Город для жизнестойких. Как омские психологи решают вопросы миграции
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 30 мая 2023, 11:22  •  печать

Город для жизнестойких. Как омские психологи решают вопросы миграции

Омские учёные изучают психологию мигрантов, чтобы создать для молодёжи условия успешной реализации в родном городе.

Проблема оттока населения для Омской области одна из самых острых в последние несколько лет. Ежегодно регион покидают десятки тысяч человек. В рейтинге городов, из которых уезжают люди, Омск находится на верхних строчках. На недавнем заседании Заксобрания специалисты министерства по делам молодёжи, физической культуры и спорта представили отчёт: "Почти четверть омской молодёжи хочет переехать в другой регион, чтобы получить качественное образование, более выгодную работу или сменить обстановку. Зачастую омичи в возрасте от 25 до 35 лет просто не проинформированы о наличии в регионе вакансий с хорошей зарплатой и о других возможностях для развития". Проблему исследуют социологи и экономисты. Омские учёные решили посмотреть на причины миграции с другого ракурса.

Кандидаты психологических и исторических наук ОмГУ им. Ф. М. Достоевского проводят исследование среди школьников и студентов с целью установить психологические причины оттока молодёжи. Большая цель специалистов - разработать действующие механизмы для укрепления у молодёжи желания остаться и реализовать свой потенциал в родном регионе.

Мы поговорили с одним из участников исследования - кандидатом психологических наук, доцентом кафедры общей и социальной психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Малёновой Ариной Юрьевной. Специально для "Омск Здесь" она рассказала, почему психологи взялись за эту работу, какие неочевидные результаты открылись в процессе и какова практическая значимость исследования.

- Арина Юрьевна, если простыми словами, в чём суть вашей научной работы?

- Во многих регионах, и в Омской области в частности, существует серьёзная проблема - миграция молодёжи. Отток населения - это сокращение трудовых, социальных, репродуктивных ресурсов, что значительно влияет на социально-экономическое развитие территории. Причины миграции в основном исследуют социологи и экономисты. Их данные показывают, какие внешние причины заставляют молодёжь уезжать. Но есть ниша, как нам кажется, которая не охвачена. Это психология мигрантов. Мы задались вопросом, что могут сделать психологи в части решения этой проблемы. Мы рассматриваем субъективные причины. Что внутри человека работает, когда он принимает решение уехать, и какие психологические факторы и установки личности могут не только влиять на миграцию, но и способствовать её снижению.

Ключевой замысел нашего проекта - выявить условия для укрепления у школьников и студентов ценностного отношения к малой родине, желания реализовать свой интеллектуальный потенциал в родном регионе. В отдельный сектор исследования мы поместили одарённую молодёжь. Ведь уезжают, как правило, абитуриенты, поступающие в столичные вузы, и молодые специалисты, которые ищут работу после получения образования. Это наиболее способные, интеллектуально продуктивные люди.

- Кто входит в команду исследователей?

- Наш научный коллектив - сотрудники Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского. Я и ещё три человека. Заведующий учебно-научной лабораторией и по совместительству руководитель кафедры общей и социальной психологии Александр Александрович Малёнов и доцент этой кафедры Юлия Викторовна Потапова. Оба кандидаты психологических наук. Ещё в нашей команде кандидат исторических наук, преподаватель Института СПО и ДП Александр Константинович Потапов. Как вы, наверное, заметили, мы объединены не только любовью к науке. Семейный коллектив - это единомышленники, которые проверены и в других сферах отношений. Кроме того, мы - люди с положительной оценкой реальности. Мы поддерживаем и развиваем ресурсный подход: в любой ситуации, даже самой негативной, всегда есть возможности, которые можно и нужно обнаруживать. Ограничения найти легче, но это не значит, что окружающая действительность не имеет ресурса совсем. Миграция, конечно, тоже негативный для региона аспект, но наша команда ставит вопрос так: как улучшить самочувствие молодых людей, их психологическое благополучие. Мы не всегда можем изменить саму среду, но изменить отношение к ней и найти способы этих позитивных изменений - это делать надо. Психологи этим и занимаются - помогают людям открывать возможности в себе, других, мире. Вот мы и собрались в одну команду, те, кто верит в эту идею.

- Как возникла идея посмотреть на вопрос именно с этой стороны?

- Основная тематика - поиск причин и факторов психологического благополучия личности - существует в науке достаточно давно. И наш коллектив этой темой занимается уже несколько лет. Но поскольку этот вопрос важно рассматривать с точки зрения острых и актуальных проблем, в этот раз благополучие мы поместили в пространство миграционного поведения. Наши исследования показали, что в молодёжной среде именно неэкономический фактор является ведущим. Конечно, те, кто имеет высокий доход, чувствуют себя более благополучно, но лишь в финансовой сфере. Уровень счастья и удовлетворённости жизнью в целом у студентов от уровня дохода не зависит. То есть, существует ряд значимых и менее раскрытых психологических факторов. Эта область показалась нам интересной.

