Солнце и капелька безысходности. Как в иллюстрациях прячутся городские смыслы, а омичи "растут там, где ничего не растёт"
Подкасты  •  СИ «Омск Здесь» 25 января 2025, 20:02  •  печать

Солнце и капелька безысходности. Как в иллюстрациях прячутся городские смыслы, а омичи "растут там, где ничего не растёт"

В новом выпуске видеоподкаста "Зерно архитектуры" говорим о творческом стиле, мерче и о том, меняется ли отношение к Омску, если любить на расстоянии.

В гостях у ведущей подкаста Алины Бегун побывала художница, иллюстратор Александра Архипова, или aisasha. Она с детства хотела рисовать и ещё школьницей начала создавать открытки (и даже немного зарабатывать на этом). Окончив обучение графическому дизайну в ОмГПУ, уехала из Омска и сейчас живёт в Черногории, но время от времени возвращается в родной город.

- Каждый раз, когда я приезжаю, у меня всплеск чувств. Появляется такое сравнение Омска с семьёй. Как когда ты встречаешься с родителями, будучи подростком, думаешь, что не будешь таким же. А потом что-то в этом отношении меняется. И с Омском тоже. Как будто было ощущение, что я от него всё время бежала, что это что-то, что я оставила позади. Но сейчас я уже, видимо, достаточно взрослая, чтобы понять, что это просто часть меня, это буквально часть моей личности, - поделилась иллюстратор Александра Архипова.

В Омске художница "отметилась" картиной СКК им. Виктора Блинова среди гор и елей, которую можно было видеть в кофейне Skuratov Coffee, и иллюстрированной картой Любинского проспекта и прилегающего центра города, над которой работала целый год по приглашению урбаниста Ильи Севастьянова. Найти на ней можно не только всем известные достопримечательности, но и разные пасхалки, с которыми помогали все причастные к проекту. Например, граффити у Юбилейного моста, посвящённые Егору Летову, но не выдержавшие противостояния с коммунальщиками и существовавшим на тот момент официальным мировоззрением. С тех пор рисованные карты стали одним из основных и любимых направлений автора.

Карта-раскраска авторства aisasha в "Просто шапке" и обзоре "Омск Здесь" на тему мерча с локальными смыслами

- Когда всё реалистично, как в академическом рисунке, всё понятно. А как ты можешь передать это ощущение, какой-то эффект, но при этом не прорисовывать это всё? Я хорошо помню момент, как стилизацию для себя открыла. Дочке было, наверное, около года, она вокруг меня ползала и просила что-то нарисовать. И ты сидишь, рисуешь: вот зайчик, вот коровка, она говорит "Му". Мне было так весело с ней, и я поняла, что не обязательно сильно запариваться, чтобы что-то показывать, чтобы о чём-то говорить. Я могу ту же самую мысль донести простыми формами, - отметила гостья подкаста.

По-хорошему примитивный стиль художницы считается узнаваемым, хотя сама она признаётся, что не замечает этого. Среди заказов – проекты разной географии. При этом почти за 10 лет проживания и работы вне родного города иногда встречаются заказчики, которые ассоциируют её с Омском. Только это не повод для провинциальных обид: по словам Архиповой, в её жизни "всегда было восхищение людьми Омска".

- Когда я жила в Омске, мне кто-то сказал, что это самый солнечный город на планете. Я такая: ну-ну, конечно, вот поеду исследовать этот мир и пойму, что Омск вообще тёмный. Но нет. Омск - это точно про солнце, это наивность, талант и такая небольшая нотка депрессии, как капелька безысходности. Это нормально, потому что мы все немножко подростки, а они драматизируют и есть что драматизировать, конечно, всегда <...>.  Но у нас очень сильные люди. Если ты здесь пробился, то ты сможешь пробиться где угодно. Как у Дамира Муратова есть картина "Расти там, где ничего не растёт".

Больше о том, что привлекательного кроется в омскости и чем заинтересовать не местных, как поймать свой стиль и что важно для работы иллюстратором, помимо таланта, смотрите в видеоподкасте ниже.

Читайте также