В прошлом году сайт "Омск Здесь" и проект о независимой музыке города "Стереоклуб" познакомили омичей поближе с Ксенией Пугиной - создательницей экспериментального музыкального проекта Lycoris Petal. С того момента в жизни девушки произошло немало перемен - переезд в Северную столицу, участие в новом синтвейв-дуэте SYNTHESE и работа волонтёром… в Индии. Нам стало интересно, как Ксения оказалась в стране пряностей, потрясающих ландшафтов и храмов, какие проблемы жителей гималайских деревень она хотела решать и какие изменения обнаружила в самой себе в этом путешествии.
- Ксения, как в вашей жизни появилась Индия?
- Всё началось довольно давно, три года назад, с увлечения йогой. Мне в принципе всегда эта страна казалась яркой и интересной. Хотелось здесь побывать. Год назад я переехала в Петербург, и мне предложили поехать в зимнюю школу в индийский университет в городе Дехрадун, в рамках моей научной деятельности. Так я приехала сюда первый раз шесть месяцев назад по учебным целям. Мы жили в университете, ходили на занятия, у нас была туристическая экскурсионная программа. Конечно, в тот момент Индия предстала передо мной в "усечённом" виде, потому что нам показывали только определённые, отобранные места. И вообще, мне не совсем понравилось ощущать себя этаким бесцельным туристом…
Во время уже моей второй учебной поездки в Индию на одной из экскурсий нам показывали центр HESCO - гималайскую организацию экологических исследований и охраны природы. Там я встретила много молодых ребят, студентов, работающих в центре. Пообщавшись с ними, оказалось, что все они волонтёры. И я подумала: "А почему бы и мне не стать волонтёром центра?". После этого я познакомилась с лидером организации и спросила, есть ли у меня такая возможность. Мы с ним хорошо сдружились на почве общих интересов, и было решено, что летом, через полгода, как только закончится моя учёба, я приеду сюда.
Все эти полгода я вообще не имела представления, где буду жить, мне просто сказали: "У тебя будет бесплатное проживание и питание". По факту я жила у разных работников этой организации, в очень приличных домах, что меня сильно поразило. Я настраивалась на худшие условия, жить в каком-нибудь общежитии, например, но к иностранцам здесь относятся очень уважительно и предоставляют действительно качественные условия. Ну и опять же, межличностные связи: если ты подружился с индийцем, то он уже никогда тебя в беде не оставит.
Ксения и лидер организации HESCO Anil Prakash Joshi (справа)
- Расскажите поподробнее об организации HESCO. Какие проблемы она помогает решать?
- Это довольно старая организация, существующая в штате Уттаракханд. Её главная цель - развитие гималайских комьюнити. Так сложилось, что маленькие деревни, которые расположены глубоко в горах, существуют только за счёт своих природных ресурсов: у них есть источник чистой воды, какое-то количество животных, плодородная почва, которая два раза в год даёт плоды. И, собственно, всё. От государства максимум оказываются какие-то медицинские услуги. Сейчас в Гималаях с экологической точки зрения всё становится довольно тяжело: источники воды иссякают, качество воды довольно плохое, почва становится всё хуже из-за использования удобрений, поэтому живущим там людям становится, мягко говоря, тяжело существовать. Во-первых, HESCO сплачивает общество. Во-вторых, делится технологиями и адаптирует их именно под местных деревенских жителей. Также организация занимается вопросами, связанными с защитой прав женщин, развитием социально-культурных моментов, созданием здорового и продуктивного досуга. Во многих деревнях, где присутствует HESCO, существуют вечерние клубы, где индийские женщины собираются после работы и просто занимаются рукоделием, хорошо проводят время, общаются. А вещи, которые они произвели во время своего досуга, организация реализует на рынке, и эти деньги в полном объёме возвращаются на счета жителей деревни, которые они потом используют для своих нужд.
- Какую работу вы выполняли как волонтёр?
- Я работала как научный сотрудник в отделе, занимающемся разработкой модели, которая позволит измерить суммарно экологический запас и экологические усилия, которые государство тратит на поддержание среды на определённой территории.
Мой день проходил очень приятно и интересно. Я просыпалась, собиралась, и затем кто-то из сотрудников меня забирал на байке, потому что там все ездят только на байках или скутерах. Чтобы добраться до офиса, нам нужно было какое-то время ехать по городу, а затем по джунглям. Офис организации находится в глубоком лесу Северной Индии. Сам город Дехрадун очень зелёный, просто город-заповедник! А HESCO находится прямо в центре этого заповедника. К слову, мы все уезжали домой в четыре-пять часов, потому что в лесах, когда начинает буквально чуть-чуть темнеть, активизируются не самые безопасные животные, кошачьи. Было много прецедентов, когда их видели прямо на территории организации. Поэтому сотрудники здесь счастливые, уходят домой пораньше (улыбается). Это безумно приятный опыт, когда ты сидишь в офисе и, почувствовав усталость, понимаешь, что сейчас выйдешь и тебя накроет волна звуков: шумящих насекомых, ящериц, змеек, ветвей деревьев. А рядом река, рисовые поля… Очень здорово.
- А что-то было дискомфортным в этой поездке?
- Конечно, были и тяжёлые моменты, например, связанные с климатом. Во-первых, здесь очень влажный климат в принципе, и очень быстро приходит усталость. Также сейчас сезон дождей в Индии, и практически каждый день моего пребывания там шёл дождь. А когда начинался настоящий ливень, приходилось облачаться в костюм ныряльщика, чтобы не утонуть по пути на работу или домой. А ещё я очень скучала по русской еде. Безусловно, индийская кухня - это великолепное сочетание запахов и ярких вкусов, много фруктов, но тем не менее русская еда в сердце. Я очень скучала по борщу! Когда приехала, сразу его отведала (улыбается).