Из всех параметров мы взяли для исследования два, на наш взгляд, самых важных и мало изученных в контексте миграционного поведения - уровень субъективного благополучия и уровень жизнестойкости личности. Как эти две составляющие могут влиять на принятие решения о переезде? Когда человек ощущает себя неблагополучно, нет крепких социальных связей или внутренней гармонии, то ему кажется, что если он уедет и начнёт всё с чистого листа, то будет лучше. При этом молодой человек может даже не знать "куда", ему бы "откуда". Видно, что для решения мигрировать важен именно эмоциональный аспект - отношения с окружающими, с самим собой, своим городом. Здесь и могут работать психологи.

Рассматривая у молодёжи параметр "жизнестойкость", на начальном этапе исследования мы предполагали, что могут быть разные варианты. Например, жизнестойким легче адаптироваться на новом месте, и, как следствие, они не боятся уезжать. Оказалось, что жизнестойкие склонны оставаться и готовы противостоять трудностям! И это очень важно. Если мы будем формировать у молодёжи жизнестойкость через вовлечённость в деятельность, принятие рисков, то есть вероятность, что процент уезжающих снизится. Значительно повлиять на миграцию только этими действиями, конечно, не удастся, но улучшить ситуацию можно.

- Почему человек вообще передвигается с места на место?

- Если ссылаться на омских экономистов и социологов, то есть данные, что 20 % молодого населения не планирует миграцию (среди них совсем не хотят уезжать 4 %). 80 % так или иначе об этом задумываются.

По статистике мы наблюдаем два пика миграции молодых людей: 17-19 лет - образовательная миграция, и 21-23 года - это профессиональная миграция, желание найти лучшее место для трудоустройства. Студенты менее склонны к миграции, чем будущие абитуриенты. Но совершат ли абитуриенты миграцию - это отдельный вопрос. Не очень социально активные школьники, которых у нас достаточно, скорее, склонны остаться, но не видят своей роли в жизни города. Есть ощущение, что те, кто уезжают, используют стратегию избегания, полагая, что где-то будет лучше. Конечно, часть абитуриентов осознаёт и понимает, зачем едет. Для них это действительно аргументированное решение проблемы самореализации.

Среди причин миграции, помимо получения образования и трудоустройства, значение имеет ещё целый ряд факторов: пространственный (инфраструктура для жизни, транспортная доступность), культурный (качественный досуг, культурные мероприятия, отдых, туризм), информационный (доступность информации, своевременность её получения). Мы же рассматриваем социально-психологический.

В результате исследования мы выделили четыре группы потенциальных мигрантов:

1 группа - не готовые к миграции (самая многочисленная среди школьников). Они не готовы ни эмоционально, ни когнитивно (не думают об этом), ни поведенчески (не предпринимают конкретных действий).

2 группа - стремящиеся (20-30 %). Они нацелены на переезд и эмоционально настроены на него, планируют и осуществляют конкретные шаги в направлении миграции и, скорее всего, её осуществят.

3 группа - неуверенные. Те, кто периодически думает об этом, готов поведенчески, но не эмоционально. Им страшно уезжать из города, они сильно привязаны к месту, к семье, друзьям.

4 группа - сомневающиеся (мечтатели, фантазёры). Эмоционально хотят и даже пытаются что-то делать, но ментально к не готовы к миграции. Они не понимают, что такое переезд, насколько это серьёзное биографическое событие.

Для нас, как для психологов, последние две группы очень ресурсные. Они ещё не приняли окончательного решения, а следовательно, с ними можно поработать - подумать, что делать, как и какие создать им условия для самореализации здесь, в омском регионе. Поработать, судя по всему, можно и с родителями, так как отношения с близкими одновременно и выталкивающий, и сдерживающий факторы.

- Какие неожиданные открытия вы совершили в процессе исследования?

- Мы обнаружили, что больше склонны к миграции девушки. Они более активны в образовательных мероприятиях, интеллектуальных соревнованиях, более зрелые социально, у них больше амбиций. Значительная часть группы "стремящихся" - женская. Но их эмоциональность имеет двойную природу: доминируют девушки и в группе "неуверенных".

