце и новая планка": верный путь в "Страну чудес" мюзикла Глеба Матвейчука в Омске

На сцене Омского государственного музыкального театра состоялась премьера семейного мюзикла "Алиса в стране чудес". 20 декабря новое актуальное прочтение известной сказки Льюиса Кэрролла публике представили приглашённые режиссёры Александра Каспарова

и Георгий Диевский (Театральная компания Глеба Матвейчука).

Как далеко от каждого из нас дверца, за которой окажется мир мечты? Какой "укол" для юных сердец приготовили в театре? Как применить зрительские переживания на практике? Смотрим мюзикл, прислушиваемся к его героям и во всём разбираемся вместе.
(ГУСЕНИЦА)
"Свершеньям нет меры, когда есть вера"

Чтобы вымостить для зрителя дорогу в страну чудес, в сказку было необходимо поверить всей постановочной группе проекта. После открытого кастинга (выбор артистов в формате "докажи, что ты достоин стать звездой, здесь и сейчас" был проведён в Омском государственном музыкальном театре впервые) музыкальный руководитель "Алисы в стране чудес" Екатерина Гусар приступила к проведению вокальных уроков с исполнителями ролей. Работа над музыкальной драматургией материала, точным и характерным звукоизвлечением и расширением диапазона артистов продолжалась вплоть до премьерного дня.

- Вы бы знали, какие они молодцы: артисты совершают вокальные подвиги. Каждый на протяжении нашей работы двигался в своём темпе, но в любом случае ребята уже на иной высоте профессионального уровня. Есть те, кто сделал колоссальные шаги: они изменились, они звучат по-другому и, главное, они продолжают работать над собой. А сейчас они за кулисами волнуются и переживают: им хочется, чтобы сказка случилась! Будем поддерживать! Я буду громко хлопать.
Екатерина Гусар
музыкальный руководитель мюзикла

Зал Омского музыкального вмещает почти 1000 зрителей. И за то, чтоб хотя бы на один вечер люди отключились от прозы жизни и поверили в реальность чудес, в ответе цеха театра, где создают настоящую магию. Фантасмагоричные переходы главной героини постановки между мирами реализует художник по свету. Преобладающий цвет визуальных эффектов, элементов декораций и костюмов - голубой. Как отмечает художник-сценограф мюзикла Даниил Ющенко, это цвет инфантильности и вместе с тем безграничной фантазии. В оформлении самой постановки художник виртуозно работает с графикой: запускает воображение зрителя, "играя" силуэтами и абстрактными фигурами.

- Наша фишка - "одежда сцены" - фигурные кулисы и фон. Работа с освещением фронтальным и контражурным позволит задникам буквально оживать во время спектакля: вот мы смотрим на сад, видим цветы на чёрном фоне, в какой-то момент свет начинает меняться, силуэты выделяются и вот через проекцию сада (его уже видно лишь в прожилках) мы попадаем в новую локацию. По похожей системе работаем и с дворцом Красной королевы.

Даниил Ющенко
художник-сценограф
(Москва)
- В этом спектакле чудесные декорации! И это сегодня редкость: в последнее время театры слишком часто экономят на визуальной составляющей спектаклей. Обычно приходишь и условно видишь два стула, три стола, и тебе говорят, что с помощью света тебе нужно создать тронный зал. В этот момент ты с ужасом внутри кричишь: "ААААААААА???!" В данном случае мы работаем с удивительными декорациями: объёмными, разными! Не буду раскрывать всех секретов, но мне было что светить и где создавать атмосферу. К примеру, у меня была кроличья нора, которую мне нужно было красиво оформить, чтобы она на сцене заиграла! - делится художник по свету Анастасия Якубович (Санкт-Петербург). - Детей же не проведёшь. Моя задача - удерживать их внимание, сделать так, чтобы после открытия занавеса они сказали "вау" и зависли. Максимальная сказка, яркость, волшебство! Надеюсь, что получится и мы "победим" в борьбе за внимание наших самых строгих зрителей.
Анастасия Якубович
художник по свету

