"Какая любовь - такие и инструменты повествования о ней"
музыкальный руководитель
о том, почему невозможно написать
мелодию любви по шаблону
19 сентября Омск ждёт гастроли офф-бродвейского мюзикла
"Я люблю тебя, но…" (18+) компании Creative Lab STAIRWAY.
В преддверии встречи знакомимся с музыкальным руководителем проекта - Екатериной Гусар. Об опыте работы
с лицензионным материалом по американской системе, влиянии возраста целевой аудитории на постановочную команду, "процентах успеха" музыкального материала и о том, почему спектакли о реальных людях востребованы, а любовь - это не "розовые сопли" - говорим в интервью.
- Наш стартовый вопрос: мюзикл для вас - "разговор" о каких трёх эмоциональных состояниях (или какие три ассоциации связаны для вас с этим словом)?
- Первое - трепетное предвкушение. Думаю, многие меня поддержат: когда ты приходишь на мюзикл, ты сидишь в зале, ждёшь, когда потухнет свет и начнётся действие. Когда ты как профессионал "входишь" в проект, ты ждёшь знакомства с артистами, встречи с режиссёром. Второе - вдохновение. Ты его чувствуешь, когда слушаешь что-то новое. И третье - скорее всего, это счастье.
- Екатерина, вспомните, с какого спектакля/каст-альбома/пластинки начался ваш интерес к жанру, что впервые в вас вызвало сильные эмоции и заставило всмотреться?
- 15-17 лет назад я впервые услышала "Призрака оперы". Меня потрясла музыка: её композиционная, вокальная, эмоциональная составляющие. Это пробудило во мне интерес к жанру. Я безумно благодарна судьбе за случай, благодаря которому я познакомилась
с Антоном Музыкантским, потому что с сотрудничества с ним во время постановки рок-мюзикла "Кэрри" началась моя карьера музыкального руководителя. Боже, это звучит пафосно и страшно, но это правда (смеётся). Да, мой путь начался с хорошего материала и работы с классным режиссёром, которых в нашей сфере мало. Пока будет достаточно пальцев одной руки, чтобы назвать имена тех, кто действительно может привести мюзикл к качеству эталона бродвейских постановок. Это ни в коем случае не упрёк - это просто наша реальность.
- Что это был за спектакль и чем он был хорош? И что было дальше?
- "Кэрри" - я бы сказала, это спектакль формата студенческого мюзикла с обалденной современной музыкой в стилистике поп-рок, которая близка мне по внутреннему состоянию. Мне нравилась эта работа,как и в дальнейшем, материал мюзикла "Ближе к норме". Он очень вдохновлял, он был технически очень интересен, там были постоянные смены сложных размеров: ритмические сбивки, чередования ломали грув, но они качали! "Ближе к норме" - это любовь, это тот проект, что, если бы меня вдруг спросили: "Хочешь ещё раз?" - я бы ответила: "Хочу" ещё много раз! Грубо говоря, бывают вещи, которые ты делаешь за деньги, а бывают те, что для себя. И если бы мне предложили снова вернуться к этому материалу в команде с офигенным режиссёром, я бы вернулась к работе над этим спектаклем. И не ради денег. Всё-таки история мюзикла "Ближе к норме" - это история живых людей. Ничего не имею против сказок, люблю их, но на них можно сходить 2-3 раза, а на спектакли с историями, которые могут происходить с тобой, с твоим соседом по лестничной площадке, я бы ходила чуть ли не каждый день. И мне становится очень печально, когда я вижу спектакль, основанный на реальных событиях, но превращённый постановщиками в сладенькую сказку. Грустно, обидно. И за актёров в том числе: все они люди и хотят играть серьёзные роли, а не ёлочку, белочку, пупсика. Я работаю с разными артистами, с теми, чьи имена в театре весомы. Мы много общаемся, и как же они кайфуют, когда могут проявить себя в интересных ролях.

