Закон о новых механизмах противодействия мошенническим операциям вступил в силу сегодня, 25 июля. Он определяет случаи, когда банк несёт финансовую ответственность перед клиентом. Речь идёт о приостановке транзакций в случае, если реквизиты получателя вызывают подозрения. Об этом сообщает пресс-служба Отделения Омск Банка России.
- Согласно закону, сначала банк должен будет приостановить на два дня перевод денег по подозрительным реквизитам и уведомить об этом клиента. За это время человек может одуматься и отказаться от перевода. Если же система банка не защитила человека и произошёл перевод на мошеннический счёт, информация о котором содержится в базе Банка России, то банку придётся возместить клиенту похищенные деньги в течение 30 дней, - пояснила нормы закона заместитель управляющего Отделением Омск Банка России Наталья Стрельникова.
Перевод будет приостанавливаться даже в том случае, когда клиент настаивает на нём или пытается совершить его повторно в течение двух дней заморозки. Банк сообщит человеку, что операция не прошла, укажет причину и срок приостановки. Но в случае если спустя два дня клиент всё-таки решит сделать перевод на этот же подозрительный счёт, банк обязан будет исполнить перевод. Финансовую ответственность за это он уже нести не будет.
Случаи, при которых банк должен приостановить перевод:
-
на основании сведений, полученных из базы данных Банка России о мошеннических счетах;
-
перевод на счета, по которым ранее, по оценкам антифрод-систем банков, совершались мошеннические операции, даже если пострадавшие клиенты не сообщали в банк об обмане и счета злоумышленников не передавались в базу данных Банка России, а остались только в собственной базе кредитной организации;
-
если банкам поступила информация о возбуждённом уголовном деле в отношении получателя средств. При этом поступить в банк она может по любым каналам, не только при информационном обмене с правоохранительными органами. В частности, если клиент или другое заинтересованное лицо предоставит подтверждающий документ о возбуждении уголовного дела;
-
банки обязаны учитывать данные, поступившие от сторонних организаций и свидетельствующие о мошеннической операции. Например, это информация от операторов связи о том, что перед переводом денег зафиксирована нехарактерная для клиента телефонная активность или рост числа входящих СМС с новых номеров, в том числе в мессенджере;
-
если выявлена нетипичная для клиента операция (по сумме перевода, периодичности, времени и месту совершения), а также если зафиксирована попытка осуществить операцию с устройств, которые ранее использовались мошенниками, и информация о нём есть в базе данных Банка России.
Важно:
Банк может отключить мошенникам электронные средства платежа, например, онлайн-банкинга. Для определения злоумышленников банки будут использовать различные идентификаторы из базы данных Банка России, например, реквизиты счёта и обезличенные паспортные данные мошенников.
Если злоумышленник совершил противоправные действия и информация об этом поступила из МВД России, то при открытии мошенником новых карт в других банках они не будут работать, так как реквизиты злоумышленника есть в базе Банка России. К этой базе подключены все банки.
Отметим, что для повышения финансовой грамотности вы можете ознакомиться с материалами в рубрике "Деньги здесь", которую мы готовим совместно со специалистами Банка России.
Главное фото создано с помощью Midjourney