Непокорившийся перевал Дятлова, шторм в Баренцевом море и люди широкой души. История одного путешественника
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 19 сентября 2024, 12:02  •  печать

Непокорившийся перевал Дятлова, шторм в Баренцевом море и люди широкой души. История одного путешественника

Рассказываем, как одинокий путник преодолел уже более 30 тысяч километров, чтобы увидеть всю страну своими глазами и нырнуть в Тихий океан.

На днях в Омск в рамках одиночного путешествия на машине "Аритмией по России" прибыл 38-летний москвич Александр Колесников. Его маршрут повторяет рисунок кардиограммы, и он уже проехал больше 30 тысяч километров, успел искупаться в Чёрном море и нырнуть в Северный Ледовитый океан.

Свой путь он начал с деревни Бабодки Смоленской области. Именно там в 1943 году погиб его прадед. Путешествие Александра завершится в Хабаровском крае в Советской гавани.

Путешественник встретился с "Омск Здесь" солнечным днём и рассказал, почему оставил работу финансистом, как осуществляет свои мечты, кого встретил на берегу Баренцева моря, почему путешествует один и что пообещал своей старенькой бабушке.

Александр Колесников

- Саша, почему вы вообще отправились в это путешествие и выбрали такой зигзагообразный маршрут?

- Это у меня уже второе путешествие, но там мы большой командой ехали через небольшую часть России в Индонезию. А проехать полностью всю Россию за одно путешествие - это моя давняя идея фикс. Единственный способ сделать это - это ехать зигзагами. Так как земной шар круглый и, естественно, наша страна не плоская, то и путешествовать надо с Севера на Юг туда-обратно, продвигаясь с Запада на Восток. А потом я подумал, что мой маршрут похож на кардиограмму, и назвал свой заезд по стране "Аритмией по России".

- За те 30 тысяч километров, что вы проехали по стране, какие у вас сложились впечатления о людях, о том как живёт Россия? Ваш взгляд поменялся?

- Да, конечно, я иначе стал смотреть на нашу страну. Начнём с того. что на самом деле я мало что знал о том, как живёт Россия. В основном то, что публикуют в новостях. Я ездил немного по России, но это было галопом по Европам, и тогда не удалось особо посмотреть, проникнуться. Но, честно говоря, живёт лучше, чем я думал. Скажем так, не всё так ужасно, но и не всё хорошо.

- Смотрела ваш телеграм-канал, и вы там рассказывали про самое опасное состояние за рулём. Даже случай один произошёл.

- Я всегда говорю, что самое опасное за рулём - это усталость. Я не первый раз путешествую и знаю, о чём говорю. Это состояние может привести к трагическим последствиям. Вот как было под Новым Уренгоем. Я заметил, что мимо меня слишком медленно проехала машина. Потом водитель уже всеми колёсами выехал на встречку и я понял, что он засыпает за рулём, громко и резко посигналил. Он вернулся в свою полосу, потом притормозил у гостиницы для дальнобойщиков. Я был уверен, что он остановился отдохнуть, но когда я следующий раз притормозил сфотографировать окружающий пейзаж, то он снова проехал мимо меня. И через 15 минут езды я его уже увидел в деревьях, в кювете. Ему очень повезло - он остался цел. Там перепад высоты большой, но спуск не очень крутой, поэтому его машина не перевернулась. Я вытащил его оттуда лебёдкой. Он примотал то, что отвалилось, и поехал дальше.

- Саша, вот вы приезжаете в новый пункт, останавливаетесь в городах, посёлках. Что вас там привлекает или, наоборот, отталкивает?

- Чаще я проезжаю через посёлки, а останавливаюсь в лесах, в полях в машине. Но в крупных городах живу в квартирах, гостиницах. Я изначально задумывал это путешествие как социальную экспедицию. Думал, что смогу больше погружаться в местную культуру, общаться с людьми, выяснять, какие у них проблемы и, может быть, писать об этом. Но в том формате, в котором я сейчас еду, это просто невозможно, не получается реализовать задуманное на сто процентов. Если ехать с полным погружением, то надо несколько лет потратить на это путешествие. И я сейчас понял, что это, скорее, обзорная экскурсия по России, осуществление мечты, чем социальная экспедиция.