Благодарна судьбе за то, что мой путь в профессию начался с мощного музыкального материала. Это потрясающий опыт, которым я горжусь и которого и близко нет у большинства молодых музруков. Это повлияло на мой вкус, на то, как я подхожу к организации процесса работы с музыкальным материалом, на понимание выстраивания музыкальной структуры спектакля - как это на самом деле должно работать, а не под диктовку разных чужих "хочется".
- Расскажите, чем именно занимается музыкальный руководитель мюзикла? Это своего рода "дирижёр" проекта?
- В России функционал музыкального руководителя только начинает обретать конкретику. Можно точно сказать, что в зоне нашей ответственности вся музыкальная часть спектакля: создание, работа над её актуальным звучанием и, конечно, исполнение. Музыкальный руководитель принимает участие в создании самого спектакля, работает с режиссёром, выдвигает предложения по созданию каких-либо музыкальных вставок, андерскоров.
Пожалуй, можно сказать, что мы своего рода дирижёры проекта и помощники режиссёра по музыкальной части. Потому что есть режиссёры, которые знают, чего они хотят; а есть режиссёры, которые в постоянном поиске. Для музрука важен хороший опыт:
я сотрудничала с Антоном Музыкантским, с Алексеем Франдетти - я понимаю, как должен "работать" жанр, как должна строиться музыкально-драматургическая канва спектакля. Поэтому во время постановочного процесса я смело могу подходить к режиссёрам, например, с предложениями: сдвинуть темпоритм спектакля, разбавить медленные песни активными музыкальными переходами. Всё ради того, чтобы наш зритель в итоге не заскучал, не уснул и не вышел из театра с мнением: первый акт - вау, на втором я только и делал, что зевал.
- Вашу работу может увидеть человек в зале?
- Если это мюзикл с живым оркестром, например, как "Человек, который смеётся", то я как музыкальный руководитель могу выйти на сцену в качестве дирижёра. Если же это мюзикл, который идёт под фонограмму, здесь моя работа была сделана задолго до того момента, как зритель вошёл в зал, публика услышит результат. Но хочу подчеркнуть, не каждый музыкальный руководитель может выйти в качестве дирижёра. Если музрук профилируется только на вокале, круто разбирается в вокальных приёмах, классно собирает вокальную картину спектакля, то для работы с живым оркестром дирижёр приглашается.
- Екатерина, сколько процентов успеха мюзикла зависит от качества музыкального материала? Где-то читала, что 80 %.
И что, по вашему мнению, "сложносочинённость" или простота - залог попадания песен в сердца зрителя?
- Музыка, которая попадает в сердце + интересная история, что тронет зрителя = мюзикл. Музыка - важная составляющая жанра, но вряд ли за ней больше 70 % влияния на зрителя. Сложносочинённая или простая? Зависит от аудитории проекта: если в зале зритель 45+, то пусть превалируют простые мелодии, если молодёжь, то можно удивить зал сложностью. Но дело в том, что не всегда можно спрогнозировать, какой зритель к тебе придёт: некоторые постановки в равной степени привлекают и взрослых, и юных.
Чтобы всем "зашло", в спектакле должна быть история, увлекательно развиваться которой будет помогать музыка. Если сама история высосана из пальца, какую гениальную музыку ты к ней ни напиши, если режиссёр всё не выстроит грамотно - так, чтобы наблюдение за действием происходило на одном дыхании, - чуда не произойдёт. Здесь должна быть цепочка попаданий в цель.
- А должны ли музыканты, что создают живой аккомпанемент спектакля, быть в контексте смыслов постановки -
или им достаточно быть слаженным ансамблем?
- Музыканты - исполнители. Здесь важно, чтобы музрук был в материале и осознанно от них добивался необходимых штрихов
и качественного звучания. Музыкантам достаточно быть слаженным ансамблем.
- Вы были ассистентом музруководителя международного театрального проекта Broadway Dreams(Нью-Йорк - Москва), расскажите об этом опыте: над каким материалом работали, что отметили в работе иностранных коллег, что забрали себе?
- Опыт был потрясающим. Отмечу слаженность работы постановочной команды - все были на одной волне. Прежде чем мы все вошли в работу над проектом, была встреча команды, на которой проговаривалось, какой материал ставим, какая будет музыка, каких людей для реализации конкретных идей мы ищем, как распределяем обязанности. Чётко было разделено, что мы, как хормейстеры, занимаемся номерами ансамбля, вокальные педагоги с солистами разбирают их арии. Это был подход, благодаря которому у нас получилось максимально быстро и качественно подготовить номера.