Так оркестровая яма превращается в нору Белого кролика, того самого, что в этой интерпретации истории славится на всю страну чудес вовсе не страхом опоздать, а чувственной харизмой. Илья Скляров на премьере стал отменным "дерзким пушистиком", кроликом-актёром, который беззастенчиво выписал бы сам себе все театральные премии мира. Ради сладкой жизни (хотя уместнее сказать не в шоколаде, а… в морковках) он готов и жениться по расчёту, и влюбляет в себя… Кого? Узнаете в театре, где яркие вокальные номера, что ежедневно исполняются вживую, артисты по закону жанра, работая на развитие действия, совмещают с точным следованием хореографическому рисунку, созданному Надеждой Добровольской. Визуально страну чудес формируют 12 масштабных фигур и работа световых дел мастера, ежесекундно "подсвечивающего" все приключенческие повороты взрослеющей девочки Алисы.

- Своей сложностью мюзикл задаёт новый уровень, новую планку для спектакля музыкального театра. Всё-таки это детский репертуар: дети должны видеть лучшее. Потому что если ребёнок не получил, скажем так, "укол" театра в сердце, то он и не придёт в него в следующий раз уже в подростковом и во взрослом возрасте. Ребёнок должен получить самое яркое впечатление от театра, самое положительное и самое доброе. У нас сейчас проблема в обществе в принципе такова, что дети мало общаются со своими родителями, особенно с папами. Все на работе, все заняты, у всех проблемы: театр же - то место, куда могут дети с родителями прийти и провести время вместе совсем не лишний раз.

Илья Киргинцев
директор Омского музыкального театра
(КОТ)
"Не пытайся покинуть страну чудес, Алиса! Ты и есть страна чудес"

В момент завязки сюжета главная героиня - одиннадцатиклассница, бурно "страдающая" (как ей кажется) от гиперопеки родителей. Она заявляет, что устала отчитываться о том, что не забыла пообедать, и всеми силами парирует их "нападения" с расспросами о планах насчёт грядущего поступления в высшее учебное заведение. Только вот в процессе бега по жизни, стремительно набирающей темп, Алиса уже успела заблудиться - в себе! Героиня, похоже, не помнит, что умеет мечтать; забыла, как любила путешествовать по миру своего воображения, читая книгу Льюиса Кэрролла, которую ей в детстве подарили родители и то, как обещала Шляпнику и Мартовскому зайцу всегда помнить, что 6:00 - время для "безумного чаепития".


Но вот зритель слышит скрежет тормозов, и повзрослевшая Алиса оказывается в государстве собственной фантазии, где жители один другого "страньше", события - "все чудесатее и чудесатее", а порядки "всё любопытственнее и любопытственнее". Путь к себе настоящей героиня находит в диалоге с маленькой девочкой. Той, которой она была 10 лет назад.

- Знаете, я хочу попасть в такую страну, где было бы много конфет! И я бы там каталась на горках из конфет, сладости бы там были везде! Это моя детская мечта. Я очень люблю конфеты. У меня была даже такая история: я съела дома все конфеты и свалила всё на папу. Сказала, что это папа всё съел.

Валерия Кузьмова
исполнительница роли Алисы в детстве
- В один момент мы перестаём мечтать. Я даже прослеживала в своей жизни: когда у тебя появляется работа, бытовые заботы, переживания, на вопрос "О чём ты мечтаешь?" тебе сказать нечего - ты уже вроде бы ни о чём и не мечтаешь. Но на самом деле этот ответ есть, ты просто его забыл из-за груза проблем повседневности.
Маргарита Дергилева
исполнительница роли взрослой Алисы

Историю о том, как в процессе взросления суметь не предать своего внутреннего ребёнка, рассказывают артисты омской интерпретации мюзикла Глеба Матвейчука, который сегодня востребован на площадках Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска. По режиссёрскому замыслу Александры Каспаровой и Георгия Диевского Алиса и есть страна чудес! Её обитатели - воплощения граней личности героини: Белый кролик - эгоизм, Красная королева - ярость, Гусеница - интуиция, а Шляпник - её богатая фантазия. К слову, именно он "режиссирует" путешествия дерзкого подростка по лабиринтам несговорчивого упрямого "я".

