Сегодня в нашей рубрике "Войти в IT" история человека, который 13 лет занимается разработкой, добился в профессии отличных результатов, не боится трезво оценивать себя, свои возможности и идти к намеченным целям. Ему не мешают в этом ни диагноз ДЦП, ни люди, которые мыслят иначе, чем он.
Удивительно, что наш собеседник, в отличие от многих его коллег, не разливает потоки позитива от жизни в мире IT и смело признаётся, что ленив для переезда в столицу, хотя с его знаниями и навыками можно было бы отправиться туда, и что сейчас его мотивирует оставаться в профессии лишь хорошая зарплата. А вот деньги уже позволяют ему чувствовать себя свободным и заниматься действительно любимым делом.
С другого ракурса взглянули на мир информационных технологий вместе с разработчиком Ильёй Сивковым.
- Илья, расскажите, как и когда вы поняли, что хотите связать свою жизнь с IT?
- Где-то в 7-м классе я понял, что мне интересны математика и программирование. Точные науки мне хорошо давались, а развитие компьютеров говорило о том, что эта профессия будет востребована. Летом, после 9-го класса, мне купили книгу по программированию Владимира Попова "Паскаль для школьников". Она занудная, школярская, но прекрасно укладывает в голову базовые понятия программирования. В школе я начал писать программки для себя. В основном они были направлены на изучение разных аспектов программирования, иногда на мелкие прикладные нужды. После школы я поступил в ОмГУ на математический факультет. Мы сравнительно поверхностно изучали 2-4 языка программирования. Но главное, что мы изучали математические основы происходящего в программах. Речь о сложности алгоритмов, о структурах данных, особенно о графах (граф - нелинейная структура организации данных, состоящей из вершин и рёбер между ними - прим. ред.). А также о методах оптимизации, о том, как вычислять те или иные величины, уравнения и так далее. И через пять лет, в 2011 году, окончил вуз с отличием.
- Вы несколько раз упомянули об основах и базовых понятиях программирования. Что это значит?
- Программирование - это не только тот или иной язык. Прежде всего это система понятий того, что есть программа и как она работает, из чего состоит. Поэтому освоение программирования - это в первую очередь изучение этих понятий. Здесь можно провести сравнение с речью. Когда маленький ребёнок начинает говорить, он изучает не только слова "табуретка" или "яблоко", он ещё узнаёт, что яблоко можно есть, а на табуретке сидеть. Изучение программирования очень похоже на это. И вот ту книжку тогда я честно осилил. Было нелегко, потому что она вообще не развлекает, но я благодарен тому, что начал именно с неё. Потому что после этого у меня не было никаких проблем с пониманием того, что происходит в программах и как это всё работает. Уроки информатики в школе я, пожалуй, не буду критиковать, они оставили то же впечатление, что и уроки географии - я так и не понял, чему нас там хотели научить, хотя пятёрки получал честно.
- После выпуска из вуза сразу влились в IT-сферу?
- Я в то же лето нашёл первую работу. Это была компания по навигационным системам. Мы работали на МЧС - писали автоматизированное рабочее место. По-простому - диспетчерская. По ряду причин компания прекратила своё существование. Я год искал работу и устроился в компанию ISS Art. Начал в ней младшим разработчиком мобильных приложений для системы Android, а закончил старшим специалистом по машинному обучению и Data Science. Мне повезло с первым руководителем, менеджером проекта. Он очень уравновешенный человек, умеет поддержать и не даёт стать хуже в профессии. Кто-то считал, что он слишком "тормознутый", но я считал его нормальным. С опытом пришли другие проекты, задачи. Я начал проводить для коллег курсы по машинному обучению, сам делал проекты. Через пять лет я покинул эту компанию и начал работать на другого человека как специалист по машинному обучению и анализу данных. Работаю тут уже пятый год.
- Насколько сильно поменялось ваше мнение об IT-сфере за 13 лет в ней?
- IT вообще это такая средняя температура по больнице, которая не имеет смыслов. Рекламируя IT, всегда говорят, что тут интересно, это всегда развитие, что люди в сфере доброжелательные. Далеко не всегда это так.
- Что вы имеете в виду?
- Работа часто рутинная. Даже если это математика - всё равно считаешь, считаешь, считаешь… Люди нашей профессии не всегда заинтересованы в результате. С этим я столкнулся, когда проводил обучение. Часть тех, кого я обучал, просто отказались в итоге этим заниматься. Они часто хотят уйти на более простую стезю. Люди ходят на работу и не собираются отдавать ей больше, чем просто работе. И это нормально. Более того, IT-индустрия устроена так, что рано или поздно заставляет человека войти в режим автоматического выполнения поставленных задач и полного отрешения от смыслов происходящего.