- Но от первоначального замысла вы не отказываетесь?

- Если всё сложится, то как второй этап я уже буду путешествовать по регионам. И там уже ехать с погружением, по деревням, общаясь с местными.

- Почему именно с такой социальной составляющей изначально был задуман проект?

- Это где-то у меня просто внутри сидит. Есть что-то такое, что мне нравится. Я люблю людям помогать, взаимодействовать с ними. И люблю рассказывать истории. Вообще образование у меня техническое и экономическое, и я работал финансистом. Но, честно говоря, в своё время хотел уйти из института на журфак. Но так и не ушёл. Потом даже в театральный хотел поступать. Что-то мне говорило, что экономика - это не моё. И только спустя пару десятков лет я решил заняться тем, что мне по душе. Жалею только о том, что не сделал этого раньше.

Ямал

- Не было желания автостопом по стране или на велосипеде?

- Не моя история. Просто я люблю машины и путешествовать тоже на них. Да и маршрут не самый простой. Мне кто-то писал, почему не пешком? Ребят, ну больше 40 тысяч километров сколько вы будете идти пешком? Если не останавливаться, то, наверно, года за четыре можно пройти.

- Как обустроить быт, хотя бы минимальный комфорт, чтобы отдохнуть в машине, как вы сказали, в лесу?

- Тут ничего сложного на самом деле. Всё, как в походе, только вместо палатки - машина. Главное - найти хорошее место: чтобы было тихо, вдали от посторонних глаз, относительно безопасное.

- Начиная от Смоленской области было то, что запало в душу?

- В первую очередь природа. Мои любимые регионы - северные, совершенно точно. Я из Смоленской области сразу и поехал на Север - через Питер в Мурманскую область. Там есть такой посёлок Териберка - крайняя точка на севере Мурманской области. Через Карелию - все потрясающие места. И в Архангельской области тоже очень красиво. Бывают неожиданные встречи с людьми. Я остановился на берегу Баренцева моря и смотрю - вокруг бегают какие-то голые мужики. Оказалось, что они сюда с собой привезли баню на колёсах и отдыхают, в море прыгают. Я приехал, и был штиль, а через час шторм поднялся. Они позвали меня к себе в вагончик: отогрели, накормили. Только от бани я отказался - понял, что тогда я ещё долго не уеду. Приятно, когда люди просто помогают. Как-то в дороге у меня прорвало помпу, и один человек дотянул меня до ближайшей деревни. Другие мужики в этой деревне нашли мне нужную прокладку, помогли всё разобрать, поменять, собрать. Другие ребята в Перми помогли. Мне нужно было немного обслужить машину - шли дожди и неохота было под машиной валяться, мокнуть. Заехал в сервис, а хозяин сказал, что всё забито, но в понедельник приезжай. В итоге они мне всё сделали и ни копейки с меня не взяли. Говорят: "Езжай, счастливого пути!"

- Вообще часто машина в дороге ломается?

- Так, чтобы я не мог ехать, только один раз было, но за пять часов проблему решил. А так периодически что-то ломается. Неожиданно для себя чуть не запорол коробку передач, хотя у уазиков они очень надёжные. Но у меня всё выгнуло наружу, коробка высохла и загудела. Теперь каждую тысячу километров приходится лезть под машину. Но пока едет - гудит, но везёт.

- Саша, как к вашему путешествию отнеслись родные, друзья?

- Друзьям, если честно, не рассказывал особо о своих планах. Только один хороший друг знал об этом. Родственники, конечно, отговаривали: "Куда ты поедешь один? Это опасно!" Предлагали мне позвать кого-нибудь с собой, чтобы не одному ехать.

- Отчего же никого не позвали?