Хочу подчеркнуть атмосферу на площадке: не было никаких истерик, режиссёрских воплей - абсолютное отсутствие агрессии! Не исключаю, что эта повсеместная доброжелательность - производная известной американской манеры улыбаться всем вокруг и искренне, и не очень. Но иногда лучше видеть вокруг себя натянутую приветливость, чем искренне злые лица. Атмосфера сказывалась на процессе: все ребята выкладывались на 200 %, потому что на них постановщики смотрели не как на низших существ, а как на коллег. Мы же всё-таки занимаемся творчеством, музыкой, искусством,
а это должно приносить удовольствие.
- Как звучит сегодня российский мюзикл? Мы сформировали собственное музыкальное лицо жанра?
- Я бы не сказала, что мы его сформировали: все мюзиклы в России звучат совершенно по-разному, у каждого композитора свои стилистические особенности. Поэтому неуместно сравнивать творчество Максима Дунаевского и "Рэп-театра". Это два абсолютно разных стилистических направления: более классический мюзикл и хип-хоп, R&B. Я даже не могу сказать, что в Америке до конца сформировано лицо жанра.

В Америке - откуда пошёл, собственно, мюзикл! Спектакли могут включать в себя разные музыкальные решения, которым под одной гребёнкой будет тесно: у мюзикла много лиц. Лучше следить за тем, как развивается жанр, что нам предлагают авторы, куда движется индустрия, и стараться анализировать, "туда нам или нет"? И, конечно, обращать внимание на уже выработанные алгоритмы, по которым должен строиться мюзикл, какие в нём +/- должны быть арии (правила нужно знать хотя бы для того, чтобы грамотно их нарушать). К сожалению, очень часто сталкиваюсь с тем, что смотрю спектакль вроде бы именитого режиссёра, либретто
и музыка тоже от людей с известными фамилиями, а на сцене: песня - драматическая сцена - песня - драматическая сцена. Не простроены "входы" в арии - они начинают звучать отдельными песнями, вырванными из контекста спектакля. Ошибки ценители жанра и искушённые зрители видят и не прощают.

Поэтому люди, несущие ответственность за материал, который они отдают зрителю, должны знать базу, знать элементарные принципы жанра. Надеюсь, в театральных институтах появятся воркшопы, курсы, программы для молодых экспериментирующих, ищущих режиссёров, для музыкальных руководителей от людей, которые уже успешны в этой сфере деятельности.
- Вы, кстати, преподавали в ГИТИСе на курсе мюзикла.
На ваш взгляд, чего не хватает современным артистам, и на что сегодня делают акцент при подготовке кадров непосредственно для работы в жанре "нелёгком лёгком"?
- Современным артистам не хватает хороших педагогов. В первую очередь по вокалу. Я бью в колокол, потому что это проблема. Ежегодно курс за курсом институты выпускают профнепригодных артистов: да, они владеют актёрским мастерством, но это не поющие люди. Причина проста: большая часть педагогов по вокалу - это либо приверженцы старой школы (она в мюзиклах не котируется), либо артисты, которые сами поют очень классно,
но научить других не могут, потому что педагогика - это не их профессия. За 4 года учёбы в институте студенту можно поставить голос, научить его использовать разные приёмы и вокальные техники, дать понимание работы со звуком (чтобы он мог играть роли разных типажей). Одного актёрского мастерства артистам мало, на одной харизме всю жизнь выплывать не получится, а в мюзиклах - тем более. Здесь нужно петь. И не мимо нот. Такого современного комплексного подхода к обучению артистов, к сожалению, у нас
в театральных вузах пока нет. Дети наполовину профнепригодны, идут на первый тур кастинга в какой-либо проект (он всегда вокальный), и оказывается, что выпускники у нас непоющие. Они остаются без работы.
- 19 сентября вы окажетесь в Омске в рамках гастролей мюзикла "Я люблю тебя, но…". Насколько мы знаем, вы уже бывали в этом городе, когда он становился одной из локаций съёмок шоу "Обсудим в антракте" (16+): расскажите о впечатлениях, о коллаборации с Musical Universe?
- Да, я бывала в Омске, обожаю этот город. И скоро вновь приеду (улыбка). Мы с Creative Lab STAIRWAY привезём мюзикл, работу над которым начинали как некий воркшоп. После премьеры в Москве мы поняли, что это спектакль, который строится на западной музыке
и при этом близок нашему зрителю: в его основе истории, ситуации, проблемы человеческих взаимоотношений, с которыми сталкивается каждый из нас. Думаю, у этого проекта есть будущее на отечественной сцене.