- Илья, на ваш взгляд, почему так происходит?
- Чтобы болеть за проект, считать дело своим, ты должен хоть как-то влиять на процесс. Что происходит в глобальном смысле, как устроен IT-проект? Есть программист, над ним есть менеджер, ведущий этот проект, тимлид, естественно, заказчик, а у заказчика есть инвесторы. Именно последние дают деньги и делают это, естественно, не просто так, а при условии, что проект пойдёт по определённому пути. Чехарда из идей инвестора, заказчика, менеджера валится на голову бедного разработчика. Выходит, что сегодня он должен делать одно, завтра в приоритете другое, послезавтра - третье. В итоге ты устаёшь переживать за то, куда всё это идёт, и работаешь без энтузиазма. Приходишь, читаешь список задач, к вечеру забываешь, что делал, и следующим утром снова возвращаешься к задачам. Это состояние полного отрешения от происходящего вынужденное и практически неизбежное в айтишной среде просто потому, что так работает эта отрасль. Другой вариант исхода - начать собственное дело, но это редкость. Мне это несвойственно, поэтому лично я не иду этим путём. Ну а если ты остаёшься наёмным сотрудником, то рано или поздно ты будешь вынужден потерять всякий интерес и делать работу просто за деньги.
- Выходит, остаётся одна мотивация - заработать деньги?
- Да, к сожалению, именно так. Да, это не очень весело, это идёт вразрез с тем, что рассказывают про IT, когда рекламируют эту отрасль, но это так.
- Каким вы видите своё дальнейшее развитие в IT?
- Для меня изучение чего-то нового в IT давно уже стало рутиной, как и всё остальное в профессии. Это просто освоение очередного куска информации. Если ты знаешь пять языков программирования, то шестой принципиально ничего нового не содержит. Что касается перспектив, то этот вопрос всегда ставит меня в тупик: в школе хотел в вуз, в вузе - устроиться на работу, а сейчас до пенсии ничего нового не ожидаю. Со сменой места работы её суть остаётся такой же.
- О чём же вы мечтали, на что надеялись, когда начинали путь в IT?
- Я надеялся найти работу, которая полностью задействует навыки, которые я получил, учась в вузе. Всё-таки я математик, я хорошо знаю базу, на которой строится программирование. Знание этой базы позволяет создавать программу высокого качества и большой сложности. К сожалению, работ (контор, проектов), где это требуется, очень мало и они все в Москве: в "Яндексе", во "ВКонтакте" и так далее. А я очень ленивый на переезд. И к тому же я нашёл ту нишу, которая в совокупности меня устраивает. В целом, я считаю, что у меня синица в руках, а журавли в небе меня не интересуют.
- Если бы вам, тогдашнему студенту, сказали, что вы придёте к тем ощущениям в профессии, которые испытываете сейчас, вы бы выбрали другой путь?
- Нет. Я уже тогда очень плотно сидел на этих рельсах. Ну скучно, да, что тут такого? Люди за 8 тысяч полы моют, а я со своей зарплатой жалуюсь на то, что мне скучно - побойся Бога, имей совесть. Всё это было настолько естественно, что мне даже сложно предположить другие варианты развития событий.
- Вы ещё занимаетесь столярным ремеслом, собрали орган, поёте… Давайте поговорим об этой стороне вашей жизни.
- По большому счёту у меня два хобби: столярка и музыка. Что касается столярки, то мастерю из дерева и металла. Это отдых для мозгов и тела, что важно при сидячей работе программиста. Это возможность сделать что-то своими руками, то, что можно потрогать. В разработке ты имеешь дело с какими-то эфемерными сущностями, что для человека не вполне естественно. С ремеслом всё иначе. И это не только моё мнение. На Habr'е (сайт с коллективными блогами об информационных технологиях - прим. ред.) есть целый раздел про самоделки, поделки и так далее, и он очень активно пополняется. Людям необходимо выйти из вот этой виртуальности и что-то создать в реальном мире. Я из дерева сделал лестницу для ребятишек в реабилитационном центре, чайный столик, футляр для очков, несколько разных табуреток, кахон (ударный музыкальный инструмент родом из Перу). Плюс я люблю восстанавливать старые столярные инструменты. Но, пожалуй, самая большая моя поделка - это орган.
- И это уже про музыку?
- Органной музыкой я заинтересовался ещё в средней школе, когда органного зала в нынешнем виде ещё не было. У меня было много записей, бабушкино пианино, и я пытался на нём играть. Уже после, когда открылся новый органный зал, я стал регулярно туда ходить. В интернете можно было найти ноты сочинений для этого инструмента. В итоге к 4-му курсу я соорудил органную консоль - клавиатуру, а "трубы" были в компьютере. Постепенно освоил игру на всей этой конструкции. На органе, кроме двух-трёх клавиатур для рук, есть клавиатура для игры ногами. Это, пожалуй, самая экзотическая часть органного исполнительства. Это дело долгое, сложное, порой утомительное.
