- Никита Никитович, как вы попали в кино?
- В 2005 году я окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская игрового кино П. Тодоровского и Н. Рязанцевой, - прим. ред.). И знаете, все ведь после учёбы мечтают сразу создавать великие полотна. А ничего такого не происходит. Это нужно понимать. На тебя веет холодное дыхание кино- и медиарынка, где уже в общем-то все позиции заняты и ты никому не нужен. Поэтому с самого начала нужно иметь очень мощный внутренний моторчик, стержень, понимание, чего ты хочешь и ради чего ты занимаешься этой профессией. То есть [нужно] находить, отыскивать в себе темы, которые будут интересны зрителю. Это должно быть интересно тебе лично, касаться твоей судьбы и жизни, и тогда тебе будет что сказать.
Я не сразу это понял. И в этом смысле совершил ошибку начинающего, меня "позвал" телик. После выпуска семь лет работал на Первом канале режиссёром промороликов, трейлеров, тизеров. Я сидел в монтажной аппаратной, отсматривал кино и делал из этого рекламные трейлеры фильмов. Надо сказать, что это время было очень интересным, возникла очень большая насмотренность: я увидел, что создаётся, и научился работать с малой формой. А это квинтэссенция высказывания, когда в полторы минуты хронометража ты должен уложить всю суть большого произведения.
Когда я понял, что учиться в этом вопросе дальше уже не хочется, а хочется заниматься больше творчеством, принял решение о создании собственной кинокомпании ("Студия ArtVideo"). Мы основали её вместе с моей супругой и коллегой Ольгой Арлаускас, очень талантливым человеком. Уверен, что многие зрители смотрели наши фильмы, потому что за последние 15 лет нами сделано больше 50 кинопроектов ("Выпрямительный вздох" (16+), "Казённые дети" (16+), "Дело жизни. Югра" (16+), "По образу и подобию" (16+) и др.,- прим. ред.).
- Почему вы решили взяться за документальное кино?
- У нас это семейное. Мой отец - режиссёр-документалист Никита Тихонов-старший. Он один из тех, кто создал колоссальное количество фильмов, посвящённых нашим великим балетным и оперным исполнителям, композиторам, режиссёрам в сфере классической музыки. Я с самого детства видел, как отец работал над своими многочисленными проектами. Он снимал про Майю Плисецкую, Ольгу Лепешинскую и др. Плюс отец моей супруги Альгис Арлаускас - известный российский кинодокументалист. Его фильмы в период перестройки вызвали большой резонанс. Поэтому в нашем случае заниматься документальным кино - это дань семейной традиции. Ну а сегодня современный док честнее, чем всё остальное. Это возможность правдиво, без препарирования заглянуть в жизнь других людей, увидеть их боль и расширить свои представления о мире.
- Как вы выбираете идеи для проектов?
- Совсем недавно я снял фильм "Сила слова" (16+) - про современное состояние русской поэзии. Она [оказывается] вообще кому-то нужна в современном цифровом мире и бешеных скоростях, в которых мы живём. И один из героев моего фильма, Дмитрий Воденников, говорит о том, что стих вначале просто "дудит", то есть он приходит по звуку, и только потом ты для него находишь слова. Вот и тема для режиссёра, автора приходит так же. Ты с чем-то живёшь, с чем-то засыпаешь, просыпаешься, о чём-то думаешь. И потихоньку в тебе выкристаллизовывается, нащупывается то, что волнует тебя сейчас. А волновать может разное: твои отношения с детьми, с противоположным полом, с коллегами, судьба страны, твои наблюдения. Рождается всё это из очень важного обстоятельства: художник, человек (это его свойство) видит несовершенство мира. Он способен его видеть и очень точно понимать для себя, в чём он хочет сделать этот мир более гармоничным, более совершенным. И если есть возможность сделать маленький вклад, сняв документальное или игровое кино, чтобы это несовершенство как-то чуть-чуть, на своём уровне починить, то в этом, наверное, я вижу для себя призвание, миссию, то, ради чего я этим занимаюсь.
Мы живём в мире, в котором каждый день картинка, картинка, картинка, видео, видео, звук, звук, звук, и это всё множится с непрерывным ускорением, и ничего не исчезает, потому что всё сохраняется в цифре, всё в интернете, всё на серверах. И в этом потоке голос автора почти перестаёт быть слышен. В современном мире возникновение авторского голоса и высказывания практически невозможно. Наше время вряд ли родит Гайдая, Ромма, Кончаловского, Михалкова, Рязанова и многих других. Они, может быть, даже и родятся, но их не услышат, их произведения не станут событиями. Потому что событиями станет то, во что вложены сотни миллионов рублей в рамках маркетинговой кампании. Так устроен современный мир - хотите или нет.
- Что для вас самое сложное в съёмочном процессе?
- Самое сложное в съёмочном процессе - это вставать в 5 утра, я вам честно признаюсь. Понимаете как: многим кажется, что мир кино - это что-то волшебное на кончиках пальцев. [На самом деле] это суровая пахота, как на заводе. И ты должен быть физически очень выносливым и крепким человеком для того, чтобы, ложась в 11-12 или в час ночи, просыпаться в 5 или 6 и ехать на съёмочную площадку.