- Что вы поняли об Индии и её жителях во время этого путешествия?
- Так как я жила у довольно состоятельных людей - научных деятелей, чувствовалась некая преграда, ограждающая меня от мира обычных индийцев. В моей прошлой поездке я входила в состав экспедиции, с которой мы путешествовали по Джамму и Кашмир (союзная территория на севере Индии, - прим. ред.), да и просто несколько раз самостоятельно путешествовала на автобусах по близлежащим городам. Я поняла, что в этой стране присутствует просто неописуемый разрыв качества жизни. Люди, которые меня пригласили жить к себе домой, ведут абсолютно европейский образ жизни - в плане питания, досуга. У них есть подписки на "Нетфликс" и прочие платформы. Обычные индийцы, которые живут на улице, - настолько у них другой быт, другая еда, другие запросы, как будто они жители совсем другого государства. Очень интересно, конечно, как сами индусы относятся к этому разделению, я до сих пор не могу до конца понять. Иногда пыталась вежливо поинтересоваться, соблюдая все культурные особенности, но я ещё в процессе изучения этого момента.
Индия научила меня очень многому и, в первую очередь, тому, что жизнь бывает разная. Но это не значит, что нужно стремиться к чему-то одному. Мне было очень даже по кайфу ездить в грязных старых автобусах без кондиционера, забитых индусами, когда кого-то тошнит в окно, кто-то на тебя уже наседает, а ты ещё с ноутбуком и параллельно работаешь на фрилансе. Жара +35, пыль, грязь... Но, блин, что-то в этом есть живое! Это просто жизнь, просто люди. Эти же самые люди смотрят на тебя, улыбаются, угощают тебя чипсами, потому что у тебя ничего нет. В том числе огромное удовольствие получаешь и от общения с более образованной прослойкой населения. Здесь живут очень умные люди, которые постоянно путешествуют, у которых очень много связей по всему миру (как нам известно, индийцы везде), в каждом уголке, в каждой индустрии. Но всех без исключения индийцев отличает, конечно, теснота вот этих межличностных отношений - подружиться здесь легко, люди открыты, и они получают искреннее удовольствие, когда открываются тебе. Они больше хотят узнать тебя, а не рассказывать про себя и свои семьи.
Ещё замечу, что всё-таки здесь очень много людей, перенаселение. Ты чувствуешь это постоянно, потому что люди везде. Даже если ты путешествуешь далеко в горах, в Гималаях, ты всё равно вечно видишь вокруг людей, не говоря уже о каком-нибудь Дели, там вообще безумие. После таких мест хочется вернуться домой, в свою родную сибирскую деревню и просто пожить какое-то время в тайге или в поле, где не будет никого и можно будет уединиться. Сами индийцы рассказывают, что они обычно платят огромные деньги, чтобы остаться где-нибудь наедине с собой, там, где нет людей, едут в совсем далёкие места. А в России нас так мало, и ты начинаешь это ценить - то, что у нас так легко найти работу, что можно работать, ещё будучи студентом бакалавриата. В Индии люди начинают работать только после окончания магистратуры или даже аспирантуры, потому что у них огромная конкуренция и очень трудно найти рабочее место.
- Многие едут в Индию на ретриты, медитировать в храмах, взять аскезу. Насколько вам близка эта история? И как вас изменила Индия в духовном плане?
- Во время этой поездки я безумно ярко ощутила, как среда меняет меня. В последний год у меня была активная жизнь в большом городе с множеством концертов, клубов, вечеринок, и, приехав в Индию, сначала я почувствовала себя немного монахиней. Будучи в среде иностранцев всё-таки появляется маска скромности, сдержанности, сбалансированности. И в первые дни было немного тяжело, казалось: "Боже мой, зачем я вообще уехала из Петербурга? Это такой прекрасный город! Там все мои друзья. Все мои родственники в России, я целый месяц буду жить в Индии абсолютно одна". Но на самом деле это очень круто, просто бросить всю свою жизнь в том виде, в каком она была, и заняться чем-то другим.
Я не скажу, что была там на ретрите, я там работала, но каждое утро я занималась йогой, медитировала, дышала, смотрела на деревья, насекомых, животных. В Питере было с каждым днём всё тяжелее и тяжелее уделять время таким аспектам. В Индии стало намного больше спокойствия. Здорово испытывать жизнь на полную в абсолютно разных её проявлениях. Здорово жить в ритме большого города, но так же круто уехать в джунгли и попробовать понять ритм этого места, побыть в нём, побыть с этими людьми.
Забавно, что изначально я хотела поехать в Индию именно для того, чтобы совершить ретрит, но сейчас, после трёх поездок за эти полгода, я чувствую, что нужно уже взять перерыв. Я очень много всего узнала про эту страну, но хочу отметить, что мне открылась только Северная Индия, горная местность. Для меня продолжает оставаться неизвестной южная часть страны, всеми любимый Гоа и другие регионы Южной Индии. Возможно… нет, точно, если поеду в Индию в ближайшее время ещё, то только на юг.
Наше большое интервью с Ксенией о музыкальном проекте Lycoris Petal читайте здесь. Также предлагаем вам посмотреть выступление девушки в проекте "Стереоклуб".
Фотографии предоставлены Ксенией Пугиной