Но тут интересно даже не только, как я это делаю, а что мне это даёт.
- И что же это вам даёт?
- Для начала - полную смену деятельности. А в целом я люблю эту музыку за красоту звучания. Процесс даёт некоторое физическое развитие, координацию, движение - это всё важно и полезно. Отчасти даёт возможность, повод пообщаться на эту тему с другими людьми. Хотя любителей такого уровня, как я, по городу, может быть, человека три. Да, я весьма одинок в своих увлечениях. Но главное - это любовь к музыке.
- Эту любовь к музыке вам кто-то привил или просто услышали и вас захватило?
- Мама рассказывала, что, когда я был совсем маленький, она ставила мне пластинки с классической музыкой. Да, я знаю, что такое проигрыватель и даже патефон. Плюс обе мои бабушки явно с музыкальным слухом: одна профессиональный актёр театра, вторая музыкального образования не имеет, но у неё явно был абсолютный слух. Поэтому мне есть в кого. У меня не было шансов не полюбить музыку.
- На вашей странице в ВК видела ролик, где вы исполняете отрывок из оперы. Вы любите не только слушать, но и петь? И прочему именно этот отрывок?
- Почти два года я занимаюсь вокалом. В основном в терапевтических целях - для развития дыхания и речи. А то, что вы видели, это ария Махатмы Ганди из оперы Филиппа Гласса "Сатьяграха". Это одно из немногих сочинений, которое произвело на меня глубочайшее впечатление. На матфаке мы должны были посетить некоторое количество гуманитарных курсов. Один из них назывался "Сакральные мотивы в музыке", который я и выбрал. Его вела и сейчас преподаёт замечательный человек, прекрасный специалист, Елена Эрнестовна Комарова. Тогда я услышал эту оперу, и музыка просто взорвала мне мозг, я залип в ней на много лет. Когда я начал заниматься вокалом, возникла мысль спеть мой любимый кусочек из самого начала оперы. К тому времени и её ноты появились в общем доступе. После года занятий я понял, что смогу: хватит дыхания, диапазона. И мы с педагогом сделали этот проект. Аккомпаниатору тоже довольно сложно играть эту музыку, она непростая, но мы с ним оба старались. Сейчас я перешёл на эстраду, и есть несколько идей по академической музыке.
- Если вернуться к увлечению столярным ремеслом, то тут кто вас учил, откуда пришло это умение?
- В детстве всё это мне показал папа. Он всегда что-то мастерил, а я, естественно, всегда был рядом. Сначала смотрел, затем и сам начал мастерить. С приходом хорошего интернета начал осваивать всё сам. В сети есть много хороших обучающих роликов, постов, просто рассуждений о том, как весь процесс происходит. Так потихонечку и научился.
- И в завершение нашей беседы, что вы посоветуете молодым начинающим айтишникам?
- Если вы ещё студент, то зубрите. Зубрите всё - пригодится, даже если кажется, что это немного не в тему. Если уже стажёр, младший специалист, то я посоветовал бы внимательно слушать всё, что тебе говорят коллеги. Старайтесь делать не столько хорошее, как вам кажется, сколько полностью соответствуйте тому, что от вас хотят. Потому что от джуна никто не будет ждать сумасшедших скоростей. А вот тщательность процесса и аккуратное выполнение всех тем - это для начинающего, пожалуй, высшая добродетель. Этому стоит уделять внимание. Понятно, что молодому, горячему специалисту хочется писать много, быстро, красиво, но в компании, особенно большой, намного нужнее однородность, предсказуемость и исполнительность. Крамольно звучит, но реальность такова.
Постоянные читатели "Омск Здесь" уже могли видеть Илью Сивкова на страницах нашего сайта. Тогда он рассказывал нам о том, как провёл детство в небольшом военном городке под Екатеринбургом, какой бы суперсилой хотел обладать, размышлял о свободе и независимости и рассказывал, в чём его сила.
Кстати, работу, которая для нашего героя хобби, вы можете увидеть, прогуливаясь вдоль второго корпуса ОмГПУ. Год назад там был реализован проект "Тёмные аллеи", благодаря которому раритетные фонари снова загорелись на фасаде вуза. Именно Илья Сивков тот человек, который безвозмездно взялся за реставрацию этих фонарей.
Мир информационных технологий может быть разным, как и те, кто работает в этой сфере. Как живётся и работается айтишникам, читайте в нашей рубрике "Войти в IT".
Фото: Илья Петрв, Елизавета Медведева