В документальном кино самое сложное - это сблизиться с героем, найти с ним такой контакт, чтобы он для тебя стал родным, любимым, и ты, во-первых, вместе с ним мог доносить его правду жизни, а во-вторых, научился говорить через него. В современном документальном кино закадровый текст считается не очень хорошим стилем. В нём говорить должен герой, и мы должны увидеть на экране палитру разных правд и точек зрения, чтобы зритель мог отыскать собственную истину - в моменте.
А в игровом кино сложно совершенно другое. Если в документальном пошёл дождик и ты как режиссер говоришь: "Как здорово! Какой красивый дождь! Как солнышко через него! Ой, смотрите, радуга! Ребят, снимаем!"; то в игровом пошёл дождь - всё, у нас зарубилась сцена, потому что в сценарии прописано, что должно быть яркое солнце. И в игровом кино всё "тварно", всё, что вы видите на экране, - это всё кем-то создано, художником-постановщиком, кастинг-директором, оператором, светиками - всеми-всеми. Все вложили свои усилия, чтобы возник кадр. И в этом кадре каждая вещь, каждый цвет, каждая деталь, каждый маленький предмет, даже стакан с кофе - он не случаен, он кем-то туда принесён и поставлен под таким углом, а вот не под таким. Поэтому придумать этот мир на экране, сделать его правдивым, чтобы в него поверил зритель, - вот это самое сложное в игровом кино.
- Один из ваших документальных проектов называется "Такие люди" (16+). О чём он?
- Мы с супругой всегда верили в то, что развитие нашей страны в первую очередь происходит на основе энергии малых дел очень скромных действующих сограждан, о которых мы ничего не знаем. И вот эти люди - это и есть настоящие герои современной России, которые не плачутся, не постят километровые посты в соцсетях, не жалуются, а на своём уровне делают что-то очень конкретное, очень важное и нужное. Таких людей в России называют социальные предприниматели. Часть этих людей строит бизнес, это устойчиво и приносит деньги, но эти деньги они реинвестируют в бизнес. И бизнес в первую очередь решает какую-то социальную проблему. Вот есть умирающая деревня в Архангельской области, а Михаил Бронский придумывает там проект по сбору иван-чая, даёт работу деревням рядом, и 40 семей приезжают к нему летом собирать иван-чай. А он упаковывает его в крафтовые пакетики, ставит туда название своего бренда и продаёт по всей стране. И так возникает проект, который сохраняет эту уникальную деревню. Он не просто думает о заработке - он думает о том, как сохранить деревню, где жили его мама, папа, бабушки, дедушки и многие поколения наших с вами предшественников. Это красивая идея. И когда про таких людей говорят, мол, "слушайте, а что, им делать что ли нечего, ну, господи, вон сколько [разных] работ, тут можно бабок заработать побольше" и т. д. А ты им просто отвечаешь: "Ребята, ну это такие люди, они по-другому не могут". Отсюда берётся название фильма "Такие люди" - ты ничего не можешь с этим сделать, они такими родились, они несут это в себе.
- Что вам больше всего запомнилось в съёмочном процессе этого фильма?
- Это было колоссальное удовольствие - просто поездить по стране и поснимать эти истории. Потому что редко когда себя заставишь в потоке рабочих процессов выбраться в какие-то отдалённые места. Это возможность посмотреть Россию и увидеть, чем реально живут люди.
- Как вы считаете, чего не хватает современной документалистике?
- Мне бы хотелось, чтобы у нас в стране возникла культура смотрения документального кино. Каждый раз, когда зритель делает выбор в пользу того или иного контента, для него это вначале труд: включить и посмотреть документальное кино, классно сделанное, интересное, или посмотреть какой-то очередной развлекательный мыльный сериал. Ребят, у нас с вами одна жизнь. Если дать себе труд на первых порах приучить себя смотреть документалистику, то потом вам будет хотеться её смотреть, и вы не сможете без этого жить. Это как с чтением: есть огромное количество людей, которые не читают, но достаточно себя втянуть в регулярную привычку, и потом вы не сможете без этого засыпать. И сейчас за самой формулировкой "документальное кино" тянется определённый шлейф восприятия, что док - это скучно, нудно, не очень увлекательно, не очень развлекательно. Ребят, сейчас уже совсем не так. Если вы посмотрите крутые докфильмы, [вы увидите, что] это американские горки и это суперинтересно.
- Что вы можете посоветовать молодым кинематографистам?
- Во-первых, связать свою жизнь с документальным кино, нон-фикшен-форматами. Это суперинтересный способ прожить свою жизнь. Во-вторых, создавать - это так сложно, сложно найти путь к зрителю. На это нужно потратить так много своей энергии, сил, что невозможно пройти этот путь, если ты не веришь в свою идею. Чтобы пройти эту длинную дистанцию, тебе нужно очень хотеть. А значит, это должно быть жизненно важно для тебя. Возьми то, что тебе интересно, лично для тебя как автора, и работай с этим.
Фото: скриншоты проекта "ПРО КИНО" телеканала "Продвижение"