- Он добрый, безумный и счастливый! Привлекает его непосредственность, он практически никогда не унывает. Когда ему становится очень грустно, он может найти в себе силы воспрять! Он как птица феникс: затухает и сразу же вновь становится весёлым! Он делает это не столько для себя, сколько для других, он весельем пытается заразить. Это же очень замечательно, когда человек энергию не поглощает, а делится ей, излучает её для других. Я мечтал сыграть Шляпника. Есть у актёра список ролей, которые бы он хотел сыграть, да. Конечно, я всегда фантазировал на эту тему: бегал по своей стране чудес, со всеми стрелялся (смеётся), а кого-то реанимировал.

Иван Мельников
исполнитель роли
Шляпника

Проходя испытания в стране чудес, Алиса и Шляпник попадают в плен Красной королевы - во "фламинговые" рукавицы правительницы-тиранши, жаждущей казнить на территории своих владений даже Тишину. Одолеть деспотичную натуру (а по сути, собственный гнев) героине помогает самообладание: в её сознании складывается "пазл" из деталек-подсказок, которые ей на протяжении всего спектакля "вручают" давние сказочные друзья. Героиня осознаёт, что ситуация (да и на самом деле жизнь) находится под её контролем, поскольку случается то, что Алиса диктует и во что искренне верит сама.

- Алиса должна понять: всё, что происходит вокруг, случается потому, что она верит в это. Она может управлять ситуацией: может всё остановить, изменить или же вообще вернуться в реальный мир.
Над собой мы точно можем взять власть. Это, конечно, непросто, но контролировать свои чувства, эмоции, научиться не позволять выходить злости наружу (возможно, во благо окружающих даже подавлять её в себе) мы точно можем научиться. Мне кажется это важным. К сожалению, я очень часто вижу на улицах людей злых, недовольных жизнью, агрессивных, огрызающихся. Понимаю, что для них это просто выплеск эмоций, всегда проще отдать негатив другим людям, особенно незнакомым: дорого, невкусно, нет денег. А вот научиться бы всем нам недовольства переработать в положительные эмоции! Да, плохо себя чувствую, но хорошо, что живу! Знаете, у любой истории есть оборотная сторона. Приходите на спектакль "Алиса в стране чудес" и вместе с главной героиней сможете научиться управлять своими эмоциями.
Манана Гогитидзе
приглашённая артистка на роль Красной королевы
(Санкт-Петербург)

Полная версия интервью с артисткой культовых мюзиклов, лауреатом премии "Золотая маска" Мананой Гогитидзе совсем скоро появится на нашем сайте, следите за публикациями. Напомним, что в постановке "Алиса в стране чудес" в ближайшее время примет участие ещё один приглашённый артист: в роли Шляпника на омскую сцену выйдет Павел Стукалов.

(ДИАЛОГ ВЗРОСЛОЙ АЛИСЫ С МАЛЕНЬКОЙ СОБОЙ)

"- Алиса, что ты здесь делаешь?
- Я делаю всё, что захочу! Ты можешь так же!"
- Спектакль потрясающий, с новым прочтением любимой сказки! Это очень здорово, что дарят волшебство не только детям, но и взрослым! Чудо - оно всегда сидит внутри человека - и всё зависит от него: случится оно или нет. Выйди на улицу и обрати внимание: падающие снежинки - это уже чудеса!
- Я думаю, что эта сказка про то, что надо верить в чудеса! Если в них поверить - они случаются
- Удивительный был конец, мы с дочкой (которую тоже зовут Алиса) очень переживали за главную героиню, потом обрадовались, что всё хорошо, что она смогла спасти свою жизнь. Появилось праздничное настроение! Костюмы - невероятные!

Полина

зритель

Елена Ерыгина

зритель

Татьяна Назаренко

зритель

Подробности о каждом этапе постановки сказки в Омске, а также видеоинтервью с режиссёрами мюзикла найдёте в нашем специальном материале: "В детстве мы все умели мечтать". Документальный фильм "Внутри Алисы. История одной премьеры" выпустил телеканал "Продвижение" в преддверии спектакля, задающего новую планку проектов Музыкального театра в Омске.

Овации первого показа отзвучали, нам остаётся лишь процитировать Шляпника из известной киноадаптации сказки: "В добрый дальний, Алиса!"

До 8 января "Страна чудес" ежедневно будет оживать на большой сцене, а после новогодней поры мюзикл войдёт в репертуар театра.

Автор текста: Виктория Абзамилова

Оформление: Татьяна Лисмент

Фото: Илья Петров