Неожиданный контрастный результат мы получили у тех, кто вовлечён в жизнь города и активно здесь реализуется. Мы думали, что волонтёры, активисты точно готовы остаться в Омске. Оказалось, НЕТ! Они в силу своей, в том числе и географической, мобильности поездили по стране, видели другие города и понимают, где комфортнее и что помогать они могут людям не только в Омске, но и во всём мире. То есть, оказалось, что вовлечённость и увлечённость не всегда будут сдерживающими факторами. Чем сильнее включён человек в деятельность, в социальные отношения, чем шире у него спектр занятости, тем больше возможностей найти зону для самореализации.

- Влияет ли статусность городов на выбор молодёжи, куда переезжать?

- Есть чёткая статистика, куда переезжают омичи. Города-лидеры, города-магниты - это Москва, Петербург, Калининград, Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Краснодар. В столицах стараются выбирать вузы. Работу тоже ищут в этих городах, но процент соотношения другой. В любом случае это города, где молодые люди могут максимально удовлетворять свои потребности. Но как оно будет на самом деле - мы не знаем. Позитивным смыслом наделяется "прекрасное далёко", которое может таковым не оказаться. При этом обесцениваются преимущества родного города. Позиция Омска сильно понижается на фоне завышения статусности других городов. Есть, конечно, объективные причины. Но нас, как психологов, интересуют субъективные. Статус у Омска промежуточный - между транзитом и донором. Но мы также имеем свою привлекательность для жителей других регионов, к нам едут за образованием, например, из Казахстана.

- Какие методы исследования вы используете?

- Основной метод - психологическое тестирование. И этим мы отличаемся от других специалистов. Психодиагностический инструмент тонкий и позволяет выявить личностные особенности ребят и их миграционные установки. Мы старались сделать исследование компактным, но ёмким. На заполнение опросника уходит минут 30-40.

Важно понимать, что, задавая вопросы, мы можем сами формировать установку. Например, интервьюер спрашивает: "Задумывались ли вы о переезде? Куда бы вы поехали? Когда планируете переезд?" С одной стороны, это даёт информацию, а с другой, человек может и не планировал, а мы такими вопросами его к этим мыслям подталкиваем.

Одна из главных задач в нашем проекте - разработка аккуратного и экологичного инструмента для изучения миграционных процессов. Основная идея, как, даже задавая вопросы, мы можем акцентировать внимание на ресурсах региона и причинах здесь остаться. Плюс мы создаём свою методику психодиагностической оценки, но не миграционных установок, а наоборот, степени приверженности городу.

- Где вы планируете применить результаты исследования? И с какими структурами важно взаимодействие, чтобы получился положительный результат?

- Наш проект идёт второй год. Мы работаем с департаментами по делам молодёжи, физической культуры и спорта, культуры, планируем - с департаментом образования. Одна из задач нашего исследования - разработка и внедрение ресурсной психолого-педагогической технологии в образовательную систему, чтобы заниматься профилактикой миграций уже со школьного возраста. Здесь ещё есть важный нюанс. Мы хотим, чтобы молодёжь оставалась, и в то же время, задача психологии - поддерживать свободный выбор человека в любом случае. Мы не можем какими-то действиями заставить уехать или остаться. Мы и хотим найти эту психологическую основу для того, чтобы создавать условия для осознанного выбора.

Есть ощущение, что этот выбор у молодёжи часто происходит эмоционально, незрело и инфантильно. Не хватает информации о возможностях для самореализации, есть проблемы с самооценкой, эмоциональным благополучием и жизнестойкостью. Тут психологи могут сделать многое, чтобы устранить эти причины. Повысить значимость собственной личности и своего региона, но не на уровне пропаганды "оставайтесь в городе и будет здорово", а путём формирования тех качеств, которые повысят стрессоустойчивость, жизнеспособность молодого поколения, ответственность за свои поступки, будут способствовать улучшению самочувствия и психологического благополучия. Согласно нашей гипотезе, это должно повлиять на миграционные установки и миграционное поведение.

- Почему школьники - это благоприятная группа для работы психологов?

- Когда студенты сознательно принимают решения о переезде, то, скорее всего, уедут, и начинать работать надо раньше, в подростковом возрасте. Иногда миграция - это защитный механизм, избегание чего-то. А это неэффективное преодоление трудностей. Поскольку именно в подростковом возрасте формы преодоления (или копинг-стратегии) находится в стадии формирования, то здесь можно подключиться специалистам и учить тому, как справляться с ситуацией продуктивными способами. Например, прокачка soft skills через разные форматы, вызывающие интерес подростковой аудитории, - дебаты, квизы, квесты, тренинги, деловые, настольные и трансформационные игры.

- Как вы исследуете родительские установки?

- Мы работали исключительно со студентами и школьниками. Оценку родителей рассматривали их глазами. Если бы мы изучали родителей, это была бы совсем другая история. Мы старались сделать исследование компактным и многие аспекты не затрагивали, концентрируясь на главных. Нам важно, как семья воспринимается самим ребёнком. Но изучение миграционных установок семьи и отношения близких к миграционным намерениям ребёнка - очень интересная и важная тема, к которой мы планируем обратиться в ближайшем будущем.