- Я принципиально хотел один. Даже если бы кто-то отважился, я бы не взял. Те люди, которые совершали большие путешествия, меня поймут. Они знают, что часто компания бывает проблемой. И у меня уже был такой опыт. Через 4 месяца путешествия ты просто ненавидишь многих людей, потому что ты с ними вместе 24/7 практически в замкнутом пространстве. Едешь в машине вместе, ночуешь вместе и так далее. При любых обстоятельствах всё равно придётся ехать в одной машине. Плюс у всех разные ритмы. Кто-то устал. Кому-то надо кофе попить, ещё что-то. А тут я один, и мне не надо подстраиваться под попутчика. Еду в своём ритме. Могу зависнуть где-нибудь случайно. Например, в Нижнем Новгороде я вообще на три недели застрял. Неделю я ремонтировал машину, а потом началась жарища. А мне нужно было ехать в Астраханскую область - там было +40. И я побоялся, что машина по такой жаре просто не доедет, да и самому некомфортно.

- У вас есть план, до какого числа вы хотели бы завершить путешествие?

- Нет, но я уже начинаю торопиться. У меня бабушка старенькая, и у неё скоро день рождения. Я сказал ей, что постараюсь вернуться к её празднику домой. Плюс надо успеть до зимы. Хочу искупаться в Тихом океане, а зимой в нём будет холодно. На самом деле осталось немного. Самый сложный участок будет на Алтае. В него несложно заехать, а вот закольцевать да - там на переходе с Горного Алтая в Тыву дороги нет. Эта часть и так считается высшей категории сложности, а в одиночку так и подавно. Надеюсь, будут попадаться другие автомобилисты.

- Уже встречались подобные участки?

- Да, я хотел на перевал Дятлова забраться. Там было несколько десятков машин таких желающих - стояли в бродах на очереди. Но из-за аномальных дождей там не просто всё размыло, там был риск оказаться по шею в воде, сидя в машине, вода поверх стёкол была у тех, кто попытал счастье. Их "Уралами" вытаскивали, но они именно сюда и ехали, а мне ещё нужно было продолжать путь. Короче, не стал на перевал забираться.

- Вы в Сибири первый раз, что скажете?

- Мне здесь очень нравится природа, красиво, здорово. Что касается Омска, то я до приезда сюда был немного предвзятым. У меня есть знакомые отсюда, и по их рассказам я думал, что тут дыра какая-то, что всё серое. Когда приехал, то думаю: "Ребят, вы в других городах не были. Омск в этом смысле далеко не в конце". Есть города, которые умирают, и это всё печально. Например, Челябинск тоже миллионник, но по нему этого не скажешь. Центр города там, как у обычного небольшого провинциального города, а Омск мне напомнил Екатеринбург.

Челябинск

- Где успели у нас погулять?

- Я сначала хорошо отдохнул с дороги. Потом погулял по центру, прошёлся по набережной. На самом деле красивый город. Единственное, меня удивило много мёртвых берёз в области, и когда ранним утром въезжал в город, заметил сильный смог, воздух прям нехороший. Кстати, я одно время жил в Баку и там тоже замечал такие вещи. Но, кстати, сейчас днём в Омске нет никакого смога, солнышко светит, воздух чистый - ветерочек поднялся, и всё развеялось.

- Вы сказали, что хотите искупаться в Тихом океане. Это тоже мечта или просто завершающий аккорд путешествия?

- Я во всех морях искупался, возле которых был во время путешествия. Только в Баренцевом не стал купаться и даже ноги не помочил, потому что начался шторм, да и чувствовал себя неважно. А разболеться в дороге не самое приятное. Но зато купался в Белом в Архангельской области - это тоже Северный Ледовитый океан. В Каспийском, Азовском, Чёрном морях купался. Конечная точка моего маршрута - Советская гавань в Хабаровском крае. Как можно, проезжая мимо Тихого океана, не искупаться в нём?

Александр уже продолжает свой путь, осуществляя свои мечты.


Недавно мы писали про выпускника омского колледжа Максима Рячкина, который отправился в уникальное путешествие к Северному полюсу на атомном ледоколе "50 лет Победы". В начале сентября Омск посетил человек, совершивший пять кругосветных путешествий на яхте, три из которых были одиночные. Преподаватель физкультуры, организатор и руководитель тур-клуба "Осибирившие" и путешественник Сергей Лебединский в интервью "Омск Здесь" рассказал, почему в его заметках природа оживает, как сохранять эмоции от приключений и зачем человек отправляется в путь в одиночку.

Фото: Елизавета Медведева и Александр Колесников

Читайте также