Слушайте, мне очень нравится коллаборация с Musical Universe. Шоу "Обсудим в антракте" скоро будет год, в честь этого 29 сентября
в Москве будет концерт, обязательно приходите! Мне кажется,
MU - ребята, у которых ещё всё впереди (интуиция у меня на высшем уровне), они оставят след в истории развитии мюзикла в стране, им просто нужно немного времени. То, что они делают, - это правильно, целенаправленно! Они не боятся экспериментировать, не боятся рисковать - готова это делать вместе с ними и верю в то, что у нас будет прекрасное светлое будущее, где будет процветать наш замечательный жанр.
- Екатерина, чем особенна, близка вам музыка проекта Джимми Робертса "Я люблю тебя, но…"?
- В первую очередь отмечу музыкальную драматургию. В саму музыку заложена суть спектакля. Это мы при музыкально-драматургическом анализе материала с артистами заметили. Мелодии здесь выстроены очень интересно и классно. Как мне кажется, невозможно написать мелодию любви по шаблону, это же всё-таки "разговор" про душу, у композитора должен быть дар.
- Мюзикл "Я люблю тебя, но…" - один из ваших проектов в сотрудничестве с Creative Lab STAIRWAY: давайте попробуем определить, есть ли место тёплым чувствам в иных ваших совместных работах, и поймём, как же в них любовь проявляется в партитурах? Ведь "Вий" и "Человек, который смеётся" - истории мрачные, в которых порой даже звучит "стук зубов в мешочке"?
- Какая любовь - такие и инструменты повествования о ней (улыбается). Иногда, даже дерзко играя на барабанах, можно рассказать о нежных чувствах. Любовь - это не всегда тягучие сопли и слюни. Я обожаю мелодии "Человека, который смеётся", обожаю номера "Лабиринт" и "Цирк уродов": они интересно выстроены с композиционной точки зрения, в них яркая музыкальная драматургия, вся ломаность, рваность души героя, его эмоции, его боль - всё это есть в самой музыке, партитура пронизана этим.

"Вий": тема Панночки "Заплетался веночек", она мелодична и звучит магически. Если мне не изменяет память, её написал Артур Байдо.
Из "Вия" именно эта ария у меня ассоциируется с ощущением любви.
И вот недавно артисты Ярослав Баярунас , Дарья Январина, Александр Казьмин и Дарья Бурлюкало (она в нашем мюзикле играет роль Панночки) с концертами ездили в Китай, и оказалось, та публика любит "Веночек". Так что - подождите (улыбается), скоро мы будем рассказывать всему миру, что такое русский мюзикл, его везде захотят поставить!
- Как считаете, разгадали ли композиторы к 21 веку секрет точности размышлений о любви, есть ли "приёмчик", который всегда растопит сердце зрителя? Мюзикл - хороший жанр для "разговоров" о любви?
- Это бесспорно. Мюзикл - отличный жанр для разговоров о любви. Что касается первой части вопроса: однозначно ответить нельзя. Думаю, каждый композитор разгадал сам для себя. Например, если говорить про Максима Дунаевского - он точно разгадал. Его секретный ингредиент композиций - это мелодии, пронизанные любовью. А кто-то свой "приёмчик" ещё ищет. Значит, ему для раскрытия формулы любви пока не хватает опыта: и жизненного,
и музыкального.

Подробнее о спектакле "Я люблю тебя, но…" вы узнаете в материале - серии "коротких свиданий" с главными героями и артистами мюзикла, а также в интервью с режиссёром и продюсером проекта - Русланом Герасименко.

Фото: Илья Петров, Юлия Губина, Екатерина Шторм