В середине ноября в столице подвели итоги Конкурса молодых учёных Российской академии образования. В состязании ежегодно принимают участие талантливые молодые учёные-педагоги и психологи со всей страны. Одной из пяти лауреатов конкурса этого года стала омичка Юлия Потапова, доцент кафедры общей социальной психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Президент Российской академии образования Ольга Васильева вручила Юлии медаль за исследование формирования миграционных установок у омской молодёжи.
Уже второй год Юлия Потапова вместе с коллегами из ОмГУ исследует психологические причины оттока молодых людей из нашего города. Учёные хотят разработать действующие механизмы для укрепления у молодёжи желания остаться в Омске и именно здесь реализовать свой потенциал. Исследование проводится в рамках гранта Российского Научного Фонда и регионального Министерства промышленности и научно-технического развития.
Как совмещать науку и преподавание, почему анализ базы данных - процесс захватывающий и как добиться публикации в лучшем научном журнале страны - об этом Юлия рассказала нашему корреспонденту.
- Юлия, что стало отправной точкой вашего исследования?
- Мы подавали заявку на грант ещё в конце 2021 года. Условием конкурса тогда было взяться за социально значимую, но ещё не исследованную нами тему. Поэтому мы срочно начали искать феномен, который ещё не изучали. Мы наблюдали тенденции, актуальные для нашего города, и хотели понять, как мы со своей стороны - психологии - можем на них повлиять. В итоге таким феноменом стала миграция.
Научный коллектив исследования: Александр Потапов, Юлия Потапова, Арина Малёнова и Александр Малёнов
- Как была сформирована ваша команда? Что вас объединяет всех четверых?
- Наша команда образовалась благодаря, во-первых, профессиональным, а во-вторых, как видно по фамилиям членов коллектива, семейным связям (улыбается). Мы объединились вокруг руководителя нашего гранта и его идейного вдохновителя - Арины Юрьевны Малёновой, которая со студенческих времен была моим научным руководителем, учила проводить исследования. Сильная половина команды стала поддержкой и опорой не только в эмоциональном смысле - ведь при проведении исследования есть много организационных аспектов. При оформлении статей требуется внимание к деталям, нужны люди, чтобы представлять результаты исследования, критически их осмыслять, дополнять и совершенствовать. Кроме того, наша команда стала междисциплинарной, благодаря чему мы смотрим на проблему не только с психологической, но и исторической точки зрения. По мотивам синтеза этих наук на Дне города - 2022 мы даже проводили психоисторическую игру "Мой любимый город", которая стала одним из практических воплощений нашей работы над темой. А объединяет нас всех, конечно же, неравнодушное отношение к своему городу и любовь к науке, которая вдохновляет на всё новые свершения.
- За что вы отвечаете в исследовании?
- Один из важных результатов работы, который оценивается Российским научным фондом, - публикация статей в высокорейтинговых журналах. Чтобы подготовить статью, необходимо рассмотреть множество источников, и я провожу их первичный анализ. Читаю отечественные и зарубежные статьи, готовлю конспекты и литературный обзор. Также моя роль - проводить анализ и описание полученных эмпирических данных - результатов опроса людей, к которым мы обращались. Для меня анализ новой базы данных - это всегда захватывающая и интригующая процедура. Каждый раз интересно, что получится, подтвердятся ли поставленные гипотезы.
- В рамках исследования у вас есть и научные и практические мероприятия. Расскажите немного о каждом из этих двух направлений.
- В плане научных мероприятий есть два направления. Об одном я уже сказала - это публикация статей. Процесс это не быстрый - сначала мы готовим статью по всем требованиям (и тут самое трудное - уложиться в число печатных знаков, ведь столько хочется сказать об исследуемом объекте!). Затем отправляем её на первичное рассмотрение. В журнале её оценивают два независимых рецензента. После этого мы получаем результат оценки статьи и начинаем её доработку. Поскольку мы ориентируемся на лучшие журналы в нашей стране, то и требования в них очень высокие, соответствовать им нелегко. Начинается диалог, обсуждение деталей, и если то, как мы доработали статью, устраивает интересующее нас издание, статью принимают к публикации.
Другое направление - представление статей на научных мероприятиях: конференциях, симпозиумах, форумах. В прошлом году мы ездили в командировки в Санкт-Петербург, Кострому, Москву, а география наших дистанционных выступлений простирается ещё шире - это Томск, Екатеринбург, Ханты-Мансийск, Ярославль, Вологда и многие другие города. Когда я подводила итоги прошлого года, выяснилось, что я выступила на 23 конференциях... Каждый раз это очень полезный обмен мнениями и точками зрения с коллегами, шанс на улучшение своей работы. Среди практико-ориентированных мероприятий мы проводили площадки, посвящённые городу. В 2022 году выступали на Дне города и "Симфопарке", в 2023-м - на открытии туристического сезона в Омске "Любинский. Travel", участвовали в фестивале "ГЕНТЕХ", проводимом в партнёрстве с ДК "Мега", в дискуссионной школе "ЛЭТО-2023". Я проводила лекции для родителей подростков на Ломоносовском турнире в ОмГУ, была тренером в рамках межвузовской конференции "Краски жизни" в Омском государственном медицинском университете. Везде мы говорили или о городе и миграции, или обсуждали феномены, которые также изучали в рамках нашего проекта, - благополучие, жизнестойкость, карьерные ориентации и одарённость.
- Какие самые большие сложности вы встречаете в работе над этим научным проектом?
- Довольно трудно сочетать учебную нагрузку и научную деятельность, потому самые активные фазы нашей работы приходятся на свободное от преподавания время. В результате сидим в обнимку с ноутбуком в любую свободную минуту, даже летом на даче. Важно вовремя останавливаться, чтобы восстановить силы, ведь проект предполагает длительный период, и главное - за это время не утратить работоспособность.
Ещё, конечно, непросто дождаться ответа рецензента, спокойно воспринимать обратную связь. Но ориентация на стандарты проведения исследования, принятые в других городах и даже за рубежом, позволяет оставаться в тонусе, понимать, какие тенденции существуют в науке. Преподавателю важно заниматься наукой, потому что она провоцирует к постоянному росту и ежегодному освежению учебного материала - получается, от этого выигрываем и мы сами, и наши студенты.
- А какой самый значимый результат исследования на сегодняшний день?
- Мы создали обобщённую модель формирования миграционных установок омской молодёжи, учитывая пол, возраст, национальность, состав семьи, личностные особенности, установки по отношению к своей карьере и городу у студентов Омска, школьников Омска и Омской области, охватив в своём исследовании свыше 850 человек.
- Над чем работаете сейчас и с каких сторон ещё хотите посмотреть на психологию тех, кто хочет покинуть город?
- Перспектив в изучении данной темы очень много, но одна из самых важных - это переход от учащейся молодёжи к работающей, охват взрослых респондентов, апробация нашей методики на новых группах для получения более полных данных.
- Чем для вас лично важно это исследование?
- Я люблю Омск, этот город много значит для меня. Я тут училась, нашла своих друзей, работаю и живу уже почти 12 лет. Здесь появился на свет мой сын. Мне хочется, чтобы он жил в комфортном городе, хочется выстраивать вокруг благоприятную атмосферу, участвовать в решении проблем, а не избегать их. Поэтому данная тема - ещё и глубоко личный диалог с собой и собственными установками и мнениями. Этот проект повлиял на меня, сделал видение города более выпуклым и эмоциональным.
Фото: Илья Петров, Иван Малёнов, Арина Малёнова