"В детстве мы все умели мечтать"
Премьера мюзикла как возможность вернуться в свою "страну чудес"

20 декабря на сцене Омского государственного музыкального театра состоится премьера мюзикла "Алиса в стране чудес" Глеба Матвейчука в постановке режиссёров Александры Каспаровой и Георгия Диевского. Предвкушая визуально-смысловое пиршество, готовимся к первому "безумному чаепитию" в Омске.

Работа над проектом началась с одновременно серьёзного и смелого шага: государственный театр с укомплектованным штатом артистов объявил открытый кастинг на все роли будущей постановки. По бродвейской традиции любой желающий мог заявить о себе и, оказавшись лучшим из массы достойных претендентов, получить роль мечты. Каким был накал за кулисами, с какими идеями в Омск приехали постановщики и какой высоты была планка для участников кастинга? Узнаете в нашем репортаже с того самого дня, что дал старт "строительству" страны чудес в Омске.

Заявки присылали из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, но исполнителями ролей становятся… (барабанная дробь) артисты самых разных площадок нашего города! Их с уникальным замыслом нового прочтения Льюиса Кэрролла (и материала Глеба Матвейчука, что уже востребован на сценах столиц) режиссёр-постановщик "Алисы" Александра Каспарова познакомила на первой читке.

- Главная мысль "Алисы" - найти путь к себе, научиться не гасить свой внутренний свет! Наша задача по жизни - внутреннего ребёнка, умеющего мечтать и верящего в чудеса, не предавать. Особенно сложно об этом не забывать, проходя этапы взросления. Мне кажется, сказки - попытки взрослых свой опыт погрузить в оболочку, доступную и понятную детям.
Александра Каспарова
режиссёр-постановщик мюзикла "Алиса в стране чудес"
В подробном интервью сверхзадачей команды режиссёр-постановщик называет потенциальное влияние на желание зрителей выбирать совместный семейный отдых - желательно в театре. Сама Александра в работе придерживается принципа "делай добро и беги". Прямо как в самой сказке: "Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее".

Ученицы Детской школы искусств им. Е. Ф. Светланова (Алисы в детстве: Алиса Шабалина, Валерия Кузьмова) в ходе подготовки к премьере признаются, что почти круглосуточно репетируют свои номера, но не забывают и об образовательном процессе. Исполнительница роли Красной королевы - мастер художественного слова Омской филармонии Надежда Костюк вспоминает свои актёрские "приёмчики". "Чудесатая" сказка с ней идёт по жизни: студенчество, первая работа в театре, читка истории с оркестром, в этот раз на сцене Надежда будет "профессионально рубить головы".

В Омском музыкальном театре (по закону жанра, подразумевающего шоу) готовы на всё ради счастья, появляющегося на лицах зрителей. Артисты рассказывают, что пытаются прыгнуть выше головы на вокальных уроках с Екатериной Гусар, музыкальным руководителем мюзикла "Алиса в стране чудес", ищут способ звукоизвлечения, что точно передаст настроение сказки и отразит в себе "свет" музыки, написанной в традициях Алана Менкена.
- В этой версии мюзикла все герои "Страны чудес" олицетворяют грани характера самой Алисы. Королева - не исключение. Она олицетворяет не самые лучшие человеческие качества: злость, раздражительность, эгоизм. Но лишь признав и увидев эти качества в себе, мы можем с ними вступить в борьбу.
Героиня, мягко говоря, малоприятная. В книгах Л. Кэрролла она воплощение тирании, диктатуры, гнева, а её абсурдные законы вызывают неприязнь к персонажу. Но в этом спектакле ей подарили очень замечательное чувство: любовь к Зайцу! Это немного смягчает обстоятельства и в чём-то её оправдывает. По крайней мере я её оправдываю - иначе играть Королеву становится совсем неинтересно. Любовь спасёт мир, спасёт даже самые заблудшие души. Я в это верю!
Манана Гогитидзе
исполнительница роли Красной королевы в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии
- Омская версия спектакля разительно отличается от московской. И, конечно же, Шляпник и стержень его образа не исключение. В московской версии одной из центральных линий была линия любви между Шляпником и Алисой. В омской версии её ждать не стоит. И когда я играл шляпника в Москве, я каждый раз проходил тяжёлый путь принятия того факта, что, если ты любишь, (в случае, если так будет лучше для того, кого ты любишь) ты должен иметь силы отпустить человека. И мир фантазий - это, конечно, прекрасно, но нельзя находиться только в нём: всё должно быть в гармонии, это очень важно. В омской версии мой персонаж будет раскрываться совсем по-другому. И я не хочу вам рассказывать, как именно. Потому что, если вы собираетесь прийти на спектакль, вы должны пройти этот путь сами! Ведь это так прекрасно, когда зритель выходит из зала с вопросами в голове. На мой взгляд, это одна из главных задач театра: селить вопросы в сознании зрителей и давать им самим на них ответить. Так что… Нет! Я вам ничего не расскажу о своём новом образе.
Павел Стукалов
Безумный шляпник московской версии мюзикла
Говоря о работе в этом проекте, артист замечает, что, выходя на сцену в "Алисе в стране чудес" в любой из своих ролей (будь то Шляпник, Белый кролик или Валет), он словно снимает с себя неудобную ростовую куклу - сбрасывает все маски, подаренные взрослой жизнью, и вновь становится маленьким собой. Существуя на открытом темпераменте, даёт овладеть своим сознанием внутреннему ребёнку. Он охотно снова смотрит на мир наивным взглядом, искренне выражая свои эмоции и… всё время безостановочно фантазируя!

- Мы родом из детства: тогда мы все умели мечтать и верить, а потом эти (такие необходимые человеку) навыки забываются, исчезают в этом безумном ежедневном беге. Мы должны вспомнить, что это такое: мечтать и не знать границ! Мы должны хотя бы попытаться.
Очень важно этот детский, возможно, наивный угол зрения в себе сохранять: а вдруг получится!? Вдруг сложится!? Вдруг случится чудо!? Пусть свершится чудо, пусть оно свершается каждый день. Пусть маленькое, но чудо.
Георгий Диевский
второй режиссёр мюзикла

В возможность каких 6 магических обстоятельств хотят верить постановщики "Алисы в стране чудес"? Почему этот материал сегодня востребован? Пример какой молодой команды из отечественной театральной практики вдохновляет современных режиссёров? Обсуждаем в наших специальных интервью, посвящённых созданию семейного мюзикла.

Александра Каспарова
Георгий Диевский

В преддверии сказочного спектакля, первый показ которого состоится уже

20 декабря на сцене Омского музыкального театра, телеканал "Продвижение" выпустил документальный фильм о постановке мюзикла нового уровня в нашем городе, ориентирах участников проекта и о том, как за кулисами рождается волшебство, которым артисты делятся с публикой:

"Внутри Алисы. История одной премьеры".

Автор текста: Виктория Абзамилова

Оформление: Татьяна Лисмент

Фото: Илья Петров

Иллюстрации сгенерированы с помощью Midjourney