- Есть ли подобные исследования в других регионах и планируете ли вы анализировать ситуацию в стране?

- Тема миграционных установок в науке и практике довольно популярна и часто привязана к региону изучения. В разных городах могут получиться свои результаты. Мы не обещаем охватить всероссийские тенденции, но их учитываем. Не то, чтобы наше исследование уникально, но изучение таких психологических факторов миграции, как благополучие и жизнестойкость, достаточно редко встречается. В психологических исследованиях важное значение имеет изменение среды. Она влияет на то, что происходит с носителями психологии, и любые внешние изменения могут отразиться на миграции. Наша работа связана с понятием предикции, поиском способа устойчивого прогноза на основе относительно стабильных характеристик, прежде всего личностных. В них есть и более подвижные, вариативные элементы, например, эмоциональная составляющая или самооценка. Наша задача - выделить инвариантные компоненты, которые будут регулярно повторяться и показывать устойчивую специфику поведения молодёжи региона, а воздействовать будем - на вариативные, надеясь, что через них можно изменить установки, а за ними и стратегии поведения.

- На каком этапе исследования вы сейчас находитесь?

- Сейчас мы завершаем сбор данных на студенческой выборке. Наша задача - выделить ядерные параметры: что общего у студентов и школьников, несмотря на возраст и гендер, и в чём специфичность. От этого будет зависеть дальнейшая работа с аудиторией, что предлагать студентам, а что - школьникам. Наши единомышленники - это ещё и студенты нашей кафедры. Надеемся, что их увлечённость проблемой миграции позволит решать её изнутри, а также продвигать и реализовывать проекты не только в высших, но и в средних образовательных учреждениях. Следующий этап нашего исследования - методический - разработка инструмента для оценки приверженности городу и соответствующей образовательной технологии с её дальнейшей апробацией и, надеюсь, внедрением.

- На какие средства вы проводите исследование?

- Наше исследование проводится в рамках грантового проекта "Субъективная картина благополучия как предиктор миграционных установок одарённой молодёжи Сибирского региона", получившего в 2022 году поддержку Российского научного фонда. Это один из самых главных фондов нашей страны, которые финансируют проекты, в том числе регионального уровня. В Фонде посчитали, что наша задача достаточно остра и актуальна. Кроме российского научного фонда проект должен поддерживаться ещё и регионом, в нашем случае, министерством промышленности и научно-технического развития Омской области. Наш отчёт за первый год работы приняли и признали продуктивными. Поэтому финансирование проекта продлили ещё на год.

- Какой видимый результат работы вам хочется?

- Этот проект - не наука ради науки. Это прикладной проект. Мы откликаемся на все мероприятия со школьниками и студентами, взаимодействуем с общественными организациями. Мы знаем лично людей, которые про Омск и за Омск, хотя они могли принять решение о миграции, поскольку их потенциал огромен и мог бы реализоваться в других регионах, но они остались. Не вопреки, а ради чего-то. Может, звучит пафосно, но я верю в то, что, меняя психологию человека, можно изменить и среду. Мы объективно теряем человеческий капитал. А любое место - это не столько само пространство, сколько люди, которые его населяют. Чем больше будет людей, которые хотят и готовы не разрушать, а созидать, творить, вкладывать, то результат будет лучше и для города, и для региона. Мне бы хотелось, чтобы омичи избавились от потребительского отношения к месту, в котором живут, и задавались чаще вопросом про авторство своих усилий, про ответственность. Когда мы поймём, что молодёжь готова не просто давать оценки, а скажет: "Я не хочу уезжать, потому что здесь хорошо, и в этом есть и моя заслуга, я буду жить в Омске и для Омска", наверное, ради такого результата мы и работаем.

- За что вы лично любите Омск?

- Я коренная омичка, это город моих родителей и прародителей. Омск - это моя Родина, и большая, и малая. Я очень сильно себя идентифицирую с ним. Здесь находятся близкие для меня люди. Моя семья, друзья. С точки зрения самореализации мне город дал очень многое. И я понимаю, что у города большой потенциал! Я обнаружила и реализовала этот потенциал, и могу поделиться этим с другими людьми. Обидно за наш регион, когда на фоне искусственной привлекательности других регионов его обесценивают, обнуляют достижения и достоинства, которые у Сибири и Омска есть. Психологически объяснить сложно, за что ты любишь город, это глубокий эмоциональный вопрос. Омск - это я. Можно так сказать.

Фото: Илья Петров, Иван Малёнов, Арина Малёнова

Читайте также