По законам проектирования продукта: как реанимировать культурные традиции
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 24 марта 2025, 09:35  •  печать

По законам проектирования продукта: как реанимировать культурные традиции

Локальное, исконное, аутентичное. Подобные эпитеты звучат часто, но не всегда "продающе". Помочь представителям креативных индустрий и ремесленникам, несущим традиции в массы, призван новый сезон "Академии русской культуры", стартовавший в Омске. Насколько это удастся?

Культурно-образовательный форум "Академия русской культуры" проводится с 2018 года, но на этот раз расширил географию, подогрел амбиции. Заявки на участие собирали со всей Сибири, карта мероприятий также не ограничивается Омском.

- В этом году форум масштабировался, участвуют более восьми регионов Сибири, которые объединены общим проектом "Сибирская экспедиция. Над временем". Он включает мастер-классы для представителей креативных индустрий и ремесленников. Образовательные лаборатории охватывают Омск, в следующем месяце - Иркутск, потом - Улан-Удэ, а в следующем году - Томск. Как и прежде, будет перформанс, который представляет локальные традиции в новом формате для широкой аудитории. Он состоится не только в Омске, но и в Томске и Салехарде. Форум вырос во времени, географии и амбициях. Мы гордимся, что наши идеи поддержаны коллегами, что на базе Омска создаётся межрегиональный сибирский совет по актуализации нашего наследия, - прокомментировала директор Государственного центра народного творчества (ГЦНТ) Омской области Виктория Багринцева.

Участниками лабораторий стали мастера, прошедшие сначала онлайн-занятия, а затем конкурсный отбор работ, созданных как домашнее задание. Накануне, 22-23 марта, состоялось представление итогов "Сибирской экспедиции "Над временем" и очные мастер-классы. Их смысл в том, чтобы под руководством экспертов поработать над проектированием креативного продукта на основе народных художественных промыслов и ремёсел. Первые результаты планируется увидеть в конце июня на "Слетье" в Большеречье, а большую часть - в октябре на презентации в Концертном зале филармонии.

 

- У нас нет задачи возрождать то, что современному человеку не нужно. Есть задача популяризировать, говорить об этом, но в первую очередь делать это так, чтобы человеку большого города было полезно то, что мы предлагаем из сферы культуры. Современное нужно делать по всем законам продуктового проектирования. То есть так же, как делаются любые другие вещи, которые человек сегодня потребляет - от одежды до продуктов культуры, - рассказала дизайнер, эксперт образовательной программы "Академии" Варвара Зенина.

Мышление внутри профессионального сообщества, уровень подготовки меняется, отметила Зенина. По её словам, работники культуры в том или ином виде работают с этими темами, но что-то требует новых форматов. Дизайнер сама являет пример, как не только делать, но и продавать моду с национальным колоритом. Подробнее об этом бывшая омичка делилась в интервью "Омск Здесь". Нужно ли при этом использовать массмаркет как инструмент популяризации доступной народной культуры для той самой широкой аудитории, пробовали выяснить тут.

- Фольклористы активно работают с нематериальным этнокультурным достоянием, каждый год мы описываем по четыре уникальных объекта, которые размещаем на портале ГЦНТ. Но это достояние не остаётся на бумаге, в архивах, а мы работаем с ним, воплощаем в жизнь: озвучиваем фольклорно-песенные традиции, возвращаем в практику хореографические традиции, вечёрки бытуют как досуговая форма, по итогам этногастрономических экспедиций в меню ресторанов появляются адаптированные, но всё-таки традиционные рецепты сибиряков. Мне кажется, мы хорошими шагами двигаемся в направлении актуализации и популяризации нашей корневой культуры, - добавила Виктория Багринцева.

Ранее в рамках форума прошла профильная дискуссия и концерт "Автор - русский народ", где прозвучали песенные традиции Оконешниковского, Тюкалинского, Крутинского, Горьковского, Большереченского, Седельниковского и Колосовского районов. Прошлогодняя "Академия" строилась вокруг омского села Крестики, его локального орнамента и старинной технологии ковроткачества. Позже узнаваемый узор появился у ОмГПУ и в метропереходе, но уже в рамках привозных лабораторий по активации городских пространств "Выход в город".

 

Фото: архив "Омск Здесь"

Читайте также